Кутина Анна
Конспект занятия «Воздух и вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.
Задачи: закрепить знания о свойствах воздуха, воды. Познакомить с некоторыми свойствами воды и воздуха в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивать интерес детей к познавательной деятельности и экспериментированию, учить делать выводы в процессе эксперимента, Воспитывать интерес и любовь к окружающему миру
Материалы к занятию : мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, кисточка; краски; нарисованный мыльный пузырь и капелька.
Ход занятия:
- Ребятки! посмотрите, у нас гости (мыльный пузырь и капелька). Они только, только родились, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их. Но вначале поиграем язычком.
Скороговорки скажем:
«Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубики сломали»
«Три сороки, три трещотки
Потеряли по три щетки.
Три сегодня, три вчера
Три еще позавчера»
А чтобы четко говорить, надо с пальчиком дружить.
Упражнение с пальчиками.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Крепкие, дружные
Все такие нужные.
На другой руке опять
Раз, два, три, четыре, пять
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые.
-Итак, занятие начнем с загадки.
Шар земной внесли в автобус,
Оказался это… (глобус)
- Что изображает глобус? (Планету)
- Как называется наша планета? (Земля)
- А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон,)
- А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (Солнышко)
- Солнце – это планета? (Звезда)
- Кто мне про солнышко загадку скажет?
«Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
И заглядываешь в оконца
И зовут тебя все…» (Солнце)
- В какое время суток оно нам светит? (Днем)
- Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли. Расскажите, что происходит с солнцем?
- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Может быть, кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море)
- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?
- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.
- Вот мы и поговорим сейчас о воздухе.
- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (Чтобы дышать) Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашей комнате. (Стекло)
- А что еще прозрачным может быть? (Вода)
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (Мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (Холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (Ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (Ветер)
- А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (Мячик)
- Кто скажет про него загадку?
«Кинешь в речку - не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»
- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)
- Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?
- А сейчас мы с вами будем фокусниками.
Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко»
Упражнение на дыхание.
Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх.
- А теперь тихо встали, немного отдохнем.
Физкультминутка «Мы мыльные пузырьки»
- А вы хотели бы увидеть воздух? На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.
Опыт 1:
- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (Пузырьки)
- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (Буря)
- А где еще можно увидеть воздух? (Воздух есть везде)
- Давайте проверим.
Опыт 2:
- Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (Нет, он пустой) Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (Потому что там есть воздух и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.
- Мыльный пузырёк принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Пузырёк хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)
- Ребятки, что мы увидели? (Пузырьки)
- И еще что? (Он утонул)
- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (Он не тонет)
- А почему он не тонет? (Потому что он легкий)
Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.
- А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (Вода)
- Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды?
- Ребятки, вода это что? (Жидкость)
- Что можно делать с водой? (Наливать, переливать)
- А во что может превратиться вода? (В лед, в пар)
- А когда вода превращается в лед? (Зимой, в морозы)
- А когда превращается в пар? (Летом, в сильную жару)
- А может ли вода изменить свой цвет? (Может, если в нее положить краску)
- Давайте покрасим водичку в цвет, который вам нравится. (Дети размешивают краску в воде)
- Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая? (Потому что добавил желтую краску)
- На какой сок похож? (Лимонный)
- А у тебя водичка красная. На какой сок похож? (Томатный)
- Ребятки, а есть ли вкус у воды? (Безвкусная)
- А если я положу сахар? Какая будет вода? (Сладкая)
- А если соль? (Соленая)
- Лимон? (Кислая)
- Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна.
Рефлексия: - Ребятки, о чем мы говорили на нашем занятии? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось?