Любовь Панюкова
Проект «Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное общеразвивающее учреждение «Детский сад № 36» г. Печора
Проект "Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста.
1. Тема проекта: «Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста посредством ознакомления с предметами быта в мини-музее по краеведению»
2. Автор проекта: Педагог дополнительного образования Панюкова Л. А.
3. Участники проекта: дети средних, старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.
4. База исследования проекта: МАДОУ «Детский сад № 36»
5. Сроки реализации проекта: среднесрочный октябрь - ноябрь
6. Вид проекта: познавательный
Публикация «Проект „Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
7. Тип проекта Комплексный
8. Актуальность проекта
Актуальность проекта продиктована недостаточностью знаний детей о быте, культуре и традициях Коми Республики, в которой они живут, а также необходимостью восстановления утраченных связей современного человека с культурным прошлым своего народа. Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений в дошкольном воспитании и начинается оно с воспитания любви к родному краю, к малой родине, где проживает ребёнок. Поэтому важно познакомить детей с традициями, обычаями культурой своего народа, показать красоту и ценность родного Коми края.
9. Цель проекта: формирование представлений о культуре, обычаях и традициях Коми народа через ознакомление бытом коми народа в мини музее по краеведению (Коми изба). Формирование эмоционально положительного отношения к этнокультурному наследию народа Коми.
Задачи проекта:
-создать условия для мотивации познавательной деятельности дошкольников в области формирования духовно-нравственного отношения к культурному наследию народа Коми (создание презентаций и демонстративного материала по тематике проекта)
-создать условия для активной игровой деятельности дошкольников через пополнение картотеки по Коми играм, через создание дополнительных авторских музыкальных игр по тематике проекта
-развивать интерес к традициям, культуре народа Коми, воспитывать любовь к своему краю через различные виды деятельности (игровая, музыкальная, продуктивная деятельность дошкольников)
-воспитывать чувство принадлежности к малой родине, бережное отношение к природе родных мест.
Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный
Определение проблемы и цели проекта, методическая разработка плана деятельности (планирование образовательной деятельности для реализации проекта и проектирование итогового мероприятия).
Подбор методической литературы (коми-фольклор, пословицы, поговорки, загадки).
Подбор предметов быта народа Коми.
Подборка музыки Коми народа.
Пополнение картотеки Коми народных игр.
Подбор атрибутов и костюмов для итогового мероприятия проекта.
Создание предметно-пространственной среды в музыкальном зале для творческой и познавательной деятельности
Создание презентаций по темам проекта, подготовка видеоматериала «Музыкальные инструменты», Создание авторских музыкальных игр по теме проекта: «Баба Ёма», «У Яг Морта нос большой», «Построй чум», «Сова и мыши», «Шур-шар из бересты», «Баба Ёма», «Игра с инструментами», Подбор музыкального материала: песня «В Коми крае мы живем», песня «Атте в р -ва», Изготовление материала для дидактических игр.
2 этап основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о Коми крае.
• ОО «Познавательное развитие»
• Формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию народа Коми, развивать общий кругозор.
• Формировать и расширять представления о Республике Коми: закреплять знания об основных символах РК (герб, флаг, понимать значение этих символов.
• Познакомить с Коми-орнаментом и одеждой народа Коми.
• Познакомить с музыкальными инструментами народа Коми.
• Закреплять представление о быте и традициях Коми народа.
Дополнительные мероприятия:
o Экскурсия в Коми музей.
o Беседы и просмотр презентаций и видеоматериалов по теме проекта.
o Изготовление пособий и демонстрационного материала для образовательной деятельности с дошкольниками по тематике проекта.
• ОО «Речевое развитие»
Обогащать словарный запас детей в ходе образовательной деятельности.
Объяснить значение слов Пач, пызан, дозмук, Потан, Туесок, Пестер.
Способствовать практическому овладению нормами речи через игровую диалоговую речь.
Развивать свободное общение детей и взрослых
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Развивать представления о мире людей, о социальных нормах взаимоотношений в процессе познавательной игровой творческой деятельности.
Удовлетворять потребность в общении, развивать умение договариваться, действовать сообща, умение сопереживать, ждать своей очереди, умение преодолевать разочарования, умение распределять роли.
Учить ценить старинные предметы быта.
Развивать доброжелательные отношения между детьми в ходе игровой, познавательной, продуктивной деятельности дошкольников.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
• Развивать представление о декоративном искусстве Коми, о характерных особенностях Коми орнамента, предметах быта Коми народа.
• Воспитывать любовь к родному краю.
Дополнительные занятия по теме проекта:
• ООД «Лепка» – предметы утвари Коми народа (чугунок, туесок, погонщик оленей)
• ООД «Рисование» – «Коми-малица», «Украсим одежду Коми орнаментом», «Украсим избу узором Коми»
• ООД «Аппликация» – основные элементы Коми орнамента.
• За время реализации проекта воспитанники узнали много нового и интересного о Коми крае, У детей сформировались представления о быте, основных ремеслах и промыслах Коми народа (оленеводство, рыболовство, охота, плетение из бересты, обработка кожи и меха, вязание, шитьё кукол).
Одним из блоков в области познавательного развития стал раздел по ознакомлению с одеждой Коми народа и с её национальным орнаментом. Ребята с удовольствием отгадывают коми-орнаменты и научились самостоятельно выкладывать схемы различных коми- орнаментов.
В ходе цикла занятий значительно расширился словарный запас детей.
Итоги проекта: сформировался интерес дошкольников к традициям и культуре народа Коми.
Все это является основой духовно-нравственного воспитания дошкольников. Такие мероприятия создают эмоционально положительное отношение к этнокультурному наследию народа Коми, воспитывают чувство гордости и любовь к родному краю, бережное отношение к природе родных мест.
Ребята активно принимали участие в викторине, показали все свои знания и умения, получили массу положительных эмоций. В конце праздника каждый получил памятную медаль «Знаток коми края». И по детсадовской традиции были преподнесены угощения – ароматные Коми-шанежки и пирог с брусники.