МААМ-картинки

Проект «Воспитание ребенка дошкольника средствами русской народной сказки в условиях детского сада и семьи»

Людмила
Проект «Воспитание ребенка дошкольника средствами русской народной сказки в условиях детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы

МКДОУ детский сад «Сибирячок» п. Листвянский, Искитимского района Новосибирской области

Проект «Воспитание ребенка дошкольника средствами русской народной сказки в условиях детского сада и семьи»

(вторая младшая группа)

Воспитатель: Андриянкина Л. А.

«Сказка - это зернышко,

из которого прорастает

эмоциональная оценка

жизненных явлений»

Направление деятельности: познавательно – речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное.

Публикация «Проект „Воспитание ребенка дошкольника средствами русской народной сказки в условиях детского сада и семьи“» размещена в разделах

Образовательная область: Социально-коммуникативное, Познавательная, Речевая, Художественно-эстетическая, Физическая.

Вид проекта : познавательный, художественно - эстетический.

Актуальность проекта.

В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «смурфики», «фиксики», «смешарики», «лунтик», «супергерои», происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о Нравственные нормы, как добро и зло, хорошо и плохо у детей в возрасте 3-4 лет, целесообразно воспитывать с помощью народных сказок, понятие о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности, патриотизме.

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна, поэтому решили реализовать данный проект с нашими малышами.

Цель проекта : Воспитание детей посредством русских народных сказок, умение сопереживать героям, видеть добро в сказках, приходить на помощь.

Задачи проекта:

1. Образовательные: Формировать интерес к русским народным сказкам; создание условий для активного использования сказок в разносторонней деятельности детей. (учить детей слушать, слышать, рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; формировать умение инсценировать мини-эпизоды сказок, приучать показывать сказки с помощью разных видов театра) учить умению высказывать свое отношение к героям сказки. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения).

2. Развивающие: Развивать у детей речь, обогащать словарь детей, отображать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; артистические способности.

3. Воспитательные : Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким; уважение к самому себе. Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности любовь к родной культуре через русские народные сказки.

Участники проекта :

- дети 2 младшей группы,

- воспитатели группы,

- родители воспитанников.

Тип проекта : 2 недели (краткосрочный)

Сроки проекта : 6-17 ноября

Основные направления реализации проекта :

• НОД.

• Образовательная деятельность в режимных моментах.

• Самостоятельная деятельность детей.

• Совместное творчество взрослых и детей.

• Оснащение предметно – развивающей среды.

• Работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

1. Дети познакомятся с русскими народными сказками.

2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.

3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать

добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать

эмоции и понимать чувства других.

4. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.

5. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.

6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.

План реализации проекта.

1 этап (подготовительный).

-опрос детей «По страницам сказок»;

-анкетирование родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»;

-определение темы, целей, задач, содержания проекта;

-прогнозирование результатов;

-обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

2 этап (основной).

С детьми. 1. Знакомство с русскими народными сказками : «Репка», «Теремок», «Колобок», «Кот, Лиса и петух» с использованием методики Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»

2. Прослушивание звукозаписей детских сказок.

3. Отгадывание загадок по сказкам.

4. Игры - драматизации по произведениям.

5. Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Сказочный герой» и др.

6. Показ настольного театра (пальчикового, театра картинок на палочках, театра кукол-бибабо) по сказкам.

7. Рассматривание иллюстраций по сказкам.

8. Раскрашивание раскрасок по сказкам.

9. Разучивание пальчиковых игр и физминуток по мотивам русских народных сказок.

10. Мини-театрализация сказки «Кот, Лиса и петух».

С родителями. 1. Родительское собрание «Воспитание сказкой»

2. Консультация для родителей «В чём сила сказки?».

3. Анкета для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании ребёнка».

4. Создание книги «Мамины сказки» из сочинённых родителями дидактических образовательных сказок.

5. Стенгазета в приемной группы «Родители читают русские народные сказки своим детям дома»

3 этап (заключительный).

1. Развлечение по теме «В стране сказок»;

2. Непосредственно образовательная деятельность занятие по познавательному развитию на тему «Путешествие по сказкам»;

3. Выставка рисунков «Путешествие по сказкам»;

4. Театрализованная постановка музыкальной сказки «Кот,петух и лиса»

5. Анализ полученных результатов.

Методика Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»

Чтение и работа по сказки «Репка», Понедельник, Вторник

Раздел работы Примерное содержание работы по сказке

1 Нравственный урок Дело любое спорится у друзей. Если помогать и работать дружно, то всё получится.

2 Воспитание добрых чувств За что можно похвалить каждого из сказки? Только ли мышка помогла деду? А если бы мышка была одна, а остальные ушли?

3 Сказка и математика Сосчитать на слух всех участников «трудовой бригады». Смоделировать сказку, используя геометрические фигуры или объёмные геометрические тела. Разделить репку на всех так, чтобы никому не было обидно.

4 Речевая зарядка Повторить рефрен сказки («Дедка за репку, бабка за дедку.») громко, затем шёпотом, затем тонким голосом, затем низким - «басом». Пересказать сказку, подставив частицу «не» перед словом «репка». Затем придумать, что же на самом деле посадил дед? Рассказать новую сказку___ ___

5 Сказка и экология Как вы думаете, почему деду удалось вырастить такую большую репку? Чем полезна репа и другие овощи? Как их выращивают? Рассматривание фотографий (или натуральных) овощей___

6 Физкультминутка Пантомима: изобразить выражение лица деда, когда он не смог вытянуть репку; затем

- когда репку вытянули

- Логоритмика: ритмичные шаги под декламирование рефрена сказки.

- Физкультурная разминка: изобразить, как тянут репку___

7 Сказка развивает руки - Вылепить репку из пластилина. - Нарисовать иллюстрацию к сказке на длинной полосе бумаги (рисуют несколько детей).

8 Развитие мышления и воображения - Придумать имена каждому герою. - Придумать продолжение сказки (что было потом, после окончания сказки: может, репка оказалась волшебной или были приглашены гости на обед? Или возникли споры, как её разделить) - Придумать новый конец сказки, разыграв её с помощью настольного театра.

Чтение Сказки «Колобок» Среда, Четверг

Раздел работы Примерное содержание работы по сказке

1 Нравственный урок - Хвастовство да непослушание не доведут до добра.

- Меньше хвались, за родню крепче держись.

2 Воспитание добрых чувств - Как вы думаете, расстроились ли дед с бабкой,

когда обнаружили исчезновение Колобка? Почему? Как их можно успокоить?

- За что можно похвалить Колобка, а за что - поругать?

3 Сказка и математика - Сосчитать героев сказки.

- Выложить панно из геометрических фигур: каждая фигура цветом и формой ассоциируется с

героем сказки.

- Понятия: круг - шар; широкий - узкий, высокий

- низкий, лево - право. Счет до 4

4 Речевая зарядка - Спеть песенку Колобка разными голосами и с

разной громкостью.

5 Сказка и экология - Выяснить, из чего делается Колобок?

- Экспериментирование: замешивание теста из

муки и воды, исследование его свойств.

- Чем полезен хлеб? Где и как выращивают пшеницу, из которой делают муку

6 Физкультминутка - Игра с мячом «Поймай Колобка».

- Изобразить, как двигаются звери, как катится

Колобок.

7 Сказка развивает руки - На отдельном листе: игровое графическое задание: «Помоги Колобку вернуться домой». Мимо

нарисованных фигурок зверей пунктирная кривая линия - тропинка, которую надо обвести по

возможности ровно, не нарушая изгибов.

- Слепить Колобка из пластилина.

8 Развитие мышления и воображения - Придумать песенки для каждого героя.

- Игры для развития мышления: «Чья тень?»,

«Лабиринты

Чтение сказки «Теремок» Пятница

Раздел работы Примерное содержание работы по сказке

1 Нравственный урок В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору.

- Друг за дружку держаться — ничего не бояться.

- В тесноте да не в обиде.

2 Воспитание добрых чувств - Как вы думаете, какими были звери в сказке?

(добрыми, отзывчивыми, не жадными).

- По-вашему, медведь специально или нечаянно

сломал теремок?

- Как вы думаете, он участвовал в строительстве

нового теремка?

- Что помогло зверушкам построить новый теремок.

3 Сказка и математика - Сосчитать на слух всех зверушек в сказке.

- Сколько это: вдвоём, втроём, вчетвером, впятером?

- Сколько зверушек отвечали из теремка мышке?

Лягушке? Зайчику? Лисичке? Волчку? Медведю?

- Порядковый счет до 6. Понятия: большой - маленький. Геометрические фигуры (крыша, окна

у теремка).

Речевая

зарядка

4 Речевая зарядка Рассматривание фотографий или иллюстраций с

изображением поля и животных - персонажей

сказки.

- Почему у каждого зверя есть кличка: норушка,

квакушка, побегайчик, серый бочок. Придумать

забавные прозвища другим животным: корова,

жучок, олень, собака.

- Рассказать сказку по принципу: «Я начну, а ты продолжи.

5 Сказка и экология - Как вы думаете, смогли ли бы на самом деле

жить все эти звери вместе? Почему?

- Где живут эти животные? Чем питаются, какие

привычки имеют?

6 Физкультминутка - С помощью движений изобразить строительство теремка.

7 Сказка развивает руки Сделать аппликацию на тему «Теремок».

- Сложить теремок и его обитателей из различных

мозаик и конструкторов

8 Развитие мышления и воображения - Придумать продолжение сказки (что было после

окончания сказки: какой теремок построили зверушки, может, они ещё кого-нибудь пригласили

к себе и л ь, оставили ли медведя в теремке).

- Придумать необычный теремок, в котором было

бы удобно любому животному. Построить его из

различных видов строительных материалов и

подручных средств. Придумать, какие удобства

были бы в теремке.

- Игры для развития мышления: «Угадай, кто

лишний?»; «Найди отличия».

Чтение сказки «Кот, Петух и Лиса» Понедельник, Вторник

Раздел работы Примерное содержание работы по сказке

1 Нравственный урок - Без друга в жизни туго.

- Дружба и братство дороже богатства

2 Воспитание добрых чувств - Как вы относитесь к доверчивости Петуха в

сказке?

- Почему Петух поверил Лисе и не послушался

Кота?

- Кого в сказке можно назвать верным и преданным другом и почему?

3 Сказка и математика - Смоделировать сказку, используя геометрические фигуры.

- Сколько в сказке было персонажей?

- Сколько раз Кот вызывал Лису из её избушки?

4 Речевая зарядка - Повторить песенку Кота, которую он пел около

лисьей избушки.

- Придумать два - три новых названия сказки.

- Пересказать понравившийся отрывок из сказки.

5 Сказка и экология Могли ли жить в лесу кот и петух? Почему?

- А есть ли польза в лесу от лисы и какая?

- Работа с иллюстрациями: лес, дикие и домашние

животные.

6 Сказка развивает руки Сделать самодельную книжку по сказке с помощью рисования, аппликации.

- Выложить из мозаики избушки Кота и Петуха и

Лисы.

7 Развитие мышления и воображения Придумаем новый конец сказки: Лиса отпустила

Петушка и пригласила их с Котом на блины;

Кот, Петух и Лиса стали жить вместе: Кот и Лиса на охоту ходили, а Петух с лисятами избу

убирали.

Среда

1. Беседа на тему «Почему сказки называются русскими народными?»

2. Игра на выбор «Какую русскую народную сказку будем читать сегодня?»

3. Игры-пазлы «Собери и назови сказку»

4.«Расскрась героя сказок»

Четверг

1. Развлечение по теме «В стране сказок»;

2. Выставка рисунков «Путешествие по сказкам»;

3. Театрализованная постановка музыкальной сказки «Кот,лиса и петух»

Пятница

1. Непосредственно образовательная деятельность открытое занятие на базе ДОУ по познавательному развитию на тему «Путешествие по русским народным сказкам в поисках добра»

Анализ полученных результатов.

Публикации по теме:

Итоговое родительское собрание в средней группе «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребенка»Итоговое родительское собрание в средней группе «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребенка» Итоговое родительское собрание в средней группе "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребенка". 1. Вступительное слово.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях детского сада. Мастер-класс «Гжельская роспись»Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях детского сада. Мастер-класс «Гжельская роспись» Цель: Развитие речи и творческих способностей у детей через закрепление знаний о русских народных промыслах. Задачи: - Воспитывать у детей.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект «В гостях у русской народной сказки» Проект «В гостях у русской народной сказки» (Комбинированная группа для обучающихся общеразвивающей направленности и обучающихся с ЗПР от.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Цель: приобщение родителей к созданию условий для речевого развития детей. Задачи: познакомить родителей с возрастными этапами речевого.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание Тема : «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Ход родительского собрания. Воспитатель: добрый вечер,.

Сценарий праздника для детей старшей группы детского сада по мотивам русской народной сказки «Репка»Сценарий праздника для детей старшей группы детского сада по мотивам русской народной сказки «Репка» Осенний праздник для детей старшей группы детского сада по мотивам русской народной сказки "Репка" Ход праздника. Под музыку дети входят.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Воспитание ребенка дошкольника средствами русской народной сказки в условиях детского сада и семьи»
Опубликовано: 11 декабря 2023 в 19:34
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Воспитание ребенка дошкольника средствами русской народной сказки в условиях детского сада и семьи»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД