Елена Прокофьева
Проект «Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями воспитанников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы детей, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с ОВЗ и его родителям необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении и дома, способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний и контролировать свои эмоции, что очень важно.
Темочки:
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Перед педагогами и родителями стоит задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных
программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Задача педагога состоит в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.
Цель проекта :
-Создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды в детском саду и дома.
-Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах).
-создать в детском саду и дома с помощью родителей оптимальные условия для развития детей с нарушением интеллектуального развития, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития и его социализации;
-объединить усилия педагогов и родителей для создания единого пространства развития и социализации ребёнка с ИН;
-формирование социально адаптивных навыков у детей с нарушением интеллекта.
-организация работы с родителями, что поможет решать одну из важнейших задач воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, социализировать их
Задачи проекта :
• Вовлечение родителей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
• Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы
• Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
• Внедрение современных образовательных технологий
Ожидаемые результаты
№ Участники проекта Ожидаемый результат
1. Ребёнок Формирование социально адаптивных навыков у детей с нарушением интеллекта.
Расширение круга познавательных интересов ребёнка. Повышение качества обучения ребёнка
Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка
2. Родители Вовлечение родителей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс
Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития
3. Ребёнок, педагоги Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.
4. Педагоги Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с ИН.
Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.
Привлечение семьи к образовательному процессу и педагогическое содействие в образовании детей с ИН
Показатели результативности и эффективности проекта
• Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство
• Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
• Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
• Повышение показателей качества обученности ребёнка.
• Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
• Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Описание основных мероприятий проекта
• Подготовительный этап.
• Сбор информации
• Обследование детей.
• Изучение методической литературы по теме
• Работа с родителями
• Диагностика возможной коммуникативной деятельности.
• Прогнозирование результатов.
Разработка методов реализации проекта
• Разработка индивидуального образовательного маршрута для детей воспитателем.
• Составление плана мероприятий по социализации детей.
• Индивидуальная работа с родителями. В практике работы с семьей хорошо зарекомендовали себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям : сшить костюмы для кукол, починить игрушки, помочь оформить помещение к празднику, написать газету, оформить уголок для родителей, для поздравления детей с днями рождения. Многие родители с удовольствием откликаются на такие просьбы и проявляют свою выдумку и фантазию. Так у нас в группе появились куклы в костюмах, дидактические пособия для занятий, дорожки здоровья, зрительные ориентиры.
• Организация конкурсов для детей и родителей.
Очень часто интерес наблюдается у детей и родителей, когда в детском саду объявляется конкурс. Чтобы привлечь родителей к участию, в первую очередь завлекаются дети, которые рады всему новому, они и помогут своим родителям найти время для маленькой поделки, необычной фотографии или просто рисунка. Темы конкурсов выбираются исходя из современных интересов семей. Например: «Моя семья», «Генеалогическое древо семьи», «Моя любимая игра (игрушка)», «Мой домашний питомец».
• Трудовой десант
Благоустройство территории детского сада зачастую ложиться на плечи воспитателя, но если немного пофантазировать, то можно привлечь к этой интересной работе и родителей. Родители собираются вместе с воспитателями в определенный день и дружно работают: красят оборудование на участках, носят песок в песочницы, белят бордюры и деревья, придумывают новые постройки для детей. В таких мероприятиях происходит формирование командного духа среди родителей, совместная деятельность объединяет родителей и детей, помогает лучше понять друг друга, улучшить взаимоотношения. Итогом такой работы может стать, например, сказочный городок на участке своей группы.
• Проведение совместных массовых мероприятий, экскурсий.
Для проведения массовых мероприятий используем достаточно эффективный метод общения детей со своими родителями – проектный метод. Ведь именно совместное проведение досуга является самой важной основой для счастливой жизни семьи. Например, «Наш огород», «Любимая мамочка», «Самый лучший друг – папа», «Мой город», «Мама, папа, я-спортивная семья».
• День открытых дверей
Родители приглашаются в группу не в качестве слушателей или смотрителей, а в качестве участников той или иной деятельности. Тем самым у ребенка просыпается еще больший интерес к продуктивным видам деятельности, инсценировкам видя, что мама или папа с удовольствием ему помогают в этом.
• Родительские уголки
Несмотря на то, что форма работы весьма традиционна, она пользуется большой популярностью, если ее немного модернизировать, то она станет не только полезной, но и весьма увлекательной. Например, ввели рубрики родителей, где они делятся новыми достижениями своих малышей, интересными и полезными советами по закаливанию и питанию, режиму дня. Создаём фотоотчеты о совместных мероприятиях, чтобы у других родителей появилась мотивация к новым поступкам.
• День познания себя и других.
В связи с тем, что тренинги в наше время приобретают все большую значимость и популярность, назначаем дни, которые будут им посвящены. Также проводим различные анкетирования, тестирования, почта «горячих предложений», где родители высказывают свои пожелания, просьбы и получают ответы на свои вопросы. В этой работе воспитателю приходят на помощь педагог – психолог, логопед, учитель-дефектолог, руководитель физического и музыкального воспитания, старший воспитатель.
• Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с ИН,
Календарный план по реализации проекта
№ Направления работы Пути реализации Сроки
1. Сбор информации Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей Сентябрь
2. Обследование детей Диагностика состояния речи ребёнка Сентябрь
3. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей Составление плана работы с учётом возможностей детей Сентябрь
4. Организация адаптационного периода
Сбор информации
Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей
Диагностика детей Сентябрь
5. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей Составление плана работы с учётом возможностей ребенка
Организация адаптационного периода Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками
Развитие коммуникативных навыков В течение года
6. Формирование игровой деятельности Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь,
Коммуникативные игры «Зеркало», «Потерялась …девочка», «Ожившие игрушки», «Солнечные зайчики»
Дидактические игры «Что правильно - что неправильно»
Творческий познавательный проект «Волшебство новогодних игрушек»
Помощь в налаживании совместной игровой деятельности.
Перевод самой игровой деятельности на более высокую ступень: от игры «рядом» к игре «вместе»;
Обучение делать что-то по очереди или согласно принятой на себя роли, следовать правилам.
«Уроки по безопасности жизнедеятельности»
Участие в праздновании ежемесячно
7. Участие в утренниках, развлечениях, детско-родительских гостиных. Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т. п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях,
Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях
Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний. октябрь -
Ноябрь - гостиная «День матери»
Декабрь, февраль, март, апрель – тематические утренники
8. Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания Формирование КГН.
Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
формирование приемлемых норм поведения.
Формирование представлений об окружающем мире и о себе. Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т. д.)
Оформление фотовыставок о мероприятиях
Участие в акции «Покорми птиц»
Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц. В течение года
Январь.
Февраль
9. Работа с родителями Методы организации работы с родителями по социально-коммуникативному воспитанию детей :
беседы, консультации, показ занятия; включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий; подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, игр и заданий, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей-инвалидов.
Консультации:
«Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка с НИ»; «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста»;
«Требования к ребенку и его обязанности в семье» «Значение игры в познавательном и социальном развитии ребенка» В течение года
Литература.
1. Сборник научно-методических материалов под ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М. : Издательство «Спутник», 2014.
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
3. Ковалёва Е. М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М. : Лист-Нью. -2005.
4. Солодянкина О. В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. : АРКТИ. 2007.
Проекта «Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями воспитанников с ОВЗ»
Одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, является обязательное привлечение семьи к образовательному процессу и педагогическое содействие в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время многие исследователи показывают наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия родителей с ребенком, компетентной организацией коррекционно-педагогической работы с семьей и перспективами развития и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития, способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория детей нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
Нормативно – правовые документы
1. Конституция РФ, ст. 43, 72;
2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
3. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А. И. Герцена) :
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования взят за основу принцип уникальности детства, которое рассматривается как значимый период в жизни каждого человека. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.
Что такое «социальная ситуация развития детей»?
Л. С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особое социальное пространство, которое создает взрослый для развития детской личности. Оно определяется системой социальных условий, которые взрослый организует при взаимодействии с ребенком.
Что такое «инклюзивное образование»?
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» : «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Что такое «целевые ориентиры»?
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, не приносит позитивных результатов.
В последние десятилетия активно ведется поиск оптимальных и эффективных путей вовлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.
В педагогической науке известны работы о взаимодействии с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья Н. Б. Лурье, Е. С. Иванова, Р. Ф. Майрамяна, А. Н. Смирнова, Л. Я. Коломинского и др. В этих исследованиях раскрываются теоретические аспекты проблемы. О. П. Гаврилушкиной, С. Д. Забрамной, А. А. Катаевой, Н. Д. Соколовой, Е. А. Стребелевой были предложены практические рекомендации для родителей в ходе коррекционно-педагогического процесса.
Важность включения родителей в обучающий процесс в последнее время приобретает все большее значение в нашей стране. Для любого ребёнка наступает момент, когда он входит в новый неизведанный мир – он поступает в детский сад. Особенно трудно детям с ограниченными возможностями, они испытывают неуверенность и тревогу. Если ребёнку с ОВЗ не обеспечить должной социально-психологической адаптации, он может на всю жизнь остаться пассивным, неуверенным, зависимым от других людей.
Главным в работе ДОУ, мы считаем создание оптимально комфортных условий для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями исходя из их интересов, возможностей и личных особенностей, обеспечение атмосферы психологического комфорта и формирование адекватных способов вхождения в социум.
Целью воспитательной работы коллектива ДОУ является также создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала детей с особыми образовательными потребностями и формирование их позитивных личностных качеств.
Родители детей с ОВЗ не знают методы и приемы коррекционной работы по преодолению имеющегося у ребенка дефекта, они не готовы к активному и квалифицированному участию в их образовании. У половины родителей не сформировано положительное отношение к педагогической и коррекционной деятельности; родители не обладают необходимым объемом знаний о структуре дефекта, которые понадобятся им для активного участия в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья; не обладают положительным опытом коррекционно-образовательной работы.
Работа с родителями в этом направлении имеет и особенную специфику. Возникает проблема формирования готовности родителей к взаимодействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, родители не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приёмами и методами коррекционно-развивающей работы без помощи и поддержки специалистов.
Для решения этой проблемы педагогами, детьми и родителями была создана развивающая образовательная среда, атмосфера свободы, интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного процесса общения.
Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:
принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
непрерывность;
вариативность;
соблюдение интересов воспитанника;
принцип создание ситуации успеха;
принцип гуманности и реалистичности;
содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- день открытых дверей;
- сайт ДОУ разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;
- проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
- Это укрепление внутрисемейных связей,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
Список используемой литературы
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение введение ФГОС ДО:сборник материалов/Арханг. обл. ин-т открытого образования; [авт. -сост. И. С. Вашукова, А. В. Худякова,И. В. Федосеева]. - Архангельск: АО ИОО, 2014.- 60 с. :ил.
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. М. : – 2015. – 89с.
3. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.
Пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. М. : – 2015, – 221с.
4. Шпилевая С. Г. Руководство для родителей детейс ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка. Калининград, 2011. –