Людмила
Проект «Воспитание ребенка дошкольника средствами русской народной сказки в условиях детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад «Сибирячок» п. Листвянский, Искитимского района Новосибирской области
Проект «Воспитание ребенка дошкольника средствами русской народной сказки в условиях детского сада и семьи»
(вторая младшая группа)
Воспитатель: Андриянкина Л. А.
«Сказка - это зернышко,
из которого прорастает
эмоциональная оценка
жизненных явлений»
Публикация «Проект „Воспитание ребенка дошкольника средствами русской народной сказки в условиях детского сада и семьи“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Направление деятельности: познавательно – речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное.
Образовательная область: Социально-коммуникативное, Познавательная, Речевая, Художественно-эстетическая, Физическая.
Вид проекта : познавательный, художественно - эстетический.
Актуальность проекта.
В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «смурфики», «фиксики», «смешарики», «лунтик», «супергерои», происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о Нравственные нормы, как добро и зло, хорошо и плохо у детей в возрасте 3-4 лет, целесообразно воспитывать с помощью народных сказок, понятие о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности, патриотизме.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна, поэтому решили реализовать данный проект с нашими малышами.
Цель проекта : Воспитание детей посредством русских народных сказок, умение сопереживать героям, видеть добро в сказках, приходить на помощь.
Задачи проекта:
1. Образовательные: Формировать интерес к русским народным сказкам; создание условий для активного использования сказок в разносторонней деятельности детей. (учить детей слушать, слышать, рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; формировать умение инсценировать мини-эпизоды сказок, приучать показывать сказки с помощью разных видов театра) учить умению высказывать свое отношение к героям сказки. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения).
2. Развивающие: Развивать у детей речь, обогащать словарь детей, отображать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; артистические способности.
3. Воспитательные : Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким; уважение к самому себе. Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности любовь к родной культуре через русские народные сказки.
Участники проекта :
- дети 2 младшей группы,
- воспитатели группы,
- родители воспитанников.
Тип проекта : 2 недели (краткосрочный)
Сроки проекта : 6-17 ноября
Основные направления реализации проекта :
• НОД.
• Образовательная деятельность в режимных моментах.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Совместное творчество взрослых и детей.
• Оснащение предметно – развивающей среды.
• Работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
1. Дети познакомятся с русскими народными сказками.
2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать
добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать
эмоции и понимать чувства других.
4. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
5. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
План реализации проекта.
1 этап (подготовительный).
-опрос детей «По страницам сказок»;
-анкетирование родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»;
-определение темы, целей, задач, содержания проекта;
-прогнозирование результатов;
-обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2 этап (основной).
С детьми. 1. Знакомство с русскими народными сказками : «Репка», «Теремок», «Колобок», «Кот, Лиса и петух» с использованием методики Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»
2. Прослушивание звукозаписей детских сказок.
3. Отгадывание загадок по сказкам.
4. Игры - драматизации по произведениям.
5. Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Сказочный герой» и др.
6. Показ настольного театра (пальчикового, театра картинок на палочках, театра кукол-бибабо) по сказкам.
7. Рассматривание иллюстраций по сказкам.
8. Раскрашивание раскрасок по сказкам.
9. Разучивание пальчиковых игр и физминуток по мотивам русских народных сказок.
10. Мини-театрализация сказки «Кот, Лиса и петух».
С родителями. 1. Родительское собрание «Воспитание сказкой»
2. Консультация для родителей «В чём сила сказки?».
3. Анкета для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании ребёнка».
4. Создание книги «Мамины сказки» из сочинённых родителями дидактических образовательных сказок.
5. Стенгазета в приемной группы «Родители читают русские народные сказки своим детям дома»
3 этап (заключительный).
1. Развлечение по теме «В стране сказок»;
2. Непосредственно образовательная деятельность занятие по познавательному развитию на тему «Путешествие по сказкам»;
3. Выставка рисунков «Путешествие по сказкам»;
4. Театрализованная постановка музыкальной сказки «Кот,петух и лиса»
5. Анализ полученных результатов.
Методика Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»
Чтение и работа по сказки «Репка», Понедельник, Вторник
Раздел работы Примерное содержание работы по сказке
1 Нравственный урок Дело любое спорится у друзей. Если помогать и работать дружно, то всё получится.
2 Воспитание добрых чувств За что можно похвалить каждого из сказки? Только ли мышка помогла деду? А если бы мышка была одна, а остальные ушли?
3 Сказка и математика Сосчитать на слух всех участников «трудовой бригады». Смоделировать сказку, используя геометрические фигуры или объёмные геометрические тела. Разделить репку на всех так, чтобы никому не было обидно.
4 Речевая зарядка Повторить рефрен сказки («Дедка за репку, бабка за дедку.») громко, затем шёпотом, затем тонким голосом, затем низким - «басом». Пересказать сказку, подставив частицу «не» перед словом «репка». Затем придумать, что же на самом деле посадил дед? Рассказать новую сказку___ ___
5 Сказка и экология Как вы думаете, почему деду удалось вырастить такую большую репку? Чем полезна репа и другие овощи? Как их выращивают? Рассматривание фотографий (или натуральных) овощей___
6 Физкультминутка Пантомима: изобразить выражение лица деда, когда он не смог вытянуть репку; затем
- когда репку вытянули
- Логоритмика: ритмичные шаги под декламирование рефрена сказки.
- Физкультурная разминка: изобразить, как тянут репку___
7 Сказка развивает руки - Вылепить репку из пластилина. - Нарисовать иллюстрацию к сказке на длинной полосе бумаги (рисуют несколько детей).
8 Развитие мышления и воображения - Придумать имена каждому герою. - Придумать продолжение сказки (что было потом, после окончания сказки: может, репка оказалась волшебной или были приглашены гости на обед? Или возникли споры, как её разделить) - Придумать новый конец сказки, разыграв её с помощью настольного театра.
Чтение Сказки «Колобок» Среда, Четверг
Раздел работы Примерное содержание работы по сказке
1 Нравственный урок - Хвастовство да непослушание не доведут до добра.
- Меньше хвались, за родню крепче держись.
2 Воспитание добрых чувств - Как вы думаете, расстроились ли дед с бабкой,
когда обнаружили исчезновение Колобка? Почему? Как их можно успокоить?
- За что можно похвалить Колобка, а за что - поругать?
3 Сказка и математика - Сосчитать героев сказки.
- Выложить панно из геометрических фигур: каждая фигура цветом и формой ассоциируется с
героем сказки.
- Понятия: круг - шар; широкий - узкий, высокий
- низкий, лево - право. Счет до 4
4 Речевая зарядка - Спеть песенку Колобка разными голосами и с
разной громкостью.
5 Сказка и экология - Выяснить, из чего делается Колобок?
- Экспериментирование: замешивание теста из
муки и воды, исследование его свойств.
- Чем полезен хлеб? Где и как выращивают пшеницу, из которой делают муку
6 Физкультминутка - Игра с мячом «Поймай Колобка».
- Изобразить, как двигаются звери, как катится
Колобок.
7 Сказка развивает руки - На отдельном листе: игровое графическое задание: «Помоги Колобку вернуться домой». Мимо
нарисованных фигурок зверей пунктирная кривая линия - тропинка, которую надо обвести по
возможности ровно, не нарушая изгибов.
- Слепить Колобка из пластилина.
8 Развитие мышления и воображения - Придумать песенки для каждого героя.
- Игры для развития мышления: «Чья тень?»,
«Лабиринты
Чтение сказки «Теремок» Пятница
Раздел работы Примерное содержание работы по сказке
1 Нравственный урок В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору.
- Друг за дружку держаться — ничего не бояться.
- В тесноте да не в обиде.
2 Воспитание добрых чувств - Как вы думаете, какими были звери в сказке?
(добрыми, отзывчивыми, не жадными).
- По-вашему, медведь специально или нечаянно
сломал теремок?
- Как вы думаете, он участвовал в строительстве
нового теремка?
- Что помогло зверушкам построить новый теремок.
3 Сказка и математика - Сосчитать на слух всех зверушек в сказке.
- Сколько это: вдвоём, втроём, вчетвером, впятером?
- Сколько зверушек отвечали из теремка мышке?
Лягушке? Зайчику? Лисичке? Волчку? Медведю?
- Порядковый счет до 6. Понятия: большой - маленький. Геометрические фигуры (крыша, окна
у теремка).
Речевая
зарядка
4 Речевая зарядка Рассматривание фотографий или иллюстраций с
изображением поля и животных - персонажей
сказки.
- Почему у каждого зверя есть кличка: норушка,
квакушка, побегайчик, серый бочок. Придумать
забавные прозвища другим животным: корова,
жучок, олень, собака.
- Рассказать сказку по принципу: «Я начну, а ты продолжи.
5 Сказка и экология - Как вы думаете, смогли ли бы на самом деле
жить все эти звери вместе? Почему?
- Где живут эти животные? Чем питаются, какие
привычки имеют?
6 Физкультминутка - С помощью движений изобразить строительство теремка.
7 Сказка развивает руки Сделать аппликацию на тему «Теремок».
- Сложить теремок и его обитателей из различных
мозаик и конструкторов
8 Развитие мышления и воображения - Придумать продолжение сказки (что было после
окончания сказки: какой теремок построили зверушки, может, они ещё кого-нибудь пригласили
к себе и л ь, оставили ли медведя в теремке).
- Придумать необычный теремок, в котором было
бы удобно любому животному. Построить его из
различных видов строительных материалов и
подручных средств. Придумать, какие удобства
были бы в теремке.
- Игры для развития мышления: «Угадай, кто
лишний?»; «Найди отличия».
Чтение сказки «Кот, Петух и Лиса» Понедельник, Вторник
Раздел работы Примерное содержание работы по сказке
1 Нравственный урок - Без друга в жизни туго.
- Дружба и братство дороже богатства
2 Воспитание добрых чувств - Как вы относитесь к доверчивости Петуха в
сказке?
- Почему Петух поверил Лисе и не послушался
Кота?
- Кого в сказке можно назвать верным и преданным другом и почему?
3 Сказка и математика - Смоделировать сказку, используя геометрические фигуры.
- Сколько в сказке было персонажей?
- Сколько раз Кот вызывал Лису из её избушки?
4 Речевая зарядка - Повторить песенку Кота, которую он пел около
лисьей избушки.
- Придумать два - три новых названия сказки.
- Пересказать понравившийся отрывок из сказки.
5 Сказка и экология Могли ли жить в лесу кот и петух? Почему?
- А есть ли польза в лесу от лисы и какая?
- Работа с иллюстрациями: лес, дикие и домашние
животные.
6 Сказка развивает руки Сделать самодельную книжку по сказке с помощью рисования, аппликации.
- Выложить из мозаики избушки Кота и Петуха и
Лисы.
7 Развитие мышления и воображения Придумаем новый конец сказки: Лиса отпустила
Петушка и пригласила их с Котом на блины;
Кот, Петух и Лиса стали жить вместе: Кот и Лиса на охоту ходили, а Петух с лисятами избу
убирали.
Среда
1. Беседа на тему «Почему сказки называются русскими народными?»
2. Игра на выбор «Какую русскую народную сказку будем читать сегодня?»
3. Игры-пазлы «Собери и назови сказку»
4.«Расскрась героя сказок»
Четверг
1. Развлечение по теме «В стране сказок»;
2. Выставка рисунков «Путешествие по сказкам»;
3. Театрализованная постановка музыкальной сказки «Кот,лиса и петух»
Пятница
1. Непосредственно образовательная деятельность открытое занятие на базе ДОУ по познавательному развитию на тему «Путешествие по русским народным сказкам в поисках добра»
Анализ полученных результатов.