Папки-передвижки

Проект «Воздух, огонь, земля и вода — 4 стихии»

Татьяна Бирюкова
Проект «Воздух, огонь, земля и вода — 4 стихии»
▼ Скачать + Заказать документы

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают

способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К. Е. Тимирязев

Актуальность

В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется

Темочки:

Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Опыты, которые проводят дети, способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о неживой природе, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

Проблема:

Отсутствие у детей представлений о значении неживой природы в жизни человека

Информационная карта проекта

Вид проекта :

по тематике и способам реализации: познавательно-исследовательский

по составу участников: групповой

по срокам реализации: долгосрочный (1 месяц)

Цель: способствовать формированию представлений, знаний о неживой природе.

Задачи:

1) формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом; формирование представлений о явлениях окружающего мира; показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

2) привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

3) развитие умений наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем; развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы); развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

Планируемые результаты

- создание книжки «4 стихии»

- оформление выставки рисунков и поделок

Дети: сформированность знаний о неживой природе, расширение представлений детей об окружающем мире через экспериментирование, развитие умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов, развитие познавательных способностей: развитие мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение, социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность, формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.

Педагоги: осуществляют инновационную деятельность; повышают профессиональный уровень.

Этапы проекта

На изучение каждой стихии было отведено по 1 неделе.

1) Подготовительно-организационный

- выявление первоначальных знаний детей о воздухе, воде, земле и огне

- информирование родителей о предстоящем проекте, беседы с родителями о необходимости приобретения детьми навыков социального общения со взрослыми

- Подобрать методическую научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме

- подбор материала, изготовление экологических игр;

- создание мини - лаборатории;

- подобрать дидактические игры и пособия

-загадки о воздухе

- подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.

- знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов

- составление картотеки опытов с воздухом и водой

- создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники» : лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал:, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.

2) Формирующий:

1 неделя: «Воздух»

Непосредственно образовательная деятельность

Презентации: «Невидимка воздух»

«Где можно найти воздух (ознакомление с окружающим + опытническая работа).

«Значение ветра в природе”

«Ветер наш враг или друг?»

Рисование: монотипия «Нарядные бабочки»,«Самолет»

Конструирование из бумаги «Вертушка», «Самолет», воздушный змей, парашюты, бабочки, флюгер

Лепка: «Бабочка-красавица», «Вертолет»

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

- Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на воздушном шаре», «Летчики», «Путешествие на парусном корабле».

- Подвижные игры в группе и на прогулке: «Солнышко и тучка», «Одуванчики», «Обгони ветер», «Пузырь»

- Пробуждающая гимнастика «Пилоты»

- Дидактические игры: «Что лишнее?», «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена».

- Обсуждение пословиц и поговорок о воздухе

- Раскрашивание раскрасок с изображение воздушного транспорта

- Разучивание физминутки «Ветер дует нам в лицо….»

- Рассматривание сказочных иллюстраций

- Слушание: звуков ветра, музыки ветра (колокольчики) Создание образов в движении под музыку: танец ветерка, смерча, «Деревья на ветру», «Мельница»

Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка, свистульки)

- Произведения художественной литературы:

С. Маршака «Мыльные пузыри», И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», А. Барто «Эти капризы», С. Михалкого «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер», М. Джалиль «Вольные ветры», Н. Матвеева «Дуб и ветер».

Наблюдения за природными явлениями на прогулке, связанными с воздухом :

-Наблюдение за воздухом, за полётом птиц, самолётов, вертолётов.

-Наблюдение за растениями с летающими семенами (Береза, клен, тополь, ясень, сосна, ель, липа);

-Определение силы ветра по деревьям

-Запускание воздушного змея.

Опытно - экспериментальная деятельность

Опыт №1. «Где спрятался воздух

Опыт №2. «Как увидеть воздух

Опыт №3. «Воздух - невидимка»

Опыт №4. «Движение воздуха»

Опыт №5. «Имеет ли воздух вес

Опыт№6. «Опыт с апельсином»

Опыт №7. «Кто надует пузырь больше»

Опыт №8 «Парусный кораблик» - установить, что паруса «ловят» ветер.

Познавательные мультфильмы: «Зачем нужен воздух, «Из чего состоит воздух, «Что такое воздух, Смешарики «Воздух для вдохновения»

2 неделя: «Вода»

Непосредственно образовательная деятельность

презентации «Вода вокруг нас»

«Свойства воды»

«Вода – наше богатство»

«Природные явления»

«Берегите воду»

Рисование: «Я рисую море – голубые дали…», «Крошки- осьминожки» коллективная работа, «Рыбки»(восковыми мелками)

Аппликация: «Рыбки играют, рыбки сверкают», «Стайка дельфинов»,

Конструирование: «Круговорот воды»

Лепка: «Ручеек и кораблик», «На дне морском» (сюжетная по представлению)

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

- Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Постираем белье для кукол»

- Дидактические игры: «Кто живет в воде?», «Тонет – не тонет», «Вода бывает разной», «Моем наши ручки», «Какая разная вода», «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» «Путешествие кораблика», «Где спряталась вода, «Маленькие человечки», «Хорошо - плохо».

- Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы” : “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.

- Утренняягимнастикапловцов, моряков.

- Подвижные игры: «Ручеек», «Лягушки и цапля», «Удочка», "Караси и щука», «Переправа»

- Рассматривание атласа–карты Земли, глобуса; иллюстраций с различным агрегатным состоянием воды (пар/газ, лед/снег, с различными видами водоемов.

- Загадки, поговорки, стихи о воде.

Произведения художественной литературы:

А. Ефремов «Капля, речка, океан», А. Введенский «Река», В. Иваненок «Домик в море», «Почему вода в море соленая карельская сказка, Б. Заходер «Что случилось с водой» и др.

- Наблюдения на прогулках

- Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Опытно-экспериментальная деятельность

«Вода прозрачная»,

«У воды нет вкуса, цвета, запаха»,

«Разноцветная водичка»,

«Тонет – не - тонет»,

«Вода - жидкая»,

«Что растворяется в воде»

«Вода не имеет формы»,

«Пар - это тоже вода»,

«Лед - твердая вода»,

«Лед легче воды»,

«Горячая - холодная».

Викторина «Что я знаю о воде?»

3 неделя: «Огонь»

Непосредственно образовательная деятельность

Презентации: «Стихия - огонь»

«Огонь – друг»

«Огонь – враг»

«Профессия – пожарный»

Рисование: «Вечерний свет в окошках», «Огонь» (монотипия)

Аппликация: дизайн-проект «Красивые светильники» (аппликация из ткани + декоративное рисование)

Конструирование: «Кошкин дом» (конструктор, «Красивые подсвечники» (тесто + бросовый материал)

Лепка: «Тили-тили-тили бом» (коллективная)

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

- Стихи, загадки, пословицы об огне

- Физминутка: «Пламя костра»

- Дидактические игры: "Слушай внимательно", "Угадай профессию"

"Разложи по порядку", "Собери картинку", «Огнеопасные предметы», «Подумаем вместе», «Доскажи словечко», «Найди ответ», «Как делать нельзя»

- Слушание: звуки огня, Создание образов в движении под музыку: «Танец огня в свече, в печи», «Разгорающийся и затухающий костер

- Сюжетно-ролевая игра: «Мы пожарные»

- Чтение художественной литературы:

А. Гайдар «Горячий камень», Житков Б., интересные странички: Как люди добывают огонь? Когда появились первые пожарные команды? Почему огонь тушат водой, Житков Б., "Пожар в море", Житков Б., "Дым" и др.

- Оформление брошюры с фотографиями, иллюстрациями, рисунками (проявления огня в природе, «Огонь – друг, огонь –враг»

Опытно-экспериментальная деятельность

Опыт №1. Наблюдение за горящей свечкой

Опыт №2. Наблюдение за горением предметов

Опыт №3. «Чем можно потушить огонь»

Опыт 4. «Почему огонь погас

4 неделя: «Земля»

Непосредственно образовательная деятельность

Презентации: «Почва – живая земля»

«Подземные кладовые»

«Природные явления»

Рисование: «Загадки с грядки», «Камни бывают разные», «Извержение вулкана», «Горный пейзаж»

Аппликация: «Яблоко с листочком», «Золотые подсолнухи»

Лепка: «Чудо-дерево» (коллективная, лепка из глины различных фигурок, из теста «Горы».

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Наблюдения и опыты:

«Какие камушки?»

«Можно ли менять форму глины и камня?»

«Песочная страна» (свойства песка)

«Сравним свойства глины и песка»

«Цветной песок»»

«Как происходит извержение вулкана?»

- Стихи, загадки, пословицы о земле

- Сюжетно-ролевая игра «Археологи»

- Рассказ о труде геолога, шахтера

- Рассматривание различных видов почв

- Посадка огорода на подоконнике (лук)

- Подвижные игры: «Мы-песчинки», «Разрушение горы»

- Чтение художественной литературы: Наби Хазри «Спят ли горы?», П. Бажов «Каменный цветок», «Серебряное копытце», Н. Байрамов "Узоры на песке", Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка», В. Бианки «Лис и мышонок», Н. Рыжова «О чем шептались камушки?»

- дидактические игры «Ящик ощущений», «Вершки-корешки», «Запрещается - разрешается», «Да–нет», разрезные картинки, «Живое-неживое», «Лото», игры – лабиринты;

- рассматривание коллекции камней и минералов

Опытно-экспериментальная деятельность

ОПЫТ №1. «В почве есть воздух»

ОПЫТ№2 «В почве есть вода»

Работа с родителями

Оформление в родительском уголке рубрики «Экспериментируем дома» :

1) Консультация «Как организовать экспериментальную деятельность дома»;

2) Подборка практического материала для использования опытов дома, совместно с детьми «Опыты на кухне»;

3) Оформление в родительском уголке фотовыставки «Наши интересные дела»

4) Подборка материала о воздухе, воде, огне и земле : стихи, пословицы, загадки, игры.

Вывод:

Проект был реализован с детьми старшей группы.

После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению четырех стихий, у детей стойко сформировалось представление о воздухе, воде, земле и огне, их свойствах и значении для жизни живых организмов (человека, животных, растений); сформированы знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Итогом проекта : оформление книжки «4 стихии», оформление

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Земля, воздух, вода»Дидактическая игра «Земля, воздух, вода» Дидактическая игра по образовательной области «Речевое развитие», «Познавательное развитие» (для детей старшей и подготовительной группы).

Конспект экспериментальной НОД по ФГОС в подготовительной группе «Воздух — богатство планеты Земля» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Задачи:.

Конспект занятия «Воздух и вода» в старшей группе Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать.

Консультация для воспитателей «Солнце, воздух и вода» Консультация для воспитателей «Солнце, воздух и вода» Подготовила воспитатель: Каримова. И. М Многие дети-дошкольники все еще часто страдают.

Информационно-познавательный творческий проект в подготовительной группе «Огонь — друг, огонь — враг» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №173» ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ОГОНЬ-ДРУГ, ОГОНЬ-ВРАГ».

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Исследовательско-творческий проект Выполнили: Емельянова Е. О. Андреева Н. И. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» 1. Тип проекта По доминирующей в проекте деятельности:.

Проект тематической недели «Огонь — друг, огонь — враг!» Подготовительная группа «Бруснички» Воспитатели: Арнаутова А. В. Цель: Расширение представлений детей о профессии «пожарный» и правилах.

Проект тематической недели «Огонь друг, огонь враг»Проект тематической недели «Огонь друг, огонь враг» Проект недели «Огонь друг – огонь враг» Цель: формировать представления о профессии пожарный, предметах быта представляющих опасность. Задачи:.

Проективно-ресурсная арт-педагогика с учетом ФГОС. Изображение стихии «Земля» через рисование черепахи детьми старшей группыПроективно-ресурсная арт-педагогика с учетом ФГОС. Изображение стихии «Земля» через рисование черепахи детьми старшей группы Арт-педагогика — отрасль педагогической науки, слияние педагогики и искусства, она изучает закономерности воспитания и развития человека.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Солнце, воздух и вода» На территории детского сада оборудованы три площадки — станции, украшенные шарами и инвентарем для игр и аттракционов. Все станции работают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Воздух, огонь, земля и вода — 4 стихии»
Опубликовано: 30 апреля 2019 в 16:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Воздух, огонь, земля и вода — 4 стихии»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бирюкова (УИ 375833) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД