Ольга Александрова
Проект «Волшебный мир оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебный мир оригами» — это проект я разработала в прошлом году в связи с проектом «Уральская инженерная школа».
Развитие конструктивно-модельных действий средствами техники оригами.
Актуальность:
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указывается, что «дошкольное образование направлено на … развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности…у детей дошкольного возраста».
Публикация «Проект „Волшебный мир оригами“» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Конструктивная деятельность обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Она помогает решать задачи в соответствии с ФГОС ДО во всех образовательных областях:
Речевое развитие - владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие диалогической и монологической речи.
Познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве, движении и покое, причинах и следствиях.
Физическое развитие - координация движений, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
Социально-коммуникативное - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к результатам труда сверстников; формирование позитивных установок к раз-личным видам труда и творчества; формирование основ безопасности.
Художнственно-эстетическое - реализация самостоятельной творческой кон-структивно-модельной деятельности детей.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Занятие оригами способствует развитию таких психических процессов ре-бенка, как память, внимание, мышление, воображение, а, следовательно, и развитие интеллекта в целом, что полностью соответствует требованиям ФГОС ДО. Использование в работе с детьми техники оригами позволяет формировать у них предпосылки личностных УУД (умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; формирование познавательной и социальной мотивации; формирование aдекватной самооценки; формирование умения прийти на помощь другу; формирование способности учитывать чужую точку зрения, регулятивных УУД (умение осуществлять действие по образцу и зaданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; умение контролировать свою деятельность по результату; умение рaботать по инструкции взрослого; умение удерживать зaдачу на протяжении всего времени выполнения задания; умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т. п.) – сформированность мелкой моторики рук, познавательных УУД (навыки сформированности сенсорных эталонов; ориентировка в пространстве; умение применять правила и пользоваться инструкциями; умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; умение выделять существенные признаки объектов; умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов, коммуникативных УУД (потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстника-ми; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение ставить вопросы; обращаться за помощью; умение предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию).
Выбор данной техники обуславливается доступностью материалов: бумага, минимум инструментов, легкостью обработки бумаги, её способностью сохранять придаваемую форму, известный запас прочности. Своеобразие конструктивно – модельной деятельности из бумаги состоит в том, что из плоского листа создается объемный предмет.
Цель проекта : Создание условий для развития конструктивно-модельных действий у детей подготовительной к школе группы средствами техники оригами.
Задачи:
Обучающие:
• Знакомить детей с базовыми формами оригами.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Знa комить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
• Развивать внимание, пaмять, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
•Развивать художественный вкус, творческие способности и фaнтазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать мaтериал, содержать в порядке рабочее место.
Вид проекта : творческо-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный (8 месяцев).
Учaстники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Предполагаемый результат:
- дети владеют основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в конструировании из бумаги в технике оригами;
- обладают установкой положительного отношения к ручному труду;
- способны договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам друг друга;
- у детей развита мелкaя моторика;
- дети обладают развитым воображением, которое реaлизуется в конструировании из бумаги;
- дети способны к волевым усилиям при создании сложных конструкций;
- проявляют любознательность, склонны экспериментировать с бумагой и со способами создания из неё поделок.
Этапы проекта :
I этап – подготовительный (сентябрь, включает в себя:
1. Изучение методической литературы по данному вопросу.
2. Диагностирование педагогом-психологом детей с целью выявления уровня сформированности психических процессов (память, восприятие, мышление, речь).
3. Разработка перспективного плана работы кружковой работы «Волшебный мир оригами».
II этап – основной (октябрь-апрель, включает в себя:
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом:
Октябрь
1 Неделя Рассказ воспитателя «Волшебный мир оригами». Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения техники оригами, видами выполнения фигур из бумаги. Оборудование: Мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация, поделки в технике оригами.
2 Неделя Экспериментальная деятельность «Бумага для оригами». Программное содержание: Расширить представления детей о разных видах бумаги, экспериментальным путем отобрать бумагу, пригодную для моделирования. Оборудование: Разные виды бумаги.
3 Неделя Практическая работа «Осенние листья». Программное содержание: Формировать умение работать по схеме, развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер. Оборудование: Образцы, схемы выполнения поделок.
4 Неделя Коллективная работа «Осенний ковер из листьев». Программное содержание: Познакомить с базовой формой «треугольник», формировать эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, развивать умение работать по схеме. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
Ноябрь
1 Неделя «Лиса». Программное содержание: Закрепить знание базовой формы «треугольник», развивать умение работать по схеме. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
2 Неделя «Ворона». Программное содержание: Познакомить с базовой формой «воздушный змей», развивать умение работать по схеме. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
3 Неделя «Заяц». Программное содержание: Закрепить знание базовой формы «воздушный змей», развивать умение работать по схеме. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
4 Неделя «Сова». Программное содержание: Закрепить знание базовой формы «воздушный змей», развивать умение работать по схеме. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
Декабрь
1 Неделя «Ёлочка в снегу». Программное содержание: Познакомить с базо-вой формой «двойной квадрат», развивать умение работать по схеме, зрительное восприятие и мелкую моторику. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
2 Неделя Оформление коллективной работы «Зимой в лесу». Программное содержание: Формировать уважительного отношения к результатам труда сверстников, развивать художественный вкус, творческие способности детей. Оборудование: Ватман, изготовленные ранее поделки в технике оригами, дополнительные художественные материалы (краски, кисти, карандаши, вата и т. д.)
3 Неделя Рассказ воспитателя «Модульное оригами». Практическая работа «Звезда». Программное содержание: Познакомить с техникой модульного оригами, учить со-бирать звезду из модулей, развивать пространственное восприятие. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
4 Неделя «Снежинки». Программное содержание: Закрепить умение складывать модули для оригами, развивать у детей внимание, память, усидчивость, пространственное мышление, мелкую моторику рук. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
Январь
2 Неделя «Синица». Программное содержание: Познакомить с изготовлением фигурки синицы, используя двустороннюю бумагу. Развивать художественный вкус, мелкую мото-рику, образное восприятие, усидчивость, аккуратность. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
3 Неделя «Снегирь». Программное содержание: Учить самостоятельно конструировать фигурку снегиря, аналогично фигурке синицы, используя двустороннюю бумагу, развивать умение работать по схеме. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения ра-боты.
4 Неделя Оформление коллективной работы «У кормушки». Программное содержание: Упражнять в умении составлять композицию с изделиями, выполненными в технике оригами, воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве. Оборудование: Ватман, изго-товленные ранее поделки в технике оригами, дополнительные художественные материалы (краски, кисти, карандаши, вата и т. д.)
Февраль
1 Неделя «Рыба». Программное содержание: Познакомить с базовой формой «рыба», с созданием на её основе поделки «рыбка», развивать внимание, усидчивость, пространственное мышление, мелкую моторику рук. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
2 Неделя «Морской котик». Программное содержание: Закреплять умение складывать базовую форму «рыбка», по-знакомить с последовательностью изготовления на её основе фигурки морского котика. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
3 Неделя «Кит». Программное содержание: Закреплять умение складывать базовую форму «рыбка», развивать умение работать по схеме. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
4 Неделя Оформление композиции «На Севере» в группах по 4-5 человек. Программное содержание: Воспитывать интерес к творчеству и аккуратность в работе, формировать умение работать в коллективе, учитывать мнения друг друга.
Март
1 Неделя Модуль «трилистник». Программное содержание: Познакомить с техникой складывания модуля «трилистник», развивать пространственное восприятие, внимание, мелкую моторику. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
2 Неделя «Подснежники». Программное содержание: Закреплять умение складывать модули «трилистник», изготавливать из них поделку «подснежник» с использованием дополнительных материалов (проволока, гофрированная бумага). Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
3 «Бабочка». Программное содержание: Познакомить с техникой выполнения поделки «бабочка» на основе прямоугольника, развивать внимание, усидчивость, пространст-венное мышление, мелкую моторику рук. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
4 Неделя Оформление коллективной работы «На весенней полянке». Программное содержание: Упражнять в умении составлять композицию с изделиями, выполненными в технике оригами, воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве. Оборудование: Ватман, изготовленные ранее поделки в технике оригами, дополнительные художественные материалы (краски, кисти, карандаши, вата и т. д.)
Апрель
1 Неделя «Ракета 1». Программное содержание: Познакомить с базовой формой «Двойной треугольник и с техникой выполнения поделки «ракета», развивать мел-кую моторику, об-разное восприятие, усидчивость, аккуратность. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
2 Неделя «Ракета 2». Программное содержание: Закрепить знание базовой формы «двойной треугольник», развивать умение работать по схеме. Оборудование: Иллюстрации, образцы, схема выполнения работы.
3 Неделя Оформление ком-позиции «В космическом пространстве» по группам. Программное содержание: Воспитывать интерес к творчеству и аккуратность в работе, формировать умение работать в коллективе, учитывать мнения друг друга. Оборудование: Ватман, изготовленные ранее поделки в технике оригами, дополнительные художественные материалы (краски, кисти, карандаши, вата и т. д.)
4 Неделя «По замыслу». Программное содержание: Формировать умение самостоятельно определять и конструировать поделки в технике оригами, используя раннее полученные знания. Развивать умение работать по схеме. Оборудование: Схемы различных поделок в технике оригами.
2. Консультация-практикум с родителями «Оригами : моделирование по схеме».
3. Экскурсии в выставочный зал города.
4. Пополнение предметно-пространственной среды книгами, схемами для самостоятельной конструктивно-модельной деятельности в технике оригами.
5. Выставки детских работ, семейных коллекций.
III этап – заключительный (май, включает в себя:
1. Диагностирование педагогом-психологом детей с целью выявления уровня сформированности психических процессов (память, восприятие, мышление, речь, сравнительный анализ полученных данных.
2. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.