Цимфер Алефтина Анатольевна
Проект «Волшебный мир сказок» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный мир сказок
Введение.
В настоящее время современные информационно-коммуникативные технологии окружают детей с раннего возраста. Почти у каждого имеются сотовые телефоны, компьютеры, игровые приставки. Дети знакомы с понятием «интернет» и часами проводят время перед экранами телевизоров за просмотром мультфильмов различного содержания. Родители все меньше времени уделяют чтению книг детям, а большинство сами проводят свободное время «в интернете».
Темочки:
Взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры, такими как детская литература и музыка способствуют их целостному развитию и воспитанию. Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Сказка, благодаря свойственным ей содержательным возможностям, художественным средствам привносит в жизнь детей свое индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем.
По результатам наблюдений, бесед с детьми и их родителями была выявлена проблема незнания детьми сказок. В связи с чем, возникла необходимость восполнения этой стороны развития детей в процессе образовательной деятельности через интеграцию образовательных областей. Так, коллективом педагогов совместно с учителем-логопедом и музыкальным руководителем был разработан долгосрочный проект под названием «Волшебный мир сказок».
Тип проекта : творческий, долгосрочный.
Цель проекта : воспитание интереса детей к художественной литературе через жанр сказки.
В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:
Воспитатели:
- формировать интерес детей к книге, способствовать углублению читательских интересов;
- обогащать читательский опыт детей, расширить кругозор и воображение;
- воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, к литературной речи;
- обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных текстов;
- повысить уровень межличностных отношений между взрослыми и детьми, детьми и детьми;
- повысить интерес родителей к сотрудничеству и чтению художественной литературы детям.
Логопед:
- расширить словарный запас детей;
- формировать грамматический строй речи;
- развивать связную речь, её выразительность и коммуникативность.
Музыкальный руководитель:
- формировать эстетический вкус воспитанников;
- развивать артистичность и образное мышление, умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;
- обогащать эмоционально-чувственную сферу;
- развивать умение сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.
Участники данного проекта : воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитанники подготовительной к школе речевой группы и их родители.
Новизна проекта для нашего детского сада заключается в следующем:
- речевое развитие воспитанников проходит в тесной взаимосвязи воспитателей и логопеда со специалистами (музыкальный руководитель, хореограф) и родителями детей в процессе проектной деятельности.
- работа специалистов и воспитателей в данном проекте объединена единой целью и направленна на формирование самостоятельности и творчества в различных видах речевой и художественно-творческой деятельности.
Предполагаемые результаты:
Воспитатель:
Дети проявляют интерес к книге, могут назвать любимые сказки и рассказать, чем они понравились. Знают фамилии некоторых писателей – сказочников, отдельные факты их биографии. Могут порассуждать о книгах, о творческой деятельности писателя, художника-иллюстратора, художника-оформителя. Ребята проявляют избирательное отношение к разным видам творческой деятельности на основе художественного произведения. С удовольствием откликаются на предложение сотрудничать в группах на основе интересов в различных видах познавательной и продуктивной деятельности. Делятся впечатлениями о сказке, прочитанной дома с родителями.
Логопед.
В описательной речи дети свободно используют глаголы, признаки, наречия, антонимы и синонимы. Владеют словоизменением и словообразованием. В беседе, при пересказе справляются с монологической речью и выстраивают диалогическую речь. Проявляют творческую активность в речевой деятельности на основе художественных текстов.
Музыкальный руководитель:
Дети активно участвуют в организации коллективной музыкально-творческой деятельности, проявляя при этом эстетический вкус и ценностное отношение к образцам музыкальной классики. Выразительно передают образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявляют творчество и попытки импровизации. Без затруднений определяют особенности характера и эмоционального состояния героев по их музыкальной характеристике.
Основная часть. Реализация проекта.
Формирование собственно художественного интереса к литературе в процессе проектной деятельности предполагает выполнение некоторых условий:
- Реализация намеченного проекта должна органично входить в непосредственно-образовательную деятельность на основе программных требований к освоению раздела «Чтение художественной литературы».
- От педагога требуется владение основными методами литературного развития детей и умение выстроить образовательный процесс в соответствии с принципом развивающего обучения, на основе «партнерских» отношений.
- Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, а именно - избирательное отношение к произведениям определенного вида и содержания.
- Последовательность процесса ознакомления с литературой: от слушания - восприятия – понимания до умения передать особенности литературного произведения в процессе художественно-творческой деятельности и музицирования.
- Создание развивающей среды в группе, способствующей расширению читательских интересов детей, побуждающей их к рассказыванию наизусть, придумыванию, обсуждению театральных постановок и самостоятельной театрализованной деятельности.
- Соблюдение условия тесного взаимодействия с родителями, направленного на совместное развитие познавательной активности и любознательности детей.
- Взаимодействия с детской городской библиотекой с целью проведения совместных познавательных и праздничных мероприятий, в ходе которых ребята могут с радостью реализовывать свои знания в области литературы.
Реализация проекта осуществлялась в период с ноября 2020 года по март 2021 года, и включала четыре этапа: подготовительный, практический, презентационный и заключительный.
Его осуществление происходило по двум направлениям. Первый – ознакомление с русскими народными сказками, второй – знакомство со сказками зарубежных писателей.
Подготовительный этап.
На этом этапе проведена аналитическая работа по выявлению знаний детей подготовительной к школе группы в области литературы. Для того чтобы определить уровень заинтересованности детей и родителей к освоению этой области образовательного процесса, был проведен опрос. В ходе него выяснилось, что родители дома мало читают книг детям или вовсе их не читают; дети, зачастую, знакомы с содержанием некоторых сказок из просмотра мультфильмов; у многих детей отмечена низкая заинтересованность к произведениям детской художественной литературы. В связи с полученными результатами, родителям было предложено участвовать в совместной проектной деятельности, направленной на повышение интереса детей и родителей к чтению художественной литературы.
Для реализации проекта были определены его участники: воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель и педагог дополнительного образования (хореограф, дети и их родители. Основной целью их деятельности стала разработка плана мероприятий, направленных на знакомство с жанром сказок.
Таблица 1. План реализации проекта.
I. Русские народные сказки
I. Деятельность воспитателей.
Сроки Формы работы Участники
Ноябрь
Чтение волшебных русских народных сказок :
«Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная», «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Финист – ясный сокол». Воспитатели, дети, родители.
Беседа о героях понравившихся сказок.
Воспитатели, дети.
Беседа о содержании русских народных сказок. Пересказ сказок : «Василиса Прекрасная», «Финист – ясный сокол». Дети, воспитатели, учитель-логопед.
Декабрь Чтение сказки «Снегурочка».
Дети, воспитатели.
Составление описательных рассказов о героях русских народных сказок, их характере. Дети, воспитатели, логопед.
Знакомство детей с новыми словами, обозначающие предметы русского народного быта: коромысло, лапти, кожушок. Дети, воспитатели, логопед.
Тематические выставки книг «Волшебные русские народные сказки». Дети, воспитатели.
Настольный театр по мотивам русских народных сказок. Дети, воспитатели, учитель-логопед.
Распределение и разучивание ролей к сказке «Снегурочка». Дети, воспитатели,
учитель-логопед.
Изготовление картинок для дидактических игр. Дети, воспитатели.
Дидактическая игра на закрепление знаний русских народных сказок «Что сначала, что потом». Дети, воспитатели.
II. Учитель-логопед.
Сроки Формы работы Участники
Развитие мелкой и общей моторики
В течение реализации проекта 1. Пальчиковые игры.
2. Речедвигательные игры.
Дети, логопед, воспитатели
Развитие мимики
(формирование умений передавать заданное эмоциональное состояние)
В течение реализации проекта в соответствии с изучением лексических тем 1. Мимическая гимнастика.
2. Графические изображения лица (пиктограммы).
3. Игры и упражнения:
«Разные настроения»
«Облака», «Наседка и цыплята»
«Жар-птица» (по сказке «Иван – царевич и серый волк»)
«Зимовье зверей», «По щучьему велению»
«Снегурочка» (зимой и весной, удивление и радость старика со старухой)
Формирование восприятия, выразительности речи. «Выбери девочку» (по стихам Агнии Барто «Игрушки» - веселую, грустную, злую, испугавшуюся)
Обыгрывание ситуаций – приветствий: «Как хорошо, что мы встретились!», «Как я рад тебя видеть!», «Как я по вам соскучился!».
Обыгрывание ситуаций – прощания: «С нетерпением жду нашей встречи!», «Как жаль расставаться с тобой!», «До новых и радостных встреч!», «Надеюсь на новую встречу!», «Всего хорошего, удачи тебе!». Логопед
В течение реализации проекта
Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинантного, предикативного и адъективного словаря.
Формирование навыков словообразования, словоизменения и словосочетания. Игры:
«Чей голос?»
«Какой сказочный герой говорит?»
«Какое настроение у Айболита? (Снегурочки, Дюймовочки, Красной шапочки, Федоры, Бармалея, Мойдодыра)
Проговаривание с нужной интонацией междометий:
«Ай- ай!», «Ох-ох!», «Фу!», «Ой!», «Ух!», «Ух ты!», «Ах!», «Ой-ой!» (на материале сказок)
Проговаривание с нужной интонацией предложений из сказок сопряжено, отраженно, самостоятельно. Дети, логопед, муз. руководитель
В течение реализации проекта
Развитие диалогической речи. Игры:
«Ласковые имена» (по сказкам)
«Скажи ласково» (добрый - добренький)
«Скажи наоборот»
«Вредный Буратино»
«Слова – приятели» (грустный – печальный, унылый, злой – жестокий - недобрый)
«Карлики – великаны» (глаз – глазище, большой - большущий)
«У меня столько, а у тебя еще больше» (добрый – добрый, добрый – предобрый, веселый - превеселый)
«Про кого так говорят?» ( ТРИЗ: умная, добрая, волшебная, спит непробудным сном, ехал-ехал и приехал; плыли – плыли и приплыли и т. д.
«Скажи по-другому» (печальная царевна, грустная Золушка, задумчивая Снегурочка).
«Придумай название сказочному предмету»
«Придумай имя сказочному персонажу»
Дети, логопед, воспитатели.
Ноябрь - Декабрь
Развитие монологической речи. Различение литературных жанров:
1. сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение, небылица;
2. диалоги:
«Лисичка сестричка и серый волк», «Старик, старуха и Снегурочка»,
«Белый и бурый медведи»,
«Царь Гвидон и царевна – Лебедь» Дети, учитель- логопед, родители, воспитатели.
В течение реализации проекта
Создание картотеки Составление описательных рассказов (по плану, по цепочке, по вопросам, по картинке)
Составление рассказов по иллюстрациям, по серии сюжетных картинок.
Рассказывание в «лицах».
Дополнение рассказа из личного опыта.
Составление рассказов с использованием пиктограмм.
Пересказ отрывков из сказок.
Придумывание загадок о личностных качествах сказочных героев.
Придумывание небылиц (по знакомым сказкам).
Придумывание рассказов по кляксографии (ТРИЗ). Дети, логопед, воспитатели, родители.
III. Музыкальный руководитель.
Ноябрь Перевоплощение, игра в сказку. (Инсценирование фрагментов русских народных сказок) Дети, музыкальный руководитель, воспитатели.
Беседа с музыкальными иллюстрациями «Особенности русской народной культуры». Дети, воспитатели, музыкальный руководитель.
Декабрь Игра «Угадай, кто?» Музыкальная викторина на определение музыкально - образных характеристик героев сказки «Снегурочка». Дети, воспитатели, музыкальный руководитель.
Этюды по развитию творческого воображения. Дети, музыкальный руководитель.
Русские народные обрядовые игры: «Прыжки через костер», хоровод «Милая березка». Дети, музыкальный руководитель.
Имитационно-образная игра «Снежные гостьи». Дети, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель.
Танец «Снежинки» Дети, педагог дополнительного образования.
Дидактическая игра на освоение жанров фольклора «Подбери нужную картинку». Дети, музыкальный руководитель.
Разучивание песен и хороводов к сказке «Снегурочка».
Дети, воспитатели, музыкальный руководитель.
Игра «Наш оркестр».
Мальчики, музыкальный руководитель.
Инсценировка музыкальной сказки «Снегурочка» на Новогоднем утреннике для родителей.
Дети, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Сказки зарубежных писателей.
I. Деятельность воспитателей.
Сроки Формы работы Участники
Январь Чтение сказок зарубежных писателей: Гримм, Андерсена, Дж. Родари. Дети, воспитатели, родители.
Настольный театр с участием героев сказок Андерсена. Дети, воспитатели.
Знакомство с биографией некоторых зарубежных писателей. Дети, воспитатели, Городская детская библиотека.
Пополнение книжного уголка новыми книгами зарубежных писателей. Воспитатели, родители.
Февраль Тематическая выставка книг зарубежных писателей. Дети, воспитатели.
Составление и изготовление словаря «волшебных слов» Дети, воспитатели, учитель-логопед.
Викторина «Волшебные наши сказки» Дети, воспитатели.
Продуктивная деятельность:
рисование иллюстраций к сказке «Красная шапочка», лепка «Бременские музыканты», аппликация «Гадкий утенок». Дети, воспитатели.
Коммуникативная игра «Придумай сказке другой конец» Дети, воспитатели, учитель-логопед.
Изготовление атрибутов к сказке «Дюймовочка» Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Разучивание ролей к театрализованной сказке «Дюймовочка» Дети, воспитатели учитель-логопед, родители.
Март Обобщающая беседа об особенностях жанра сказки и ее роли среди других образцов художественной литературы. Дети, воспитатели.
II. Учитель-логопед.
Сроки Формы работы Участники
Развитие мимики
(формирование умений передавать заданное эмоциональное состояние)
Январь – март
«Золушка» (до бала и после)
«Дюймовочка» (эпизод, в котором майские жуки с презрением рассматривают девочку) Дети, учитель-логопед, воспитатели.
Развитие диалогической речи.
Январь-март «Айболит и звери», «Зима и весна»,
«Красная шапочка и волк»,
«Дюймовочка и жаба»,
«Дюймовочка и мышь»,
«Старик и золотая рыбка», «Кот и маркиз», «Дюймовочка и ласточка», «Мышь и крот», «Эльф и Дюймовочка».
Логопед, родители, воспитатели.
III. Музыкальный руководитель.
Сроки Формы работы Участники
Январь Знакомство с музыкальной сказкой «Дикие лебеди».
Музыкальная викторина на определение музыкальных характеристик героев. Дети, воспитатели, музыкальный руководитель
Февраль Распределение и разучивание ролей к сказке «Дюймовочка». Дети, воспитатели, музыкальный руководитель
Март Театрализованное музыкальное представление «Дюймовочка» Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.
На подготовительном этапе воспитателями совместно с детьми была сформулирована проблема, поставлена цель. В ходе беседы намечены основные пути познания «мира сказок». Детьми были предложены такие варианты как чтение сказок, слушание сказок, их пересказ, просмотр мультфильмов, рисование иллюстраций к сказкам и, конечно же, «игра в сказку». Так, в качестве конечного результата (продукта) проекта определили постановку музыкального спектакля по мотивам сказок.
Дети стали активными участниками в данной проектной деятельности. Воспитатели и педагоги старались создать для каждого личную мотивацию, учитывая индивидуальные особенности и склонности детей. Была подобрана художественная литература для ознакомления с детьми, согласно возрастным требованиям образовательной программы; подготовлен необходимый музыкальный материал.
Практический этап.
Практический этап предполагает непосредственное выполнение проекта. Метод «Трех вопросов» взят за основу построения данного проекта.
- Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы можем это узнать?
На основе желаемых результатов деятельность была выстроена по двум направлениям: знакомство со сказками русской и зарубежной литературы. При этом были использованы самые разнообразные формы совместной деятельности: чтение сказок воспитателями и родителями детям, тематические выставки книг, игра в настольный театр с участием героев русских народных сказок, рисование иллюстраций, лепка, аппликации, этюды по развитию творческого воображения и эмоций, народные обрядовые игры и многое другое.
На первом этапе работы над проектом (ноябрь - декабрь) дети знакомились с разнообразными русскими народными сказками, рассуждали о характере героев и их поступках. Узнавали о русских традициях, обрядовых играх, особенностях национальной одежды. Большой интерес вызвали новые термины, обозначающие предметы русского быта. В ходе изучение русских народных сказок внимание детей привлекла волшебная сказка «Снегурочка» и было принято решение о ее драматизации. Особое значение было уделено изучению особенностей русской музыкальной культуры: хороводов, игр, напевов, наигрышей. Так силами воспитателей, детей, логопеда и музыкального руководителя на Новогоднем утреннике была представлена музыкальная сказка «Снегурочка» с участием солистов и хора. Ее особенность заключалась в том, что все роли исполняли сами дети. Родители откликнулись на просьбу помочь в разучивании ролей. Танец Снежинок, поставленный хореографом, органично вписался в сюжет задуманной сказочной постановки.
В период с января по март ребята совместно с воспитателями, учителем-логопедом и музыкальным руководителем знакомились со сказками зарубежных писателей. Особое внимание было уделено истории создания сказок и биографии их авторов. Особо понравившиеся произведения ребята с радостью отражали в продуктивной деятельности.
Работа учителя-логопеда была направлена на коррекцию речевых отклонений у детей, расширение их словарного запаса, развитие эмоциональной сферы, мимики. При этом были использованы самые разнообразные формы работы: пальчиковые, рече-двигательные игры, мимическая гимнастика, игры с пиктограммами, составление описательных рассказов по плану, по иллюстрациям, проговаривание фраз с заданной интонацией, обыгрывание сказочных ситуаций.
В процессе музыкальной деятельности воспитанники учились передавать в движении особенности сказочных героев, определять их музыкальные характеристики, выбирать наиболее подходящие.
Взаимодействие педагогов с родителями при реализации проекта.
Для достижения поставленной цели была намечена совместная работа воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя с родителями детей. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Вовлечение их в совместный творческий процесс явилось важным условием развития интереса детей к знакомству с литературными произведениями и желанию участвовать в театральной деятельности. Усиленное внимание родителей поспособствовало раскрытию личностных качеств многих детей.
Индивидуальные Наглядно - информационные Ответственные
Беседы с целью выявления знаний о волшебных сказках. Информационный стенд «Читаем детям дома» Воспитатели
Индивидуальные задания в тетрадях взаимосвязи с родителями. Информационный стенд «Учим детей рассказывать» Учитель-логопед
Консультации с целью информирования родителей по вопросам индивидуального музыкального развития ребенка. Организация информационного уголка в виде стенда с целью обогащения знаний родителей об особенностях музыкального воспитания детей в семье. Музыкальный руководитель
Родители с радостью принимали участие в совместных мероприятиях: посещали детскую городскую библиотеку, помогали в оформлении зала при подготовке к театральным постановкам, вместе с детьми создавали костюмы и атрибуты к сказкам. Это способствовало формированию партнерских отношений между детьми и их родителями, что является важным условием проектной деятельности и соответствует Федеральным государственным требованиям.