Татьяна Скрягина
Мероприятие в рамках взаимодействия с родителями «Стили родительского воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
к родительскому собранию «Стили родительского воспитания»
Основные цели:
- познакомить родителей с основными стилями воспитания в семье;
- мотивировать родителей к осознанию необходимости повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей.
Участники: педагог-психолог, родители
Форма проведения: семинар с элементами тренинга
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Оборудование: схемы разных стилей воспитания с их описанием, карточки с ситуациями, описывающими разные стили воспитания, презентация.
Краткая аннотация к работе:
Данное родительское собрание организовано для родителей в рамках школьного проекта «Семья и школа». Одна из целей реализации данного проекта - создание условий для повышения уровня психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
Мероприятие может проводиться для родителей учащихся как начального, так и среднего звена. Оптимальное количество участников - не более 25 человек, так как такая форма организации как семинар-практикум, предполагает работу в интерактивном режиме (в группах по 5-6 человек). Проведение собрания в технологии деятельностного метода позволит родителям почувствовать удовлетворённость от самостоятельного «открытия нового знания», а также будет способствовать сплочению родительского коллектива в условиях организации совместной деятельности.
Ход мероприятия:
1. Мотивация к деятельности
Приветствие. Вступительное слово педагога-психолога.
- Сегодня как всегда мы поговорим о наших детях. А тему нашего разговора нам поможет определить притча, притча о виноградной лозе (приложение 1,слайд 1).
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя : в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
- О чём эта притча? (О воспитании, о том, как важно найти «золотую середину» в воспитании ребёнка).
- А Вы придерживаетесь определённых правил в воспитании детей? (Нет, да, не всегда).
- Вы хотите больше узнать о том, какие методы, приёмы целесообразнее применять? (Да, пока не знаем).
- Я думаю, что сегодня вы решите для себя вопрос о нужности определённого стиля воспитания.
- Всем желаю успехов и хорошего рабочего настроения.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
1) Актуализация знаний родителей о приёмах методах, стилях воспитания
- Перед вами несколько высказываний известных людей о воспитании
(приложение 1, слайд 2).
- Все афоризмы о воспитании, но ведь все они очень разные. Чем же они отличаются? (Великие люди говорят о разных правилах воспитания, о последствиях того или иного стиля воспитания).
Разобрать смысл каждого высказывания, выслушать отношение родителей к мнению известных людей. По ходу обсуждения можно задать следующие вопросы:
- Вы часто хвалите своих детей?
- А зачем хвалить ребёнка и когда это нужно делать?
- А наказания используете, какие?
- Вы всегда выполняете угрозы или обещания?
- Вы приучаете ребёнка к самостоятельности?
- Как вы думаете, вы правильно воспитываете своих детей?
- Если мы вспомним притчу о виноградной лозе, то в ней говорится о необходимости разумного сочетания строгости и ласки в воспитании. Кто из вас знает, как называется такой стиль воспитания? (Выслушать ответы родителей).
- Давайте обратимся к словарю и узнаем, что такое «стиль воспитания» (приложение 1, слайд3).
2) Пробное действие
- Поднимите руку те, кто знает, какие вообще стили воспитания различают? (Варианты ответов).
- У кого другое мнение? У кого нет варианта ответа?
-Видите, у каждого из вас свой вариант ответа. А нам надо найти общий ответ на этот вопрос.
- На какой вопрос вы пока не смогли найти ответ? ( На вопрос: «Какие стили воспитания различают?»)
3. Выявление причины затруднения
- Когда что-то не получается, надо остановиться и подумать.
- В чём же наше затруднение? (Мы не знаем стилей воспитания или не уверены в своём ответе)
- Какова цель нашей встречи? (Узнать, какие стили воспитания различают и в чём особенности каждого стиля (приложение 1, слайд 4).
- Попробуйте сформулировать тему («Стили родительского воспитания», (приложение 1, слайд 5).
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Наши дети сами открывают новые знания на уроках. Вы тоже сегодня попробуете сами найти ответ на вопрос «Каковы стили воспитания в семье?»
- Я предлагаю вам следующий план выхода из затруднения (приложение1, слайд 6). Для этого предлагаю поработать в группах. Я предлагаю вам вспомнить основные правила работы в группах, которые хорошо знают наши дети и которыми они пользуются на каждом уроке (приложение 1, слайд 7).
- Каждая группа получит описание ситуации, которую она соотнесёт с конкретным стилем воспитания, описание особенностей каждого стиля перед вами на карточках-схемах. На работу- 5 минут.
5. Реализация проекта
Поработав в группах, ответственные групп зачитывают ситуацию и соотносят её с определённым стилем воспитания, прочитав его характеристику.
В результате на маркерной доске появляются схемы стилей воспитания, их характеристика, на экране последствия каждого стиля воспитания.
(приложение 1, слайды8-11).
- Какой стиль воспитания, по вашему мнению, самый эффективный? (Авторитетный)
- Почему?
- Могут ли отец и мать иметь разные стили воспитания? Каковы последствия?
- Итак, мы достигли цели нашего занятия? (Да, достигли, мы знаем характеристику основных стилей родительского воспитания).
- Дети на уроках после данного этапа тренируются в применении нового знания. Предлагаю этот шаг отработать и вам.
6. Первичное закрепление
- Сейчас вы продолжите работать в группах. Я предлагаю вам упражнение, которое называется «Скульптура». Ваша задача – создать скульптуру определённого стиля воспитания в семье. Материал для скульптуры - вы сами. В создании скульптуры могут участвовать как все члены группы, так и отдельные члены вашей команды.
Я предлагаю ответственным групп вытянуть карточку со стилем воспитания, скульптуру которого вам предстоит показать. На работу – 7 минут.
Родители демонстрируют созданные ими скульптуры, комментируют созданный ими продукт деятельности.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
- В качестве самостоятельной работы я предлагаю вам поработать над тестом, и определить на какой стиль воспитания ориентируетесь вы (приложение 2).
- Выберите из четырех вариантов наиболее для вас предпочтительный, обработать тест вам поможет таблица (приложение 1, слайд 12).
- Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.
- Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.
- Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы всё-таки хотите видеть своего ребёнка, также и самого себя как родителя.
- Надеюсь, что результаты теста помогут вам скорректировать ваш стиль семейного воспитания.
8. Рефлексия деятельности
В качестве рефлексии используется методика «Рефлексивный экран».
Родители по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
• сегодня я узнал…
• было интересно…
• было трудно…
• я понял, что…
• теперь я могу…
• я приобрел…
• я научился…
• у меня получилось …
• я смог…
• я попробую…
• меня удивило…
• мне захотелось
- Спасибо вам за активную работу, наша встреча была не только полезной, но и интересной. И закончить нашу встречу мне хотелось бы словами великого персидского поэта Саади: «Покинут счастьем будет тот, кого ребёнком плохо воспитали. Побег зелёный выпрямить легко, сухую ветвь один огонь исправит».
- Счастье ваших детей в ваших руках. Успехов вам в воспитании, мира и взаимопонимания в семье!
Комментарии к сценарию
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М. :, Сфера, 2003.
2. Дереклеева Н. И. Родительские собрания. 5-11 классы. – М. : ВАКО, 2004. – (Серия «Педагогика. Психология. Управление»)
3. Волков, Б. С. Детская психология в вопросах и ответах/ Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Академия, 2004.
4. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб., 1996.