Яковлева Наталия
Проект «Хлеб начинается с зернышка»
▼ Скачать + Заказать документы
ГРУППОВОЙ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
СРЕДНЕЙ ГРУППЫ № 13
Воспитатели:
Яковлева Н. П.
г. Волжский 2019
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Полное название проекта : «Хлеб начинается с зёрнышка!»
2. Авторы и руководители проекта : воспитатели: Яковлева Н. П.
Публикация «Проект „Хлеб начинается с зернышка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
3. Вид, тип проекта : долгосрочный, информационно- исследовательский.
4. Направление деятельности проекта : вовлечение детей в исследовательско-экспериментальную деятельность в условиях детского сада для изучения и разрешения проблемной ситуации.
5. Краткое содержание проекта : дети знакомятся с условиями для выращивания злаковых культур, процессом их роста, сбора урожая, последующей обработки зерна, изготовления хлеба; с профессиями людей, имеющими отношение к производству хлеба.
6. Место проведения: МБОУ детский сад №8.
7. Сроки проведения: апрель-май.
8. Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители.
9. Форма проведения: групповой.
10. Ожидаемые результаты: дети знакомятся с правилами ухода за растениями и условиями их произрастания, с историей возникновения хлеба и его производством, с профессиями людей, имеющих непосредственное отношение к хлебу; у детей формируется чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к хлебу. Дети в средней группе обратили внимание на то, что они ежедневно употребляют в пищу хлеб.
Но бывает и такое: хлебом начинают играть, не доедать его, бросать. Взрослые (родители, воспитатели) реагируют негативно на такое обращение с хлебом и говорят, что хлеб нужно беречь, так как он достается с большим трудом. У детей возник вопрос: «Откуда берется хлеб, как он попадает к нам на стол, кто его готовит – с чего все начинается?»
Так возник проект «Хлеб начинается с зернышка».
Цель:
Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной с взрослыми и сверстниками исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Обобщить и расширить представление дошкольников о том, как и кем выращиваются злаковые культуры, как они попадают к нам на стол в виде хлеба.
2. Сформировать представление о значимости хлеба для человека. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
3. Прививать трудовые навыки через участие в посильной практической деятельности, воспитывать бережное отношение к своему труду и труду взрослых.
4. Обогатить словарный запас детей. Развивать коммуникативные навыки.
Этапы реализации проекта :
Организационно-подготовительный этап I.
Определение проблемы, цели и задач проекта;
изучение литературы; подбор материала для выполнения экспериментальных работ;
выявление знаний детей о взаимосвязях в природе, привлечение родителей воспитанников.
План деятельности педагога по достижению цели:
- Изучить материал об истории, выращивании, производстве хлеба.
- Уточнить методы и приемы, используемые в проекте.
- В группе продолжать пополнять музей «Хлеб – всему голова».
- Организовать совместную деятельность с родителями.
Формы и методы реализации проекта :
Словесные:
• Беседа с детьми на темы: «Что такое хлеб?», «О тех, кто хлеб растит», «Урожай», «Как хлеб на стол попал?», «Как хлеб людей спасал» и др. ;
• Чтение стихов, рассказов о хлебе;
• Знакомство с фольклорными произведениями (загадки, пословицы и поговорки, песни, сказки).
Наглядные:
• Рассматривание иллюстраций с изображениями хлебобулочных изделий;
• Показ мультипликационных и документальных фильмов о хлебе;
• Показ мультимедийных презентаций о хлебе.
Практические:
• Опыты, изучающие взаимосвязь: земля- солнце-вода;
• Наблюдения за ростом растений;
•Рисование и раскрашивание колосьев, хлебобулочных изделий, сельскохозяйственного транспорта;
• Изготовление соленого теста и лепка изделий из него;
• Сюжетно-ролевые игры: «Пекарня», «Супермаркет», «Уборка урожая» и др. ;
• Театрализация сказок («Колобок», «Зернышко» и др.);
• Взаимодействие с родителями – изготовление и выставка работ на тему «Фантазии из теста»
Совместная деятельность педагога, родителей и детей:
- Помощь в оснащении групповой комнаты иллюстрациями, литературой, пособиями о хлебе.
- Совместное с детьми изучение темы и сбор информации в энциклопедиях, интернет-ресурсах.
-Участие в конкурсе «Лучший пекарь»
- Совместное изготовление с детьми и выставка хлебобулочных изделий.
-Создание групповой «Книги рецептов Хлеба».
Историческая справка:
Историки утверждают, что знакомство человека с хлебом произошло примерно пятнадцать тысяч лет назад. В то время наши предки практически все свое время посвящали постоянной заботе о еде. Так они и нашли зерна пшеницы. Сначала их ели сырыми, а затем стали растирать камнями и варить. Так появилась мука. Некоторые ученые считают, что когда-то часть каши вылилась на горячие камни, превратившись в лепешку. Это и был первый хлеб. Но современные изделия совершенно от него отличны. Известно, что первыми, кто придумал использовать дрожжи, были египтяне. От них и началось шествие хлеба по всему миру. В древней Руси особой популярностью пользовался ржаной хлеб. Во-первых, его приготовление обходилось куда дешевле, чем белого, а во-вторых, он был еще и сытнее. Для большей сытости в него добавляли различные овощные примеси. При этом он универсален, и требуется человеку в любом возрасте – и детском, и взрослом, и пожилом. Издавна он представляет собой очень ценный для жизнедеятельности человека продукт.
А потому о нем существует масса пословиц и поговорок, с хлебом связаны многие суеверия. Что и подтверждает: значение хлеба и хлебобулочных изделий в питании и жизни человека всегда было велико! Так в славянской культуре он всегда занимал важное место, являясь частью духовного развития.
Историческая справка:
Уж так сложилось исторически – без него было не выжить. А потому старики и сейчас учат молодых смахивать крошки в ладонь со стола и съедать, чтобы ничего не пропало. Особенно эта привычка присуща тем, кто переживал длительный голод в военное время.
Этапы реализации проекта :
II. Основной этап (цикл практических дел) знакомство с пословицами и поговорками о хлебе : Плох обед, коли хлеба нет.
Хлеб – всему голова.
На печи заседать хлеба - не видать.
Много снега – много хлеба.
Кто трудиться рад – тот будет хлебом богат.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Пот на спине – хлеб на столе.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Ситуативная беседа «От зернышка до хлебушка»
(рассматривание с детьми колосьев, иллюстраций к теме) Проводили опыт «Значение солнца, воды, земли для растений» и наблюдали за ростом овса в различных условиях.
Вывод: овес растет лучше при наличии необходимых условий - земли, воды, света, тепла.
Рассматривали и сравнивали с детьми различные виды муки (пшеничную и ржаную). Выяснили, что мука бывает разной, используется для изготовления различных продуктов.
Вспоминали названия зерновых культур, называли хлебобулочные изделия, которые из них готовят.
Коллективный труд «Испекли мы булочки, бублики, баранки»
Задачи:
• Познакомить детей с соленым тестом, его компонентами, лепкой из соленого теста изделий различной формы и их украшением;
• Формировать навыки коллективного и индивидуального труда;
• Воспитывать желание результатами своего труда сделать приятное другим людям;
• Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Замешиваем соленое тесто. Знакомимся с ингредиентами.
Готовые изделия отправляем в печь (духовку). Затем расписываем и играем в сюжетно-ролевые игры.
Этапы реализации проекта :
III. Презентационный Выставка «Лучший пекарь»
Презентация домашних хлебобулочных изделий, приготовленных с мамами и бабушками.
Наша выставка и рецепты готовых изделий.
Этапы реализации проекта :
IV. Контрольный (подведение итогов, участие в викторине, выставка рисунков)
Найди отличия между современным хлебом и хлебом, который был в войну.
Рецепт блокадного хлеба :
Мука ржаная обойная;
Мука овсяная;
Жмых подсолнечный;
Солод ржаной не фильтрованный;
Соль.
Так что же такое хлеб?
• Хлеб-это злаковое растение, из которого выпекают хлеб (рожь, ячмень, пшеница).
• Хлеб-это колосья в поле.
• Хлеб- это мучные изделия.
• Хлеб- зерно, убранное в поле.
Как продлить «жизнь» черствому хлебу?
1. Положить целлофановый пакет на батарею.
2. Поджарить гренки к чаю.
3. Приготовить сухари.
Правила, сформулированные вместе с детьми:
• Береги хлеб, он дорого достается.
• Не оставляй недоеденных кусков.
• Никогда не бросай хлеб.
• Продли жизнь хлебу.
• Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд. Берегите хлеб!