arinadadova
Проект «Откуда пришел вулкан»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : Откуда пришел вулкан
Автор проекта : Дадова А. А.
Вид проекта : исследовательский.
По продолжительности: краткосрочный.
По количеству участников- фронтальный.
По характеру контактов- в рамках прогимназии.
Участники: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Сроки реализации проекта с 01.10.23. 21.10.23.
Публикация «Проект „Откуда пришел вулкан“» размещена в разделах
Актуальность проекта :проведение таких нетрадиционных мероприятий, вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует стремление вызывать много нового, интересного, наглядно – представлять то или иное явление. Расширяет кругозор детей, формирует разнообразные знания, умения и навыки детей, как теоретические, так и практические.
Цель проекта : Реализация в воспитательно-образовательном процессе познавательной и экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста, через ознакомление с природным явлением – вулкан.
Задачи проекта :
1. Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.
3. Помочь воспитанникам понять, почему вулканы – это грозные явления природы.
4. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, расширять кругозор воспитанников.
5. Закреплять умение детей работать с картой, глобусом.
6. Приобщать детей к «чтению» энциклопедий, знакомству с новыми явлениями, факторами.
7. Дать представление о действующих, спящих и потухших вулканах.
8. Активизировать и сформировать понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава, извержение
9. Поиск эффективных методов и приёмов, способствующих формированию представлений о целостности окружающего мира.
План реализации проекта
Этапы внедрения проекта Виды деятельности Содержание деятельности
педагог дети родители
I этап
Подготовительный Информационный • Сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;
• Подбор методов, способов и приемов исследования личностных изменений детей;
• Информирование родителей о реализации данного проекта;
• Подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;
• Оформление информационно – читательского уголка в группе;
• • Чтение энциклопедий по теме «Вулканы»;
• Обсуждение целей по данной теме;
• Активное слушание;
• Рассматривание иллюстраций;
• Отгадывание загадок, ребусов, чтение стихотворений
• Информация для родителей в информационном уголке:
«Как образуются вулканы», «Что происходит при извержении», «Какие бывают вулканы», «Какой вред приносят вулканы», «Есть ли польза от вулканов».
II этап
Практический Социальный
Совместное планирование деятельности (с чего начать).
Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.
Разработка конспектов познавательных мероприятий
Составление картотеки стихотворений, загадок о вулканах
1. Просмотр познавательных роликов «Камни из огня», «Что такое вулкан», «Название вулканов»;
2. Расположение вулканов на земле – работа с глобусом;
3. Посещение библиотеки. Тема: «Тайна природного явления. В мире вулкана» Совместная деятельность дома. Рассматривание вместе с ребёнком вулкана, помещённые в газетах, журналах, фотографиях.
Посмотрите фотографии разных вулканов и почитайте интересные факты про них
*10 самых опасных вулканов планеты.
Познавательно - исследовательский Организация исследовательской деятельности детей
Провести серию познавательных мероприятий 1. Как образуются вулканы?
2. Разрушительная сила вулканов.
3. Предсказание извержений
4. Превращение лавы. Совместная деятельность дома.
Совместно с ребёнком нарисовать рисунок «Извержение вулкана»
Выучить стихотворение «Вулкан»
Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века.
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.
Участие в фото – конкурсе «Семья исследователей вулкана»
Подготовить материал к проведению исследования
«Камни вулканического происхождения»
Практическая помощь детям, создание условий и мотивации
Направление и контроль за осуществлением проекта
Проведение познавательной беседы «Как же образуются вулканы?» У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Если в земной коре образуется трещина, которая доходит до очага магмы, давление уменьшается. Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненно – жидкую массу, устремляется вверх, расширяя трещину, и изливается на поверхность. Её температура более +1000С. Излившуюся магму называют лавой.
Подготовить материл к проведению опыта: приобретение маленьких бутылочек с минеральной водой.
Участие в исследовании
«Камни вулканического происхождения» :
Материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.
Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Сравните их друг с другом: в пемзе очень много дырочек. Спросите детей, как он думает, дырочки пустые или в них что-то есть? (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень). Предложите опустить кусочек пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? Дети делают открытие: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.
Участие детей в опыте.
Взять бутылку с минеральной газированной водой. Встряхнуть её и открыть пробку. Вода с газами резко поднимется вверх и выльется из бутылки.
Экспериментально – поисковый Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности
Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности.
Сбор информации через СМИ.
Проведение инструктажа по технике безопасности при экспериментальной деятельности
Подготовка к открытому занятию для педагогов.
Совместная деятельность детей с педагогом
- проведение эксперимента «Извержение вулкана»;
- Совместная деятельность дома.
Совместно с ребёнком раскрасить схему вулкана и подписать его части.
Задание познавательного характера
Попробуйте найти с ребенком на карте, где расположены вулканы у нас в стране и в мире, каким цветом они обозначены.
Совместная экспериментальная деятельность
Закрепите знания ребенка «почему же вообще происходит извержение вулкана».
С помощью опыта:
Надуйте и слегка сожмите в кулаке шарик, продолжайте надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев. То же самое происходит и с магмой, когда горы придавливают сверху, а магма с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.
Творческий Подготовка материалов для творческой деятельности детей
Разработка конспекта «Извержение вулкана»
Показ мастер – класса для педагогов
Оформление выставки творческих работ детей
Подготовка материала к оформлению стенда «Всё о вулканах» Рисование гуашью «Тайны вулкана»
Лепка вулкана
Участие в творческой работе
«Чудо тесто»
Изготовление вулкана из пластилина. Творческое задание по желанию ребенка
Совместно с ребенком вылепить из пластилина макет вулкана (можно в разрезе, или сочинить стихотворение (сказку) о вулкане.
III этап
Завершающий Контрольно - оценочный Повторный сбор и анализ знаний воспитанников.
Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе.
Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности.
Выработка будущих планов • Участие в беседе «Что получилось, что нет»
Письменный опрос:
*Как повлиял проект «Тайны вулкана» на Вашего ребенка?
* «Что нового и интересного Вы узнали в процессе реализации проекта?»
* Как Вы оцениваете результаты проекта, по 5-ти бальной системе?
* Какую тему, Вы предложите для дальнейшего проектирования в группе?
Результат проекта
На основании проделанной работы по созданию условий и проведению в группе экспериментально – исследовательской деятельности по теме: «Откуда пришел вулкан», можно сделать следующие выводы, что в сравнении с началом изучения данной темы и результатами, полученными после проведения опытов, у детей повысился уровень теоретических знаний и практических умений (на 67%).
Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, каждый ребенок самостоятельно выполнял эксперимент и наглядно видел результат своей деятельности.
Актуальность данного проекта можно определить по итогам проведения такого рода исследовательско – экспериментальной деятельности. Проведение таких нетрадиционных мероприятий, вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует стремление вызывать много нового, интересного, наглядно – представлять то или иное явление. Расширяет кругозор детей, формирует разнообразные знаний умения и навыки детей, как теоретические, так и практические.
Таким образом, сделанные в ходе выполнения проекта, выводы – свидетельствуют о его научности и практической значимости. О перспективах дальнейшего развития детей, их познавательной активности.
Результаты проекта будут интересны для педагогов дошкольного учреждения, родителей, заботящихся о познавательно – исследовательской деятельности детей – дошкольников. Данная работа может демонстрироваться на методических объединениях для воспитателей, педагогов дополнительного образования.