Евгения Мелещенко
Проект взаимодействия с родителями «Опыт из родительского гнезда» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект взаимодействия с родителями «Опыт из родительского гнезда»
Разработчик проекта : воспитатель подготовительной группы №19 Мелещенко Евгения Сергеевна
Пояснительная записка
Темочки:
- Гнезда и птенцы весной
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экспериментирование. Консультации для родителей
- Экспериментирование. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Актуальность проблемы. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего не сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей :
1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Основные принципы организации работы с семьей:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• отсутствие формализма в организации работы с семьей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Ожидаемые результаты:
1. Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
2. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
4. Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные:
1) коллективные – родительские собрания, конференции и др.
2) индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;
3) наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.
Нетрадиционные:
1) информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т. д.);
2) досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями (мастер-классы, совместные праздники, выставки поделок и рисунков)
3) познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
4) информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;
5) информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Проектная часть
Тип проекта : долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный.
Цель проекта : организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи проекта :
- привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
- создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;
-повышение педагогической культуры родителей;
-активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
-развитие творческих способностей детей и родителей.
Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.
Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники и родители.
Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Примерный перспективный план работы родителей с детьми в подготовительной группе на 2019-2020 год
Сентябрь:
Мастер-класс «Знакомство с техникой рисования эбру» (Бабец Дарья Александровна)
Октябрь:
Мастер-класс «Канапэ для мамы» (Завьялова Татьяна Николаевна)
Ноябрь:
Мастер-класс «Декупаж вазочки для любимой мамочки» (Мельниченко Олеся Викторовна)
Декабрь:
Мастер - класс «Новогодняя игрушка»
Январь:
Мастер-класс «Мыловарение» (Климова Ольга Федоровна)
Февраль:
Мастер-класс «Пирография-выжигание по дереву «Рисуем огнём!» (Матузин Константин Викторович)
Март:
Мастер-класс «Вязание крючком» (Зырянова Мария Валерьевна)
Апрель:
Мастер-класс «Изготовление дымковской барышни» (Гапоненко Олеся Юрьевна)
Май:
Мастер-класс «Изготовление кормушки» (Наумов Сергей Владимирович)
Этапы работы
1. «Этап общественного мнения». Срок проведения: сентябрь 2019-2020 учебного года.
• Проведение анкетирования родителей воспитанников групп старшего дошкольного возраста для выявления запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ;
• Составление перспективного плана мероприятий;
• Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.
2. «Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми. Срок проведения: сентябрь – май 2019-2020 уч. гг.
3. «Этап подведения итогов». Срок проведения – май 2020г. Подводятся итоги работы над проектом.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.