Ольга Рублёва
Консультация «Все начинается с семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Все начинается с семьи»
Цель: формирование мотивации к нравственному осознанному поведению и уважительному отношению к семье и семейным традициям как базовой ценности общества.
Задачи:
-раскрыть содержание понятий «семья», «фамилия», «род», «родословная», «семейные ценности»;
-формировать позитивное отношение к семье, роду, их ценностям.
-воспитывать нравственные качества: доброжелательность, отзывчивость, сопереживания к чувствам близких людей.
Публикация «Консультация „Все начинается с семьи“» размещена в разделах
Оборудование: мультимедийный проектор; раздаточный материал; высказывания великих людей о семье; пословицы о семье.
Основные понятия: «семья», «род», «родословная»
Форма проведения: круглый стол.
Оформление:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л. Н. Толстой)
Пословицы:
1.«В гостях хорошо, а дома лучше».
2.«Не красна изба углами, а красна пирогами».
3.«Дом вести - не бородой трясти».
4.«Не нужен клад, коли в семье лад»
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Нашу встречу хочется начать с притчи:
Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош. И к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжёг дотла их жильё и всё имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повёл. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли всё, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».
Мозговой штурм (Воспитатель задает вопрос детям)
1. Какие чувства у вас вызывает притча?
2. Так что же такое дом?
Дом, как известно всем давно, -
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом;
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвратиться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,-
Это твой дом. (Е. Куменко)
Сегодня на занятии мы будем говорить о самом дорогом, что есть в жизни человека: о семье.
2. Основная часть.
Воспитатель: Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья… История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети.
Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.
«Мой дом – моя крепость», - гласит известная пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья.
Семья, дом – это крепость, которая не поддаётся волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование.
Сегодня мы поговорим о семейных традициях, укладах.
На доске:
Родословная – перечень поколений одного рода.
Род – ряд поколений, происходящий от одного предка.
Предок – это древний предшественник по роду.
- Какова роль семьи в современном мире? (рассуждения детей)
Издавна на Руси существует хорошая традиция: составлять свои родословные. И в прошлые учебные годы вы приобщились к этой традиции, составили родословную, рассказывали о своих предках. Конечно, у вас не 5000 исторических имён, как в родословной А. С. Пушкина. И всё же, пополняйте своё дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение, и, может быть, в вашей семье зародится традиция. И пусть это будет хорошей вашей семейной традицией.
Одной из традиций было также то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье.
Задание 1: «Назовите родственников»
1. Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?
( Ответ: родители мамы или папы).
2. Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы?
( Ответ: тётя).
3. Вопрос: А кто такой дядя?
( Ответ: брат мамы, папы или тёти).
4. Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?
5. Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?
6. Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?
7. Вопрос: Свекровь и свёкор. Кто это?
( Ответ: родители мужа)
8. Вопрос: Тесть и тёща. Кто это?
( Ответ: родители жены)
9. Вопрос: Кто такие шурин и свояченица?
( Ответ: брат жены и сестра жены)
10. Вопрос: А как называют брата мужа и сестру мужа?
( Ответ: деверь и золовка)
11. Вопрос: Кто такие свояки?
( Ответ: мужья сестёр)
12. Вопрос: Кто такие невестки?
( Ответ: жёны братьев)
13. Вопрос: Кого называют зятем?
( Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)
Воспитатель: Я думаю. В вашей семье тоже много родственников, и надеюсь, что они между собой очень дружны.
Нарисовать картинку на тему: «Моя семья самая лучшая!»
Задание 2. Групповая работа
Укажите последовательность родственных связей в семье :
(На листе разложить карточки со словами)
Сын мать бабушка прабабушка
правнук внук
Задание 3
Познакомьтесь с легендой:
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старшины семьи : «Как вам удаётся жить в мире согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово.
- Какое слово назвал старейшина? (Вопрос детям) (Терпение)
- Составьте правило для себя и своих товарищей, выполнение которого поможет вам регулировать свои отношения с родными.
(Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать свои отношения с родными.)
А теперь скажите, какая у вас семья?
Задание 4. А теперь скажите, какая у вас семья?
На каждую букву слова семья вы пишите слово, характеризующее вашу семью.
Задание 5. Написать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» ДОМА. Например: взаимопонимание…. (Понятия, которые необходимы для крепости семейных отношений).
Задание 6. Создайте «ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ» в конфликтных ситуациях, которые, к сожалению иногда возникают.
Что Можно….
Что Нельзя….
Задание 7. На «кирпичиках, предложенных вам, записать как можно больше слов, которые приходят в голову» в связи с данным словом ДОМ. Например: ДОМ – это …. очаг, крепость…
Воспитатель: А теперь поговорим о следующей традиции. Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, военных, строителей, артистов, учителей. А в ваших семьях есть династии? (Называют)
Воспитатель: Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник в том месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо в честь кого-то из членов семьи. Поднимите руки, кого назвали в честь родственников?
Расскажите, почему вам дали это имя?
- А что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (Вещи)
-Человек живёт, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими-либо событиями в его жизни. И вот уже нет человека, а вещь остаётся. Мы продолжаем её хранить. У каждого дома в гараже, в чуланчике, на чердаке – хранится много старинных вещей.
Расскажите о них.
-Эти реликвии интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но они дороги и потому, что это память о родных. История вещи – это история человека, история семьи, история народа. История Отечества. Эта традиция есть во многих семьях.
Вывод: Наши семьи сильны памятью о предках, традициями, обычаями, укладом.
Продолжите пословицы:
Не нужно клад, (когда в семье лад).
Дом вести, (не бородой трясти).
Не красна изба углами, а (красна пирогами).
В гостях хорошо, а (дома лучше).
Хозяюшка в дому, (что оладушек в меду).
Воспитатель: расскажите, что означают следующие пословицы.
1. Семья – печка : как холодно, все к ней собираются.
2. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
3. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
5. Дерево держится корнями, а человек семьёй.
6. Намёки да попрёки - семейные пороки.
7. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
8. В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
9. В хорошей семье хорошие дети растут.
10. На что клад, коли в семье лад.
11. Не прячь свои неудачи от родителей.
12. Согласье в семье - богатство.
13. В гостях хорошо, а дома лучше.
14. В дружной семье и в холод тепло.
15. В семье разлад, так и дому не рад.
16. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
3. Подведение итогов. Сегодня наш разговор был посвящён семье и семейным традициям.
Рефлексия:
- Нужна ли человеку семья?
-Что дает человеку семья?
- Нужно ли трудиться, чтобы сохранить семью?
- Представляете ли вы свою жизнь без семьи?
-Какой вы видите свою будущую семью?
«От сердца к сердцу» круг радости и добра. (звучит фрагмента песни «Дружная семейка»)
Дорогие ребята! В заключении нашего занятия, я хочу прочитать вам такие строки:
Пусть будет так:
В семье — любовь,
В работе — уважение.
Успехов, радости, труда
И чуточку терпения!
Желаем в доме всё иметь,
Желаем в жизни все успеть,
Здоровье, бодрость сохранить
И много-много лет прожить!