Кутузова Елена
Проект «Волшебный песочек». Занятие с детьми младшей группы «Необыкновенные следы»
▼ Скачать + Заказать документы
проект "Волшебный песок"
Содержание
1. Введение … ….. 3
2. Теоретические основы изучения проблемы игр с кинетическим песком у детей младшего дошкольного возраста. … 6
3. Практическое использование игр с кинетическим песком в проектной деятельности. Кинетический песок : терапия и развитие …. 8
4. Заключение ….…. 9
5. Список литературы …. 11
1. Введение
Публикация «Проект „Волшебный песочек“, Занятие с детьми младшей группы „Необыкновенные следы“» размещена в разделах
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Всё большую актуальность приобретает проблема развития мышления детей. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Я, как и все педагоги нашего ДОУ, ориентируюсь не только на подготовку детей к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Использование игр с кинетическим песком в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать мышление, умение детей решать поставленные задачи и использовать эти знания в действительности. “Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга” И. П. Павлов
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, СМИ) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.
Под влиянием телевидения и социума дети перенимают способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания.
Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся их жизнь - игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость.
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом.
Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице : в песочнице малыши начинают дружить со сверстниками, там происходят первые драки из – за совочков и ведерок, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно.
Странный эффект песочницы пока до конца не объяснен. Но важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал (успокаивает и расслабляет, лепить из него всевозможные фигуры, здания, города (побуждает фантазию, развивает мелкую моторику рук, отыскивать зарытые сокровища (создает заинтересованность) и просто сочинять сказки и рисовать их (творческий выход существующей проблемы, развивает речь).
Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки и т. д. А если к этому добавить миниатюрные игрушки, то появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений); в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Песочницу можно использовать в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Проблема
Среди различных проблем, с которыми приходится сталкиваться воспитателю в детском саду, можно выделить проблему работы с детьми с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
Эта проблема волнует и педагогов, и родителей, а ее актуальность подтверждается большим количеством детей. Педагоги, работающие с гиперактивным ребенком, знают, сколько хлопот и неприятностей он доставляет окружающим.
В каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателя: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.
Однако это одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
Я искала необычные пути решения этой проблемы, чтобы заинтересовать детей, так как обычная песочница не всегда бывает доступна в силу погодных условий и времени года. В интернете наткнулась на статью о кинетическом песке и внимательно изучила этот инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса и терапевтических целей. Именно с этой целью мною разработан проект для детей младшего дошкольного возраста «Волшебный песок».
Цель проекта
Стабилизация эмоционального состояния детей, развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора, развитие мышления, памяти, внимания, воображения.
Задачи
1. Формировать положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического экспериментирования с различными предметами.
2. Развивать мышление, память, внимание, речь, творческое мышление, воображение и фантазию, навыки самоконтроля и саморегуляции.
3. Стимулировать познавательный интерес и побуждать малыша к активному развитию.
4. Развивать зачатки самостоятельной игры.
5. Воспитывать аккуратность в обращении с песком.
Вид проекта : краткосрочный, познавательно-творческий, групповой, в рамках МБДОУ
Сроки реализации 20 апреля 2015г. 30 апреля 2015г.
Участники проекта : дети II младшей группы, воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, преподаватель изо, родители
Ожидаемые результаты
1. Формирование положительного эмоционального настроя в группе детей, дети стали более усидчивы, внимательны друг к другу.
2. Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой.
3. Развитие у ребенка творческих способностей
4. Обогащение активного словарного запаса
5. Сотрудничество родителей, педагога и детей в совместной деятельности
6. Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Предполагаемый продукт проекта
Организация картотеки игр с кинетическим песком для детей младшего дошкольного возраста
Систематизация дидактического, литературного, иллюстративного материала по теме
Выставка творческих работ детей
Этапы реализации 1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап – аналитический
Теоретические основы изучения проблемы игр с кинетическим песком у детей младшего дошкольного возраста
Кинетический песок не зря называют «живым» и уникальным, он обладает отличными свойствами, успешно используется для развития и терапии. Методы песочной терапии различны, можно использовать кинетический песок, классический «сыпучий» песок в песочнице, рисование песком на световых планшетах, использование песочницы в сочетании со сказкотерапией и пр. Сейчас, хотелось бы остановиться на кинетическом песке и рассмотреть подробнее методы работы с ним, ведь не зря говорят «волшебный» песок, упоминая песок кинетический.
Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры. Песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии. Бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие.
Играя с кинетическим песком, ребенок прорабатывает негативные эмоции, чувства и ощущения, песочная терапия позволяет выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождает от страхов и, пережитый негатив, не преобразуется в психотравму.
Кинетический песок эффективен при работе с агрессивными детьми, гиперактивными детьми, застенчивыми и «зажатыми» детьми, с детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитие речи и коммуникативных навыков, умения связывать собственную деятельность с ее результатом. Кинетический песок эффективен не только, как метод песочной психотерапии, но и как элемент развивающих занятий с детьми. Особенно полезен такой песок для детей раннего и дошкольного возраста.
Игры с кинетическим песком хороши тем, что не обязательно выходить во двор и можно играть дома или в детском саду или в гостях даже в дождливый день или зимой. Что же необходимо для занятий песочной терапией? А всего ничего: чистая плоская поверхность, например стол или пол, но чтобы не было щелей, можно взять какой-нибудь широкий ящик или столик песочницу (это в идеале) Потребуется собственно сам кинетический песок. Также понадобится различные формочки для песка, лопатки, ведерки, набор фигурок, например каких-нибудь деревянных человечков, или резиновых динозавриков или пластмассовых куколок, мелкие машинки и т. д. Также можно добавить естественные предметы: ракушки, разноцветные камушки, цветочки. Упражнения с кинетическим песком лучше проводить под спокойную расслабляющую музыку.
Решая задачи подготовительного этапа реализации проекта, я разработала цель и содержание учебно-воспитательного процесса. Подобрала необходимую информацию по теме проекта. Продумала работу с родителями.
Практическое использование игр с кинетическим песком в проектной деятельности. Кинетический песок : терапия и развитие
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве имеет большое значение. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную деятельность.
Мною разработан цикл занимательных игр-занятий. Занимательные игры-занятия имеют обобщающий характер; упражнения, и задания всегда объединялись общим сюжетом, близким детям по восприятию. Проведение таких игр занятий позволяет в непринужденной обстановке проверить и закрепить полученные знания детей в процессе совместной деятельности.
У меня в группе создан Уголок Волшебного песка. Это специально отведенное, оснащенное играми, пособиями и материалами место. Детям обеспечен свободный доступ, находящимся там материалом. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от совместной деятельности время выбрать интересующие формы и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Какой эффект можно увидеть практически сразу, на первом занятии?
Ребенок расслабляется, уходит напряжение, происходит адаптация к новому месту и коллективу, меняется фон настроения на положительный, ребенок «раскрывается», вовлекается в самостоятельную или совместную деятельность, активно задействуется речь и коммуникативные навыки.
В последующем, после регулярных занятий, происходит то самое «волшебство», начиная от развития моторики, сенсорики, речи и заканчивая коррекцией гиперактивности, застенчивости, агрессивности.
В основной части реализации проекта проводились следующие мероприятия :
С детьми :
1. НОД «Речевое развитие» «Песочная страна» знакомство с волшебным песком
2. НОД «Познание» «Ах, этот удивительный песок» -сравнение кинетического и обычного песка.
3. НОД «Художественно-эстетическое развитие» «Прогулка по песку».
4. Использование пальчиковой гимнастики «Физическое развитие»
5. НОД «Сочиняем сказку сами», чтение потешек, правил игры с песком в стихотворной форме «Социально-коммуникативное развитие».
Самостоятельные игры детей с кинетическим песком.
С родителями:
1. Консультация «Удивительные возможности кинетического
песка».
2. Оформление информационного стенда «Волшебный песок»,
«Песочные фантазии».
3. Конкурс совместных с детьми поделок из кинетического песка «Веселая песочница»
С педагогами:
1. Консультация «Удивительный песок»
2. Советы по организации проведения игр с кинетическим песком.
3. Систематизация литературного и иллюстративного материала.
4. Дидактические игры с детьми.
Дидактическая игра с кинетическим песком делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
Также необходимым условием, обеспечивающим успех моей работы, является мое творческое отношение к играм с кинетическим песком: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.
Заключение
Детский сад является начальным этапом развития детей. Этот этап невероятно ответственен, поскольку ребенок должен потом отправиться в школу, имея за плечами приличный багаж знаний и жизненных навыков. Но нынешние малыши, оказывается, куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности? Тогда выход один – игровая деятельность!
Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Преимуществом игры с кинетическим песком является то, что с ним удобно проводить как развивающие, так и терапевтические процедуры. пересыпание из одной руки в другую или между пальцами вызывает приятные тактильные ощущения, создавая условия для психологической разгрузки; раскладывание песка по баночкам, совочком в ведерки (тренирует координацию движений рук, а наблюдение за процессом оказывает успокаивающее действие) ; выбирание из песка шариков, пуговиц и других мелких предметов (тренируется внимание, усидчивость); создание традиционных пирожков, куличиков, а также башенок, животных и других предметов. Так же это хорошая адаптация для малышей, так как все малыши любят копаться в песке.
Подводя итоги реализации проекта, я отметила, что у детей появился положительный эмоциональный настрой. Они стали гораздо спокойнее, дружелюбнее, отзывчивее друг к другу. Адаптация детей стала проходить быстрее и безболезненнее.
Дети стали проявлять больше фантазии, воображения и творческого мышления. Сами придумывают сказки, обыгрывают свои постройки.
Малыши с удовольствием идут по утрам в детский сад, зная, что их там ждёт песочница с «волшебным» песком.
Литература:
О. Ю. Еланчинцева «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Путь к волшебству»
Стебенева Н. «Город на песке» (по материалам сайта)
Журнал «Дошкольная педагогика»
Н. А. Сакович «Технологические игры в песок. Игры на мосту»
Блог психолога С. Морозовой
Газета «Школьный психолог», январь 2000, №4. Гиперактивный ребенок.
Газета «Школьный психолог», 2005 № 6 «Игры с песком»
Газета «Школьный психолог», 2006 № 2 «Игры с песком»
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб. :Детство-Пресс. 2002