Марина Васильева
Проект «Волшебный мир песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : игровой.
Участники проекта : дети 2 младшей группы «Земляничка», родители, воспитатели.
Актуальность проекта. Одним из центральных положений ФГОС дошкольного образования является создание социальных и материальных условий для поддержки детской инициативы, выбора ребенка, спонтанной игры, обогащения игры, обеспечения игрового времени и пространства. В то же время стандартом определено содержание программы, связанное с пятью образовательными областями – социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим и физическим развитием. Из этого положения следует, что перед современным педагогом стоит такая задача - во время игровой деятельности, развивать индивидуальные интересы, склонности, потребности дошкольников и в то же время обучать детей, так чтобы у детей было желание узнавать новое, чтобы он был готов научиться как читать, писать, считать.
Публикация «Проект „Волшебный мир песка“» размещена в разделах
Для решения этой нелегкой задачи нам может помочь игра в педагогической песочнице и рисование песком на стекле. Даже самые незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития ребенка.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во–вторых, в песочнице развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми. Недаром в Японии, Китае, Индии перед храмом, домами стоят чаши с песком и водой, чтобы человек перед тем, как общаться с высшими силами, очистился духовно и телесно.
В-шестых, рисование песком на стекле кроме развития творческих способностей и пространственного мышления, песочная анимация положительно сказывается и на здоровье ребенка, развивая моторику его пальцев и снимая напряжение, избавляя ребенка от стрессов и поднимая настроение. Рисование песком успешно используется для коррекции поведения у гиперактивных и очень возбудимых детей, приводя их к внутренней гармонии.
Таким образом, жизнь маленького человека начинается с игр с песком, на песке и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.
Цель проекта - обогащение игрового пространства, обеспечивающий развитие и обучение детей посредством игр с песком.
Задачи:
- Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы; развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук; развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное и пространственное мышление, развивать речевую активность в процессе познания и исследования; развивать творческий потенциал.
- Познакомить со средствами песочной анимации (световой стол, художественным материалом (песок различной фактуры, кварцевый, цветной); познакомить с приемами рисования песком, как художественным материалом.
- Воспитывать дружелюбие, эстетическое чувство, аккуратность при работе с песком, понимание красоты окружающего мира, потребность в выражении своего отношения к нему.
Методы работы. Рассматривание иллюстраций, видео-слайдов. Беседы. Дидактические, пальчиковые, театрализованные игры. Исследование и экспериментирование. Наблюдения. Беседы. Чтение художественной литературы. Слушание музыки. Нетрадиционные способы рисования.
Ожидаемые результаты проекта :
• У ребенка развита мелкая моторика, выносливость и усидчивость.
• Ребенок обладает развитым образно - логическим мышлением, пространственным воображением, проявляет инициативу и самостоятельность в игровой деятельности, владеет разными видами игры, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, использует активную речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
• Ребенок готов научиться чему-то сам.
Основные направления реализации проекта :
- Игры-занятия, игры-упражнения, игры-ситуации, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры – исследования, нетрадиционный способ рисования (рисование песком на стекле, песочная анимация).
- Оснащение предметно-развивающей среды:
Срок реализации: долгосрочный, состоит из трех этапов.
Этапы реализации проекта :
- Подготовительный этап: подбор и изучение методической литературы; систематизация подобранного материала; создание педагогической песочницы, создание стола для рисования песком; определение темы проекта, его цели и задач; составление плана работы над проектом; предварительная работа с родителями на тему «Волшебный мир песка».
Создание педагогической песочницы:
- Водонепроницаемый деревянный ящик на ножках, дно и борта которого должны быть голубого (синего) цвета (дно символизирует воду, а борта – небо, откопайте дно в ящике – это «вода»). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для групповых занятий – 90/70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый.
- Песок должен быть сертифицированным, или прокаленный в духовке, а затем не реже чем 1 раз в неделю ящики с песком необходимо кварцевать. Заполняется песок на 1/3 ящика.
- Наборы игрового материала. Необходимо иметь следующие категории объектов: люди (фигурки людей разных полов, рас, культур и возрастов, размеров, фигурки семья, фигуры представляющие весь диапазон человеческих эмоций кричащие люди, улыбающиеся, фигуры в стиле героев мультфильмов Человек-паук, Супермен, игрушки из киндер-сюрприза, гномы, ведьмы, феи, для обозначения войны в коллекции должно быть большое количество солдатиков, ковбои, инопланетяне, в дополнение к ним необходимо иметь оружие, цепи); животные (группы диких животных, хищников, домашние животные, мифологические животные, дракон, динозавры, животные из киндер-сюрприза, гнезда для птиц, клетки и заборы, ракушки, морские звезды); растения (морские, горные, тропические, пустынные, пруты, веточки, сосновые шишки, мох, свежие веточки сосны, шелковые и пластмассовые цветы, деревья из разных материалов); полезные ископаемые (разнообразие камней); здания (деревенские избы, замки, магазины, церкви, детские сады, школы и т. д.); транспорт (наземный, воздушный, водный); категория разное (солнце, луна, зеркала, стеклянные шары, шприцы, продукты питания не настоящие, атрибутика обстановки в доме, мебель).
Создание стола для рисования песком :
- Синий стол размером 100/50 с двумя квадратными отверствиями (туда будет вставляться стекло с рамой).
- Две рамки от фотографий без стекла, два оргстекла размером 30/30. Клеим оргстекла на рамки. Закрепляем оргстекло с рамками на стол двухсторонним скотчем.
- Для подсветки используем любую подходящую настольную лампу, расположив ее под столом или сбоку от него, чтобы стол для рисования был освещен изнутри.
Предварительная работа с родителями:
- консультации о пескотерапии, о играх с песком и на песке;
- родительское собрание «Волшебный мир песка».
- Основной этап: реализация проекта по плану. Дети будут заниматься, играть с песком подгруппами, в каждой подгруппе будет 10 детей. Занятия, игры будут проводиться 2 раза в неделю на первый учебный год. На каждую неделю будет выбрана определенная тема, которую нужно будет развернуть на два занятия в виде игры. Перспективный план проекта «Волшебный мир песка» на первый год обучения:
Дата Тема Цель Оборудование
Сентябрь
1неделя 1. «О чем рассказала Фея песка»
(Знакомство с песочницей) Познакомить детей с песочницей.
Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале - песке.
Развивать интерес к играм с песком.
Создать у детей радостное настроение.
Песочница, кукла Фея, музыка
2 неделя 2. «В гостях у Феи песка»
(Беседа о правилах игры с песком) Закрепить с детьми правила поведения в песочнице. Создать положительный эмоциональный настрой.
Развивать диалогическую речь.
Воспитывать аккуратность.
Песочница, кукла Фея, салфетки, музыка
3 неделя 3. Игра – упражнение «Здравствуй, песок!»
Снижение психофизического напряжения.
Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение.
Развивать мелкую моторику.
Песочница, салфетки
4 неделя 4. Игра - исследование
«Сыпем – лепим» Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки.
Учить способам обследования.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук.
Песочница, совочки, формочки, сита, салфетки
Октябрь 1 неделя 1. Игра – упражнение «Песочный дождик» Регуляция мышечного напряжения, расслабление Песочница, кукла Фея, салфетки, музыка
2 неделя 2. Игра с песком и водой
«Пошел дождик» Познакомить детей с приемами увлажнения песка.
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, аккуратность в играх с природными материалами.
Развивать навыки взаимодействия друг с другом Песочница, распылители, фартуки, салфетки, музыка
3 неделя 3. Игра - упражнение
«Необыкновенные следы» Развивать тактильную чувствительность, воображение.
Развивать мелкую моторику, координацию движений. Песочница, салфетки
4 неделя 4. Игра-исследование
«Песочные струйки» Закрепить свойство сухого песка : сыпучесть.
Развивать умение наблюдать, сосредотачиваться, сравнивать, высказываться.
Расширять словарный запас. Песочница, воронки, пластиковые бутылочки
Ноябрь 1 неделя 1. Игра - упражнение
«Мои ощущения»
(наблюдение за сыплющимся песком в песочных часах, песочной картине) Вызвать у детей эмоциональный отклик.
Учить рассказывать о своих чувствах, ассоциациях, фантазиях, возникающих во время наблюдения за сыплющимся песком.
Развивать творческое воображение, монологическую речь. Песочные часы, фигурки людей или животных, изображающие какие-либо эмоции, музыка
2 неделя 2. Игра – ситуация «Узоры на песке» Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Песочница, кукла Фея, камешки, бусинки и др. мелочи, салфетки
3 неделя 3. Игра – ситуация «Волшебный коврик» Песочница, кукла Фея, набор различных игрушек и предметов, шнурки
4 неделя 4. Игра
«Песочный детский сад» Использование данной игры служит адаптационным и диагностическим инструментом. Песочная Фея сообщает о том, что жители её страны желают иметь такой же детский сад как у них. Развивать мелкую моторику рук, умение делать умозаключения.
Воспитывать положительное отношение к детскому саду и к сверстникам. Песочница, набор различных игрушек и предметов салфетки.
Декабрь 1 неделя 1. Игра – ситуация «Песочные прятки» Учить находить на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть их, ориентироваться на «песочном листе».
Развивать тактильно-кинестическую чувствительность.
Способствовать повышению самооценки у детей.
Развивать речь.
Песочница, кукла Фея, набор различных игрушек, предметов, салфетки
2 неделя 2. Игра - ситуация «Моя семья» Познакомить Песочную Фею со своей семьей, развитие речи. Песочница, кукла Фея, наборы различных игрушек и предметов
3 неделя 3. Игра с песком
«Поможем нашему другу». Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение.
Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации.
Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук.
Способствовать возникновению эмпатии, чувства сопереживания. Песочница, фигурки, дополнительный набор различных игрушек и материала, салфетки
4 неделя 4. Игра - исследование
«Угощение для кукол на Новый Год» Подвести детей к пониманию того, что формуется только сырой песок.
Развивать мыслительную активность, пальцевую моторику.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, аккуратность, коммуникативные навыки. Песочница, набор формочек, лопатки, сита, игрушечная посуда
Январь 2 неделя 1. Игра с песком. Урок волшебства : «Наш город Якутск и его жители» Развивать и расширять представления детей об окружающем мире природы.
Побуждать строить самостоятельно и по инструкции различные сообщества.
Развивать тактильную чувствительность, произвольность, умение работать коллективно.
Песочница, набор игрушек водного сообщества, дополнительный декоративный материал, салфетки, музыка
3 неделя 2. Игра – упражнение «Песочный круг» Ребенок рисует любым способом круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами. Рассказывает что изображено в круге (выяснение состояния ребенка). Песочница, различные предметы, салфетки, музыка
4 неделя 3. Игра – ситуация «Кто спрятался в песке» Учить находить на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть их, ориентироваться на «песочном листе».
Развивать тактильно-кинестическую чувствительность.
Способствовать повышению самооценки у детей.
Развивать речь. Песочница, кукла Фея, набор различных игрушек, предметов, салфетки.
Февраль 1 неделя 1. «Подарок Песочной Феи»
(Знакомство со столом для рисования песком) Познакомить детей со столом для рисования песком.
Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале - песке.
Развивать интерес к рисованию песком.
Создать у детей радостное настроение.
Стол рисования песком, кукла Фея
2 неделя 2. «Волшебные картины для Песочной Феи»
(Беседа о правилах рисования песком на стекле) Закрепить с детьми правила поведения во время рисования песком на стекле. Создать положительный эмоциональный настрой.
Развивать диалогическую речь.
Воспитывать аккуратность.
Стол для рисования песком, кукла Фея, салфетки
3 неделя 3. Игра - упражнение
«Волшебные превращения» Знакомство с техникой рисования песком на стекле.
Развитие мелкой моторики рук. Развитие образного мышления, творческого воображения. Стол для рисования песком, салфетки
4 неделя 4. Игра - упражнение «Рисуем фигуры на песке».
Научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях Стол для рисования песком, салфетки
Март 1 неделя 1. Сказка на песке :
«Колобок» Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать материалы по всей поверхности песка.
Способствовать возникновению игровых взаимодействий между детьми.
Развивать творческие способности, диалогическую речь, коммуникативные навыки. Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Колобок», дополнительный материал, салфетки.
2 неделя 2. Игра с песком.
Урок волшебства :
«Озеро и его обитатели» Развивать и расширять представления детей об окружающем мире природы.
Побуждать строить самостоятельно и по инструкции различные сообщества.
Развивать тактильную чувствительность, произвольность, умение работать коллективно.
Песочница, набор игрушек водного сообщества, дополнительный декоративный материал, салфетки, музыка
3 неделя 3. Игра - упражнение «Портрет на песке» Расширять представления детей об эмоциях. Упражнять в рисовании пальчиком на песке выражений лиц с различными эмоциями.
Развивать мелкую моторику.
Гармонизировать эмоциональную сферу детей. Стол для рисования песком, салфетки, набор различных мелких предметов
4 неделя 4. Игра-ситуация «Испекли мы песочный торт для.» Упражнять в рисовании песком на стекле. Развивать мелкую моторику рук. Использовать диалогическую речь. Умение делиться и угощать кусочком торта друзей Стол для рисования песком, салфетки, набор различных мелких предметов
Апрель 1 неделя 1. Сказка на песке :
«Репка» Развивать умение импровизировать в образе действий знакомых персонажей.
Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования игровому правилу, мелкую моторику рук.
Воспитывать умение взаимодействовать в игре. Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Репка»,дополнительный материал для декораций, салфетки
2 неделя 2. Игра с песком.
Урок волшебства :
«Лес, поляна и их обитатели» Расширять представления детей об окружающем мире природы.
Обогащать игровой опыт.
Развивать творческую активность и самостоятельность, коммуникативные навыки, тактильную чувствительность. Песочница, набор игрушек лесного сообщества, дополнительный материал, салфетки
3 неделя 3. Игра-ситуация «Волшебные превращения геометрических фигур» Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.
Закрепление знание геометрических фигур. Стол для рисования песком, природные материалы, салфетки
4 неделя 4. Игра – упражнение «Песочный телеграф» Развивать тактильную чувствительность, логическое, образное мышление, речь. Стол для рисования песком, природные материалы, салфетки
Май 1 неделя 1. Сказка на песке :
«Заюшкина избушка» Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице.
Рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика.
Развивать творческие способности, воображение, речь, умение работать в коллективе. Песочница, фигурки сказочных персонажей, деревья, дом, дополнительные материалы, салфетки.
2 неделя 2. Игра с песком :
«Песочные строители» Закрепить знания о сенсорных эталонах, пространственных представлениях, ориентировке на «песочном листе».
Развивать слуховую и зрительную память, мелкую моторику.
Воспитывать умение взаимодействовать бесконфликтно. Песочница, миниатюрные фигурки, формочки, запись спокойной музыки, распылители с водой, салфетки
3 неделя 3. Игра- исследование «Какой разный песок!»
(рассматривание песка под лупой) Вызвать интерес к объектам природы.
Обратить внимание детей на то, что песчинки все разной формы и размера. Рассказать о происхождении песка.
Активизировать словарь.
Воспитывать аккуратность. Песок, тарелочки, бумага белая и темная, лупы.
4 неделя 4 «Сказки из шкатулки» Продолжать знакомить детей с нравственными категориями: добро, зло, дружба.
Формировать умение действовать в песочнице в соответствии с ними.
Развивать творческие способности детей, воображение, речевую активность.
Воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству. Песочница, стол для рисования песком, наборы миниатюрных игрушек, шкатулка, материал для декораций, салфетки.
Работа с родителями:
- совместная игровая деятельность родителей и детей в педагогической песочнице и на песочном столе;
- проведение мастер-класса по рисованию песком на стекле.
- Заключительный этап: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
Практическая значимость проекта. Можно использовать данный проект :
- для повышения профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности;
- для повышения уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность;
- для развития информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений, для развития творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы;
- для формирования у педагогов потребности в профессиональном росте.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Игры для детей 4 — 7 лет: развитие речи и воображения. - М. : ТЦ «Сфера», 2010. 3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М. ,1991.-93с.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
3. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. - М. :Мозайка-Синтез, 2008.
4. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке.
5. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, - 8 - воображения, речи: Игровые задания. - М. :Издательство «Первое сентября», 2004.
6. Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице». Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2014.
7. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М. :ТЦ Сфера, 2014.
8. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006
9. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. 2013.
10. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребнка от рождения до семи лет). - М. ,1960. - 328с.
11. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб., 2007