Светлана Рязанцева
Проект «Всё начинается с семьи»
Семья-источник вдохновенья
Где рядом взрослые и дети
В семье от всех невзгод спасенье
Здесь друг за друга все в ответе.
Актуальность темы:
Семья играет очень важную роль как в жизни, так и в развитии ребёнка. В младшем дошкольном возрасте у ребёнка начинает формироваться представление о семье. Нужно приложить все усилия, чтоб ребёнок чувствовал себя членом семьи. Без поддержки семьи ребёнок не сможет правильно сформулировать понятие - семья. Мы всеобщими усилиями должны помочь малышу понять значимость семьи для каждого ребёнка.
Публикация «Проект „Всё начинается с семьи“» размещена в разделах
Вид проекта : творческий.
Срок реализации проекта : краткосрочный (1 неделя).
По количеству участников: коллективный.
Участники проекта : дети группы раннего возраста № 1, воспитатель группы, родители.
Цель: Формирование у детей понятие «Семья». Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи:
- формировать у детей представления о семье.
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять
заботу о родных людях.
- совершенствовать стиль партнёрских отношений. Развивать
коммуникативные навыки детей.
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты: Расширение знаний детей о своей семье : о членах семьи, традициях. Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительные и партнёрские отношения.
Продукт проектной деятельности :
Совместная деятельность воспитателя и детей: пластилинография «Ромашки» ко Дню семьи (8 июля).
Презентация проекта :
Оформление выставки семейных фотографий «Семейное дерево»
Реализация проекта
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.
Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.
Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Подготовительный этап.
- Беседы с детьми, для выявления знаний о своей семье.
- Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты,
для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры.
- Подготовка стихотворений, потешек, загадок, иллюстрированного материала по теме «Семья».
Тематические беседы
«Моё имя», «Моя семья», «Как я помогаю дома», «Дружная семья»
Задачи:
- Развивать познавательную активность детей при проведении бесед. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи
- Формировать понятие «семья», активизировать в речи слова: родители, брат, сестра, сильный, смелый, добрая, нежная.
- Учить детей рассказывать о семье, развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Воспитывать у детей любовь и чувство привязанности к близким людям. Формировать у детей представления о семье.
Рассматривание семейных фотографий.
Рассматривание семейных фотографий. Вызвать желание рассматривать фото, узнавать и называть членов семьи. Прививать у детей с раннего возраста любовь к членам семьи
Художественная литература
Познакомить детей со сказками, стихами рассказами с тематикой о семье. Вызвать соответствующие эмоции. Воспитывать желание к прослушиванию сказок. Развивать речь, память. Активизировать в речи слова: сестра, брат, любимая мама, мой папа.
Расширять знания детей о семье через художественное слово:
- «Посидим в тишине», Е. Благинина
- «Таня и братик», «Петушок с семьей», Л. Славина
-«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Красная шапочка»,
- «Репка», «Теремок».
Сюжетно-ролевые игры
Побуждать детей творчески воспроизводить быт семьи, использовать предметы – заместители. В игре дети получают новые знания о взаимоотношениях в семье, получают впечатления от воображаемой ситуации.
«Семья», «Магазин», «Больница».
Музыка
Учить с детьми текст песни сопровождать движениями рук. Развивать слуховое внимание, желание петь вместе с воспитателем:
- Разучивание песенки «Я пеку, пеку, пеку…»
Пальчиковая гимнастика
Разучивание текста, развитие моторики рук.
Повышение тонуса, настроения от выполняемых движений.
«Моя семья».
Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).
Вот большой! А это - средний.
Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Будем их соединять и движенья выполнять.
(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).
Участие родителей
- Консультация «Роль семьи в воспитании ребёнка».
Помочь родителям понять, какую важную роль имеет семья в воспитании детей, что в семье ребенок приобретает важные сведения о мире и отношениях.
- Семейное фото для выставки «Моя семья»
Предложить родителям совместно с детьми оформить «семейное древо» для выставки «Моя семья» Формировать в детях эмоционально – радостное ощущение от участия в совместной работе.
- Организовать выставку «Моя семья».
- Развлечение для детей раннего возраста «День семьи, любви и верности»
Выводы:
- уточнили и углубили знания детей о семье, её членах; дети умеют называть всех членов семьи, их имена.
- в речи стали употреблять слова сестра, брат, любимая мама, мой папа.
- привлекли интерес родителей к жизни детского сада.
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах, касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.
Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление портретных галерей, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.
В результате творческой работы самых активных семей в группе появилась плакаты «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается, и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей: «Семья», «Магазин», «Больница».
На мой взгляд, проект «Всё начинается с семьи» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.