Лучший педагог года

Развитие речи и мышления с помощью мнемотехники (методические рекомендации)

Гульнара Абайдуллина
Развитие речи и мышления с помощью мнемотехники (методические рекомендации)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5

Развитие речи и мышления с помощью мнемотехники

(методические рекомендации).

Автор:

воспитатель МДОУ д/с № 5

г. Хвалынска

Г. Т. Абайдуллина.

г. Хвалынск

2015г.

Аннотация.

Публикация «Развитие речи и мышления с помощью мнемотехники (методические рекомендации)» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами,которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: различные знаки, символы (таблицы, схемы,наглядные модели)

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Данная технология используется для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихотворений.

Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно-образовательных учреждениях. Может быть использованы родителями для общего развития детей.

Абайдуллина Г. Т,

воспитатель МДОУ д /с № 5

Пояснительная записка.

Методика развития речи в дошкольном возрасте – основа для ребенка. Известно, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он свободно может общаться со своими сверстниками, родителями;может понятно выразить свои мысли.

На сегодняшний день в речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Самым трудным по развитию речи для ребенка - это описать картину, составить рассказ по серии картин, высказать своё мнение об увиденном. Это следствие того, что у ребенка односложная речь, неспособность грамматически правильно построить предложение, недостаточный словарный запас, неспособность построить монолог. Поэтому необходимо формировать умение ребенка пересказывать знакомые художественные произведения и составлять рассказы из своего личного опыта. Начинать эту работу необходимо с раннего возраста с самых маленьких сказок, в которых много повторений.

Использование в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста эффективной методики-мнемотехники помогает в игровой и увлекательной форме развивать память и речь детей.

Мнемоника (мнемотехника)- в переводе с греч. «искусство запоминания»- это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы,об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа,сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Основные ее задачи это:

-развитие всех видов памяти (слуховой, зрительной, ассоциативной, словесно-логической);

-развитие логического и образного мышления;

-развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в рассказах.

Актуальность темы:

Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи.

Применения мнемотехники — использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

Цель предлагаемых методических рекомендаций – оказать методическую помощь воспитателям по составлению описательных рассказов с применением новой технологии- мнемотехники.

Содержание.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже- к мнемотаблицам.

Суть мнемотаблицы : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картина (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать :

-последовательность рассказа и лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Карточки-схемы используются для обогащения словарного запаса, при пересказах художественных произведений, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений.

Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ.

Работу по мнемотаблицам можно проводить в различных режимных моментах, включать в непосредственно образовательную деятельность (НОД, как часть занятия. Применение этой технологии даст возможность педагогу использовать в образовательном процессе развивающие и проблемные методы работы с детьми.

Используя мнемотаблицы на занятиях по развитию речи решаются такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Примерное составление описательного рассказа с применением мнемотаблицы по картине «Кошка с котятами»из серии «Домашние животные».

Цель: формировать умение составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы с воспитателем и самостоятельно, соотносить слова, обозначающие названия животных, с названием их детенышей; закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках).

Ход работы:

1. Показ картины, вспоминаем название, придумываем новое.

2. Вопросы к детям:Кто нарисован на картине?Что делают котята?Что делает рыжий котенок?Какого еще котенка вы видите?Что можно про него сказать? Что делает третий котенок? Какая кошка- мама? Как она смотрит на котят?

3. Образец рассказа педагога.

4. Составление рассказов детьми, опираясь на мнемотаблицу.

5. Оценка детских рассказов педагогом и детьми.

Вторая половина дня, в основном подходит для индивидуальной и подгрупповой работы по мнемотаблицам, а так же для организации дидактических игр с применением элементов мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц.

При обучении детей составлению рассказов-описаний можно применять схемы Т. А. Ткаченко и сенсорно-графические схемы В. К. Воробьёвой, которые берутся за основу. Данные схемы можно изменять и совершенствать, а так же придумывать и разрабатывать свои.

Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации. Главное, чтобы педагог поддержал начинания детей, давая возможность творчеству и воображению дошкольников.

Изготовленные детьми мнемотаблицы можно объединить в альбомы по темам «Русские народные сказки», «Загадки», «Придумай историю». Созданные своими руками пособия увлекают детей и делают их более уверенными и непосредственными во время игр с мнемотаблицами.

Список рекомендуемой литературы :

1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.

2. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет [Текст] /Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Москва, 2005. - с. 59

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92

4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.

5. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико — грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста «Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста» Речь занимает.

Музыкальное развитие дошкольников. Методические рекомендации по развитию певческих навыков Пение - наиболее доступный вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный.

Методические рекомендации по развитию речи младших дошкольников в процессе ознакомления их с окружающим миром Красивая, правильная речь ребенка - залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли,.

Методические рекомендации «Развитие младших дошкольников в изобразительной деятельности» РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рисование, лепка, аппликация – не простая забава для малыша. Занятия ребенка.

Развитие пространственного мышления с помощью дидактической игрыРазвитие пространственного мышления с помощью дидактической игры Игра- вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса.

Консультация «Развитие речи с помощью дидактических игр в старшей группе» Развитие речи через дидактические игры в старшей группе. Актуальность различных исследований, посвященных проблеме развития речи детей,.

Развитие речи детей 4–5 лет с помощью пальчиковых игр (из опыта работы) Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ ДЛЯ НАШИХ ПАЛЬЧИКОВ. Данный материал предназначен для совместной работы взрослого и детей 3-5 лет. В ходе игры ребенок повторяет.

Развитие связной речи с использованием приемов мнемотехники «Вокруг нас и там и тут сказки разные живут» Тема: «Вокруг нас и там и тут Сказки разные живут». Цель: Развитие связной речи детей с использованием мнемотехнических приемов. Интегрированная.

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1) Цели: • ознакомление родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи и мышления с помощью мнемотехники (методические рекомендации)
Опубликовано: 14 января 2016 в 00:56
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи и мышления с помощью мнемотехники (методические рекомендации)» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Абайдуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД