Егошина Анастасия
Проект для детей 6–7 лет «Волшебный мир театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный мир театра
1. Название «Волшебный мир театра»
2. Целевая группа, на которую направлен проект
Воспитанники МАДОУ детского сада комбинированного вида № 94; возраст: 6-7 лет
3. Срок реализации проекта
пять недель
4. Время проведения 2 раз в неделю, во в время нерегламентированной деятельности.
5. Длительность занятия 30 мин
6. Актуальность
Темочки:
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей. Театр объясняет мир, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные нравственные вопросы. Кроме того, театр объединяет в себе многие виды искусства, что дает возможность говорить не только об истории театра, но и об архитектуре, создании костюмов, литературных и музыкальных произведениях. Театр помогает в формировании эстетического вкуса: учит получать удовольствие от встречи с прекрасным произведением искусства; воспитывает волю человека, развивает память, воображение. Театр радует и удивляет детей, развивает эмоциональную сферу ребенка – учит сопереживать, сочувствовать персонажам на сцене. Огромное значение театрализованная деятельность имеет и для развития речи детей. Помимо грамотной, фонетически правильно оформленной, речь должна быть содержательной, эмоциональной.
Театр – это увлекательная игра, поэтому может быть прекрасным средством обучения и воспитания. Играя, ребенок учится думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Участвуя в спектакле, ребёнок преодолевает замкнутость, скованность, неуверенность в себе; дети учатся работать совместно, в коллективе, сотрудничать друг с другом.
Данные проблемы актуальны и в нашей группе детского сада, которую посещают дети с тяжелым нарушением речи. Мною был разработан проект: «Волшебный мир театра». Данный проект направлен на формирование всесторонне-развитой личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелым нарушением речи.
7. Основные цели и задачи проекта
Цель: формирование творческих способностей и развитие речи детей с ТНР посредством театральной деятельности.
Задачи:
1. Расширить представление детей о театре, его видах;
2. Познакомить детей с процессом создания спектакля;
3. Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
4. Развить воображение и фантазию детей в процессе создания спектакля;
5. Совершенствовать звуковую культуру речи, интонационную сторону, активизировать словарь детей;
6. Преодолеть стеснительность, замкнутость, неуверенность в себе;
7. Формировать навыки сотрудничества ребенка с другими детьми и взрослыми;
8. Развитие мелкой моторики рук и координации движений;
8. Реализация проекта
Организационная работа.
1.1 изучение научно-методической литературы;
1.2 разработка проекта;
1.3 Подготовка наглядно-дидактических материалов по теме «Театр» (презентации PowerPoint, игрушки, костюмы, игры и упражнения по теме проекта);
2. Реализация проекта:
2.1 Знакомство с Муми-долиной и её обитателями;
2.2 Чтение и обсуждение книги («Опасное лето» Т. Янссон);
2.3 Знакомство с театром, его видами;
2.4 Создание совместно с родителями электронных презентаций на тему «Виды театра»;
2.5 Представление детьми презентаций на тему «Виды театра»;
2.6 Знакомство с процессом создания спектакля; обыгрывание с детьми различных «театральных» профессий (гримёр, костюмер, специалист по озвучению,актёр);
2.7 Проигрывание упражнений, направленных на чёткость, интонационную выразительность речи детей; игры по развитию выразительности мимики, элементы пантомимики;
2.8 Выбор физминуток и пальчиковых игр для театрализации;
2.9 Рисование и создание декораций, персонажей. Подбор музыкального сопровождения совместно с детьми.
2.10 Обыгрывание задуманных гимнастик для мелкой и общей моторики;
2.11 Съемка спектаклей;
2.12 Монтаж и цифровая обработка материала;
3. Подведение итогов проекта: просмотр театрализаций-спектаклей с детьми. Показ спектаклей родителям и педагогам. Обсуждение.
4. Дальнейшее пополнение картотеки театрализованных физминуток, пальчиковых игр. Использование отснятого материала на занятиях с детьми нашей группы, в других группах детского сада;
9. Используемые формы и методы работы в ходе реализации проекта
Чтение книги, беседа, игры-драматизации, речевые игры, рассказ, просмотр мультфильма «Опасное лето» (его часть, творческая мастерская, выбор физминуток и пальчиковых игр, совместная деятельность детей и педагога в процессе выбора вида театра, распределения ролей и создания спектакля.
10. Используемые технологии работы в ходе реализации проекта
Информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности.
11. Использование в ходе проекта наглядных для целевой группы иллюстрированных ресурсов: мультимедийных (фильмы, мультфильмы, литературных (книги) и другие Книга «Опасное лето» Т. Янссон
Электронный ресурс: презентации и видео (мультфильм «Опасное лето»).
Различные виды театра.
Мини-сцена теневого театра.
Ширма для театра на ложках.
Музыкальные инструменты.
Маски, костюмерная, аквагрим.
12. Ожидаемые результаты
1. Сформированы представления о театре, его видах; о том кто и как создает спектакль;
2. Повысилась речевая культура речи детей, активизировался словарь, а также развилась монологическая и диалогическая речь, уровень её выразительности, владения голосом, телом, пластикой движений;
3. Улучшилась моторика пальцев рук, динамическое переключение с одной позы на другую; улучшилась координация движений в общей моторике;
4. Развиты творческие начала и умственные способностей, целеустремленность, настойчивость, преодолены трудности в эмоционально-волевой сфере;
5. Развились способности к импровизации в создании образа, умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения);
6. Дети научились свободно общаться со сверстниками и взрослыми, чувствовать себя полноправными участниками процесса;
7. Повысилась мотивационная активность дошкольников;
8. Родители воспитанников проявляют интерес к жизни детей в группе детского сада.
Результаты определятся методом наблюдения.
13. Количественные показатели эффективности проекта
Качественные показатели эффективности проекта:
• Заинтересованное участие всех воспитанников группы;
• Участие родителей воспитанников в творческой деятельности детей;
• Сформированность у детей представлений о видах театра, процессе создания спектакля;
• Дети пользуются специальной терминологией, пополнился словарный запас;
• Развитие в детях интереса и желания к посещению театра в дальнейшем с родителями;
• Дети свободно чувствуют себя как в знакомом, так и в новом обществе, легко вступают в коммуникацию;
• Дети легко манипулируют с мелкими предметами, коорденируют движения пальцев рук, крупные движения рук и ног, речь и движения;
• Проявление высокого уровня любознательности, наблюдательности;
• Дети самостоятельно делают обобщения, выводы;
Результаты определятся методом наблюдения и опроса родителей.
Приложение
Конспект 1 «Знакомство с книгой. Чтение книги»
Цель: Познакомить детей с содержанием и основной идеей книги «Опасное лето» Т. Янссон.
Задачи:
1. Формирование понимания образного содержания книги.
2. Учить оценивать характеры и поступки персонажей.
3. Развитие в детях чувства сострадания, стремление помочь героям в трудной ситуации.
4. Знакомство с понятием «театр», «спектакль»; формирование желания узнать о театре и театральных постановках больше.
Вводная часть.
- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам что-то очень важное и интересное…
Слышится стук в дверь.
- Кто это к нам стучится? Появляется игрушка муми-тролль. Ребята кто это? Дети предполагают, кто это пришел. Одна из версий, что это бегемотик)
- Я не бегемот, я малыш Муми-тролль. Я живу в самой прекрасной Муми-долине, у подножия Огненной Горы. У меня очень дружная семья, и у нас много замечательных друзей. А вы хотите познакомится с моими друзьями и моей семьёй? (рассказ сопровождается слайдами презентации) Муми-тролль представляет членов семьи и друзей, коротко рассказывает о каждом; их изображения на слайдах.
- Ребята, этим летом с нами произошло очень интересное и опасное приключение. И об этом приключении написала финская писательница Туве Янссон очень интересную книгу, которая называется «Опасное лето». И я принес вам в подарок эту книгу. Из этой книги вы узнаете с какими опасностями мы столкнулись, и что помогло их преодолеть. А ещё о том, как театр помог снова соединиться всей семье.
Основная часть.
Чтение книги «Опасное лето».
Чтение книги происходит в течение нескольких дней в процессе организованной деятельности.
Фрагмент книги, в котором описывается постановка спектакля, сопровождается мультфильмом пр-ва Финляндии, Австрии, Польши 2008 года.
Обсуждение:
Мы прочли с вами сказку о приключениях троллей в Муми-долине. Чем вам запомнились герои сказки? Какие черты характера героев вам понравились больше всего. В какой новый дом переселились наши герои? Чем этот дом был необычным? Почему Муми-тролль и Фрекен-Снорк потерялись? Как семья решила помочь своим детям вернуться домой? Что вас удивило в театре, что показалось интересным? Кто помог семье муми-троллей поставить спектакль и как вы думаете, почему?
Ребята, а как вели себя зрители во время спектакля? А как вы будете себя вести во время представления в театре? Ответы детей.
Заключительная часть.
Любые опасности и трудности в жизни людей можно преодолеть, если люди любят друг друга. Так и семья муми-троллей смогла снова объединиться, благодаря каждому члену семьи. И даже такое трудное дело, как постановка спектакля, возможно реализовать, если каждый человек будет поддерживать другого, подсказывать, помогать. А какое замечательное представление получилось у наших друзей! И сколько радости оно принесло всем жителям долины! Ведь многие вообще никогда не видели театра, и даже не знали, что это такое. А кто-то был в театре только в детстве или очень-очень давно. Поэтому дружба, поддержка и любовь помогают во всем и даже в постановке театрального представления.
Конспект 2.
Цель: Познакомить детей с разными видами театра, процессе создания спектакля.
Задачи:
1. Познакомить детей с видами театра.
2. Закрепить театральные термины (театр, сцена, кулисы, актер, декорации, зрительные места).
3. Привить интерес к театру, желание посещать театр с родителями.
4. Активизация монологической речи при рассказывании о театре и показе заготовленной с родителями презентации.
Вводная часть:
Ребята, в прошлый раз мы с вами познакомились с семьей Муми-троллей. Вы помните, как назывался их новый дом? А что помогло объединиться семье вместе снова? Ответы детей.
А вы были когда-нибудь в театре?
Что такое театр? Театр – это место, здание, где показывают спектакли, представления. В средние века спектакли показывали прямо на улицах. Да и в наше время на площадях разыгрываются представления, например, на карнавале.
Можно ли это назвать театром? (Можно). Так значит театр – не только здание, в котором показывают спектакли, но еще и само представление.
Какие же бывают театры?
Основная часть:
Знакомим детей с разными видами театров с помощью презентации.
А также несколько детей подготовили с родителями свои рассказы про театр
Кукольный театр. В этом театре играют куклы, которыми управляют актеры – кукловоды. Иногда они прячутся за ширмой, а иногда стоят рядом с куклой. Кукольные театр бывают разными: ростовые куклы, напольные куклы, перчаточные куклы, пальчиковые куклы, тростевые, марионетки и др.
Теневой театр. Для создания театра понадобится ширма из белой ткани и лампа. В качестве персонажей можно использовать игрушки или собственные руки.
Театр оперы и балета – в нем ставят музыкально-драматические произведения – оперу или балет. В опере актеры поют, а в балете - танцуют, не говоря ни слова.
Драматический театр – Все постановки основываются только на драматической классической литературе. Театр драмы называют театром «переживаний».
Музыкальный театр –
Театр зверей. Главные действующие лица – звери.
Итог
А в нашем городе вы знаете какие-нибудь театры?
(Слайды с фотографиями театров нашего города.)
В каких из этих театров вы были с родителями? Что понравилось? А в какой театр вы бы хотели пригласить папу и маму?
Конспект 3
Цель – Знакомство с процессом создания спектакля.
Задачи:
1. Познакомить детей с театральными профессиями.
2. Активизация монологической и диалогической речи детей, интонирование, эмоциональное окрашивание речи.
3. Развитие воображения и творческих способностей детей.
4. Учить владеть телом, мимикой, жестом.
5. Формировать умение взаимодействовать в коллективе.
Вводная часть.
Мы с вами уже знаем, какие бывают театры. Но с чего начинается театр и как там все устроено? Вы знаете?
Основная часть. Сопровождается презентацией.
Каждый театр начинается с афиши – красочного объявления о том, какой спектакль будут показывать на сцене. В афише указывается, кто из актеров принимает участие в спектакле, как он называется. Может быть изображен фрагмент из спектакля или его главные герои.
Чтобы пройти в театр, нужно купить билет. Билеты на входе проверяет билетёр
В театр люди приходят нарядными: женщины надевают платья, а мужчины костюмы. Верхнюю уличную одежду можно оставить в гардеробе. Гардеробщик возьмет вашу одежду, а вам выдаст номерок.
В зрительный зал вы пройдете через театральное фойе. Обычно здесь можно увидеть портреты актеров театра, фотографии из различных спектаклей, и даже костюмы персонажей.
И вот вы попадаете в зрительный зал – большой зал со сценой и креслами для зрителей.
Актеры играют на сцене. Она возвышается над зрительными рядами, чтобы всем было хорошо видно. До начала спектакля сцену закрывают плотные шторы – занавес.
В некоторых театрах звучит живая музыка. Музыканты играют слаженно. А находятся они в оркестровой яме. Руководит музыкантами дирижер.
Во время спектакля в зале выключают свет. А на сцену и актеров светят специальные огромные лампы – софиты. Они могут быть разных цветов и размеров – освещать всю сцену или только одного персонажа.
Всех героев в спектакле играют актеры. Они могут перевоплощаться в разных людей, животных.
Чтобы актер был похож на своего героя, у него должен быть костюм. Подготовить костюмы помогает костюмер – он может придумать, сшить костюм, а перед спектаклем постирать и погладить.
А ещё часто актерам нужно изменить внешность – молодого сделать старым, красивого – кривым, с ранами, нарисовать шрам или сделать мордочку животного на лице человека. В этом поможет гример. С помощью специального грима.
Придумывает сценарий (то, о чем будет спектакль) сценарист. А руководит постановкой спектакля режиссер.
Чтобы превратить пустую сцену в лес, парк, замок, пустыню, озеро или другое место действия, нужны декорации. Их можно создать из картона, бумаги, ткани. Они могут быть плоскими и объемными. Придумывает декорации декоратор.
В театре не всегда играет живая музыка. Если нет оркестра, то поможет звукорежиссер. Он подбирает музыку и различные звуки для спектакля.
Если спектакль длинный, то его делят на несколько частей – 2 или даже 3. А перерыв называется антракт. Во время антракта можно сходить в буфет или просто погулять по театру.
Актеры очень стараются на сцене. Потому мы можем поблагодарить их аплодисментами - похлопать в ладоши. Покажите, как вы умеете аплодировать. А некоторые люди, если спектакль очень понравился, кричат «Бис» и «Браво».
- А хотели бы вы попробовать себя в разных театральных профессиях?
Дети делятся на микро группы. Работа в зонах. На каждую зону выделяется 7 минут. Затем группы детей переходят к следующей зоне. Таким образом каждая группа детей пробует себя в каждой из 4-х профессий.
1 зона – гримеры. Дети выбирают персонажа, в которого хотели бы превратиться. Выделяем отличительные черты персонажа. С помощью аквагрима одного ребенка гримируют под выбранного персонажа.
2 зона – костюмеры. Дети выбирают любого персонажа. Из предложенных материалов пытаются создать костюм для своего персонажа.
3 зона – звукорежиссеры. С помощь предложенных предметов и музыкальных инструментов произвести озвучивание: как капает дождь/льет сильный ливень, бежит собака, шуршат листья и т. п.
4 зона - актерское мастерство. Произнести строчку с различной интонацией, в разном темпе, от лица разных героев (мышка, слон, баба-яга, т. п.).
Рефлексия.
Какая из театральных профессий вам понравилась больше всего и почему?
А в какой роли вы еще хотели бы себя попробовать?
А о чем или о ком бы вы хотели поставить спектакль? Что для этого нужно?
В ходе деятельности с педагогом дети решили поставить свой спектакль. Но не просто инсценировать сказку, а обыграть в разных видах театра физминутки и пальчиковые игры. А также заснять свои постановки на видео. Которые могли бы в дальнейшем просматривать на занятиях и повторять движения не за педагогом, а за своими друзьями. Кроме того, дети решили показать видеозаписи родителям и поделиться своими постановками с детьми других групп.
Речевой материал для инсценировок.
1. Осенние листочки.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной, .
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной, .
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой.
К ночи ветер-ветерок
Рядом с листьями прилег.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Тихо дремлет на тропинке.
2. Лягушата.
Лягушата встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки,
Спинки-тростинки.
Ножками затопали,
Ручками захлопали.
Постучим ладошкой
По ручкам мы немножко.
А потом, потом, потом
Грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там,
И немного по бокам.
Хлопают ладошки
Нас уже по ножкам.
Погладили ладошки
И ручки, и ножки.
Лягушата скажут: «Ква!»
3. Медвежата.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так и вот так,
Еще эдак, еще так.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так и вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили:
Вот так и вот так
Они из речки воду пили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали:
Вот так и вот так
Дружно лапы поднимали.
4. Зимняя сказка.
Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.
Машинист в нем — Дед Мороз.
Много он зверюшек разных
В детский садик наш привез.
Вот бегут зайчишки,
Заиньки-трусишки,
Ушками задвигали,
У елочки запрыгали.
Вот шагают петушки,
Золотые гребешки,
Желтые сапожки
На высоких ножках.
Ну-ка, выходи-ка,
Серый кот-мурлыка,
Бархатные лапки,
А на них царапки.
Подошел к дороге
Мишка из берлоги,
Лапами захлопал,
По снегу затопал.
Ой, спасибо, Дед Мороз!
Много ты друзей привез.
Подготовка к инсценировк
ам:[/b][/h3]
Дети рисуют героев, вырезают их, склеивают.
Затем дети распределяют роли, совместно с воспитателями разучивали слова и движения к физминуткам и пальчиковым гимнастикам. Дети репетируют постановки и снимаем их на видео. Просматриваем видеофильмы совместно с родителями. Дети предлагают продолжить работу по театрализации в дальнейшем и создать сборник видеоминуток.