Надежда Григорьева
Проект «Взаимодействие с родителями»
▼ Скачать
Проект
«Взаимодействие с родителями»
Разработчик проекта:
воспитатель 1 смешанной группы Григорьева Н. А.
Пояснительная записка
Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Актуальность проблемы. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, открывать сильные и слабые стороны ребенка, учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке, понять, что путем одностороннего воздействия ничего не сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:
1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Основные принципы организации работы с семьей:
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• отсутствие формализма в организации работы с семьей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Ожидаемые результаты:
1. Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
2. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
4. Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные:
1) коллективные – родительские собрания, конференции и др.
2) индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;
3) наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.
Нетрадиционные:
1) информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т. д.);
2) досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)
3) познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
4) информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;
5) информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Проектная часть
Тип проекта: долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный
Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство
Задачи проекта:
• привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
• создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;
• повышение педагогической культуры родителей;
• активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
• развитие творческих способностей детей и родителей.
Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и родители.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Примерный перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2020 – 2021 учебный год.
Месяц:
сентябрь
Мероприятия:
-Оформление стендов и другой наглядной агитации
-Сбор сведений о родителях
-Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ
-Организационное родительское собрание: «Особенности психологического развития детей 5 - 6 года жизни. Задачи воспитания и обучения».
-Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
- Составление рассказа «Как я провел лето»
Ответственные:
Воспитатель, родители.
Месяц:
Октябрь
Мероприятия:
• Консультация «Грипп. Меры профилактики»
• Конкурс поделок «»
• Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ»
• Развлечение «Праздник осени»
Ответственные: Музыкальный руководитель, родители, воспитатели.
Месяц:
Ноябрь
Мероприятия:
-Выставка рисунков «Выходные в семье»
-Консультация «Одежда детей в группе»
-Оформление консультации «Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка»
-Родительское собрание: «Культурный опыт семьи: формы освоения и трансляции».
Ответственные:
Родители, воспитатель.
Месяц:
Декабрь
Мероприятия:
-Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.
-Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков.
-Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками.
-Проведение новогоднего праздника.
Ответственные:
Воспитатель, родительский комитет, родители, муз. руководитель
Месяц:
Январь
Мероприятия:
-Папка-передвижка «Зима».
-Выставка детских работ «Зимние забавы».
-Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее границы»
Ответственные:
Воспитатель, родители
Месяц:
Февраль
Мероприятия:
-Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»
-Выставка детских рисунков «Мой папа»
-Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»
Ответственные:
Воспитатель, родители
Месяц:
март
Мероприятия:
-Фотовыставка «Моя любимая бабушка»
-Родительское собрание
-Папка-передвижка «Традиции и культура»
-Папка-передвижка «Гиперактивность. Как с этим бороться»
Ответственные:
Родители, воспитатели
Месяц:
Апрель
Мероприятия:
-Фотовыставка «Все профессии важны…»
-Консультация «Все о компьютерных играх»
-Консультация «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»
-Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве детского сада.
Ответственные:
Родители, воспитатель
Месяц:
Май
Мероприятия:
-Выставка творческих работ «Этот День Победы»
-Праздник «Этот День Победы»
-Родительское собрание «Итоги года»
-Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»
-Выставка детского творчества «Ах, лето!»
Ответственные:
Родители, муз. руководитель, воспитатели.
Цели мероприятий, проводимых с родителями:
Цели мероприятия:
Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей.
Информационные общие стенды, оформление родительских уголков
Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения.
Анкетирование родителей
Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы
Родительские собрания в группах.
Оформление папок-передвижек.
Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности
Организация выставок работ детей и родителей: 1) конкурс поделок «Природа вокруг нас», выставка новогодних игрушек, сделанных своими руками
2) Выставка рисунков «Выходные в семье», «Зимние забавы», «Мой папа», «Этот День Победы», «Ах, лето!»
3) фотоальбомы: «Как я провел лето», «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Все профессии важны»
4) привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, участие родителей в благоустройстве участка весной
Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста
Оформление папок-передвижек: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»; «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Гиперактивность. Как с этим бороться», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»,
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми
Совместное проведение праздников: «Веселые старты», «Праздник осени», «Новогодний праздник» и др.
Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ
Ознакомительные беседы
Анализ информации о семьях дошкольников
Сбор сведений о родителях
Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома
Оформление папок – передвижек: «Грипп. Меры профилактики», «Одежда детей в группе», «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей», «Осторожно, клещи!»
Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка
Консультации логопеда
Этапы работы
1. «Этап общественного мнения». Срок проведения: сентябрь 2020-2021 учебного года.
• Проведение анкетирования родителей воспитанников групп старшего дошкольного возраста для выявления запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ;
• Составление перспективного плана мероприятий;
• Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.
2. «Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми.
Срок проведения: октябрь – апрель 2020-2021 учебный год.
Формы проведения мероприятия:
-родительские собрания
-папки-передвижки
-выставки творческих работ детей и родителей
-фотовыставки
-консультации
-мастер-классы
-проведение развлекательных мероприятий с родителями
-индивидуальные беседы
3. «Этап подведения итогов».
Срок проведения – май 2021г. Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.
Ресурсное обеспечение
Ответственные лица, деятельность, полномочия, итоги работы.
1. Педагоги ДОУ
Авторы и организаторы проекта.
Организация поисковой и исследовательской деятельности, информационная поддержка.
2. Родительский коллектив
Подготовка к праздникам, поддержка по организации мероприятий, стендов
Активное участие во всех мероприятиях, видео и фотосъемка мероприятий
3. Инструктор по физической культуре.
Методическая поддержка по организации и проведению спортивных праздников, оздоровительных мероприятий.
Разучивание различных игр, спортивных соревнований
4. Музыкальный руководитель
Методическая поддержка по организации и проведению праздников. Создание музыкальной копилки.
Разучивание песен, хороводов, элементов танцев.
Заключение
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.