Алла
Проект «Встречаем жаворонков!» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно - творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный - 20 марта-4 апреля.
Участники проекта : дети подготовительной группы №4 «Капитошка», родители, воспитатели.
Возраст детей: 6 - 7 лет.
Образовательные области:
· познавательное развитие
· социально - коммуникативное развитие
· речевое развитие
· художественно-эстетическое развитие
· физическое развитие
Актуальность
Темочки:
Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Жаворонки, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДОУ обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать. Проектная деятельность помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем.
Таким образом, появилась необходимость создать проект «Встречаем жаворонков!», который знакомит детей с красивыми обрядами, устным творчеством, играми и развлечениями, фольклорными произведениями.
Цель проекта : продолжать знакомить детей с народными традициями, обрядами встречи Весны на Руси. Содействовать формированию знаний о празднике «Жаворонки», о приметах этого дня, и особенностях празднования.
Задачи проекта :
Образовательные.
· Расширить и систематизировать знания детей о перелетных птицах. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Жаворонки»,
· познакомить с красивыми обрядами, играми и развлечениями, с различными жанрами устного народного творчества (заклички, приметы, поговорки);
· расширить знания о жизни наших предков. Продолжать развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое; формировать исследовательские навыки;
· закреплять умение создавать различные фигуры из теста, передавать выразительность образа, создавать общие композиции. Развивать фантазию, воображение;
Развивающие
· активировать познавательную деятельность, формировать навыки творческой, исследовательской деятельности;
· развивать связанную речь, активизировать и обогащать словарь, используя песенки, поговорки, пословицы и заклички, расширять кругозор;
Воспитательные
· Воспитывать любовь к Родине, ее традициям, получая положительные эмоции от ярких народных образов.
Продукты проекта для детей :
1. Досуг «Встречаем жаворонков!»
2. Поделки из бумаги в технике оригами «Жаворонки!»
3. Поделки из соленого теста «Птичка»
Этапы реализации проекта
1этап. Организационный
· Определение темы проекта.
· Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
· Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
· Подбор познавательной и художественной литературы.
· Подбор наглядного, дидактического материала.
· Составление плана основного этапа проекта.
· Подготовка костюмов в русском стиле для детей.
2 этап. Реализация проекта (20.03-04.04.23)
Схема реализации проекта
Предварительная работа
Беседы «Что такое Веснянки - заклички»;
«Приметы и признаки весны»;
наблюдение на прогулке: «Приметы весны»
Интерактивная беседа о свистульках.
Презентация «Птицы города Щелково»
Чтение познавательной литературы: «История возникновения праздника»,«День памяти сорока мучеников Севастийских»,«Рассказ о жаворонке» Загадки о весне и птицах.
Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»;
Слушание музыки: «Песенка- Веснянка»,«Голоса птиц» (жаворонка) (аудиозапись, П. И. Чайковский «Песня жаворонка» (аудиозапись);
.
Продуктивная деятельность Совместная деятельность детей и педагога: поделки из бумаги в технике оригами «Жаворонки!», поделки из соленого теста «Птичка»
Музыкальная деятельность: хоровод «Весняночка» Речевая деятельность: заучивание закличек, стихов, пословиц, поговорок.
Игровая деятельность Подвижные игры: «Ручеек»,
«Гори, гори ясно!», «В небе жаворонок пел».
Итоговое мероприятие Презентация опыта воспитанникам других групп.
3 этап. Заключительный
Презентация проекта; создание фотоколлажа и видеоролика
Вывод.
Дети приобрели новые знания о народных праздниках, познакомились с русскими народными традициями и обрядами при встрече Весны; познакомились с русскими народными играми «Ручеек», «Гори, гори ясно!» и др.
Потешки
А из нашей из трубы
Дым поднялся на дыбы,
Это мама топит печь
Это мама будет печь.
Пирожок для Машеньки,
Пирожок для Сашеньки.
Остальным по калачу.
Жаворонка я хочу.
Заклички жаворонкам
Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.
Заклички весне (веснянки)
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.
Загадки о весне
Зимнее стекло
Весной потекло. (лед)
Живёт — лежит,
Умрёт — побежит. (снег)
Белое одеяло
Всех укрывало.
Солнце припекло —
Одеяло потекло. (снег)
Игривый, шаловливый,
Болтливый, говорливый.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (ручеек)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (подснежник)
Весной появляется,
А зимой скрывается.
Что это? (трава)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. (подснежник)
В шубе летом,
А зимой — раздеты. (деревья)
Чёрный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам — враг. (грач)
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (жаворонок)
Белые горошки
На зеленой ножке. (ландыш)