Аня Репина
Проект «Волшебный мир бабочек» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный мир бабочек
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 г. Вичуга
ПРОЕКТ «Волшебный мир бабочек» для детей второй младшей группы Выполнила : воспитатель Репина Анна Викторовна 2023г.
Проект «Волшебный мир бабочек»
Сроки реализации проекта : две недели с 05.06.2023 г. по 16.06.2023г.
Публикация «Проект „Волшебный мир бабочек“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Возраст детей : 3-4 лет
Воспитатель: Репина Анна Викторовна Описание проблемы побудившие к реализации проекта : при прохождении темы недели «Насекомые» дети очень заинтересовались бабочками, многие дети не знали, что гусеницы превращаются в бабочек. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о насекомых очень скудные. Так как дети задавали много вопросов в отношении бабочек, появилась проблема: «Кто такие бабочки?» «Как они появляются?» «Нужны ли они в природе?» Мотивация для реализации проекта : в гости к детям прилетела бабочка и просит детей помочь узнать, как она появилась и дать ей имя.
Цель проекта : обогащение знаний детей о бабочке, как о насекомом, через разные формы работы.
Задачи проекта :
Образовательные: •
Формировать у детей представления о бабочках как о насекомых, радующих наш взор.
• Формировать понимание детей о строении бабочек, их происхождении на свет, способах передвижения, их разнообразии.
• Способствовать развитию познавательного интереса к бабочкам. Развивающие:
• Развивать умение сравнивать и анализировать.
• Развивать память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов.
• Обогащать и активизировать словарь детей; развивать связную речь, побуждать свободно мыслить, фантазировать.
• Развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо – поисковую деятельность.
• Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всем насекомым.
Тип проекта : групповой, познавательный, краткосрочный Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Участники проекта : воспитатель, дети второй младшей группы «Теремок», родители.
Ожидаемый результат:
• Имеют представление о самых красивых насекомых: бабочках.
• Владеют понятиями, кто такие бабочки.
• Имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.
• Знают о взаимосвязи с другими обитателями.
• Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
• Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
• Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса, самореализация. Планирование и организация деятельности
1 этап – подготовительный.
Выявление субъективного опыта: «Что мы знаем о бабочках?», «Что вы хотите узнать о бабочках?», «Где мы можем найти информацию?», «Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?». Уточнить объем знаний детей по теме : «Волшебный мир бабочек». У детей недостаточный запас знаний о бабочках.
2. Диагностика Уточнить объем знаний детей по теме : «Волшебный мир бабочек».
Начало проекта :
Низкий- 40%
Средний- 60%
Высокий- 0%
3. Разработка проекта Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. Детям предоставляется возможность работать над одной темой, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы Воспитатель
4. Создание предметной среды в группе по теме проекта Вызвать заинтересованность и сотрудничество родителей. Работа над созданием мини-библиотеки, альбома по теме проекта, выставка разных предметов с изображением бабочек. Воспитатель, родители.
2 этап – основной.
1. Познавательное развитие: «Самые красивые насекомые нашей планеты: бабочки!» (первая неделя) «Путешествие в загадочный мир бабочек» (вторая неделя)
2. ФЭМП: Закрепление цвета, формы. Геометрические фигуры
3. Развитие познавательно – исследовательской деятельности: «Волшебница вода» (первая неделя) «Песок» (вторая неделя)
4. Беседы с детьми: «Строение бабочек» «Значение бабочек» «Многообразие бабочек» «Развитие бабочек» «Поведение бабочек»
5. Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций с изображением бабочек. Углубить знания детей о внешнем виде, питании, строении и размножении бабочек. Расширять знания о разнообразии бабочек Расширили знания о цветах, форме. Расширять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: - источник жизни. Познакомить детей со свойствами песка : показать, как сделать бабочку из песка. Совершенствовать знаний о строении, значении, поведении и многообразии бабочек. Пополнить объем знаний о том, что они переносят пыльцу с цветка на цветок. Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи; обогащать речь детей. Сформированы представления об общей характеристике бабочек, особенностях внешнего строения, питании и размножении. Составление альбома: «Бабочки-красавицы». Дети имеют представления о разнообразии бабочек. Составление альбома: «Бабочки-красавицы» Дети имеют представление о цвете и форме. Дети умеют различать геометрические фигуры. У детей сформированы представления о свойствах воды и ее значении в жизни У детей сформированы представления о свойствах песка. Расширены и систематизированы знания детей о бабочках. Обогатили и совершенствовали речь детей.
2 Речевое развитие:
1. Чтение сказки «Про бабочку»(первая неделя)
2. Разучивание стихотворения С. Богдан «Бабочка-красавица» (вторая неделя) 3. Чтение художественной литературы «Про бабочку» (источник интернет, «Сказка о принцессе-бабочке, паучке и мечте», «Сказка про бабочку» (источник интернет, «Сказка о Бабочке и Корове» -Т. Потапенко, Т. Нестерова- «Дотронуться хотела я руками…», С. Богдан - «Бабочка-красавица», Н. Шумов - «Я ребята, бабочка, Г. Ряскина- «На лесной полянке чудо…», Н. Капустюк «Хорошо мне на лугу», М. Блинникова «Над травой порхает бантик», Н. Шемякина «У красотки бабочки». Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на заданные вопросы. Формировать интерес к поэзии на примере стихов; рассматривание иллюстраций, книг, фотоальбомов закрепить знания о бабочках. Развивать любознательность, кругозор Использовать в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаться на прочитанные произведения. Имеют навыки слушания. Отвечают на вопросы по сказке. У детей сформированы навыки заучивания стихотворения. Используют в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаются на прочитанные произведения.
3. Художественно – эстетическое развитие:
1. Рисование: «Великолепные бабочки»
2. Лепка: «Бабочки на цветочной поляне»
3. Конструирование из салфеток (техника мятой бумаги) «Разноцветные бабочки»
4. Аппликация: «Бабочка летит к цветочку»
5. Ручной труд: «Бабочки из фантиков". Учить создавать выразительный образ бабочки гуашью, используя нетрадиционные методы рисования: пальчиками, губкой и ватными палочками. Совершенствовать умение и навыки, воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику: скатывать бумагу в шарики и наклеивать их на лист. Закрепление цветов: синий, красный, жёлтый. Создавать бабочку из геометрических фигур. Умение правильно располагать детали на листе бумаги, наносить клей и аккуратно прикладывать. Развивать мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус и творческие способности. Учить сгибать пополам лист бумаги, правильно пользоваться ножницами. Выставка работ Воспитатель, дети
4. Социально – коммуникативное развитие:
1. Сюжетно ролевые игры: «Путешествие на полянку», «Лепидептирологи»
2. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Собери целое», «Собери бабочку», «Да – нет», «Найди отличие», «Подбери пару», «Мозаика»-разноцветная бабочка.
3. Беседы о безопасном поведении в природе. Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Организация совместной, познавательно – продуктивной деятельности. Учить детей обобщать и классифицировать. Учить из четырёх частей собирать целое. Развивать у детей внимание, память, воображение. Формировать навыки безопасного поведения в природе. Совместно с воспитателем организовывают игры У детей сформированы знания по теме проекта Сформированы навыки безопасности Воспитатель, дети Воспитатель, дети Воспитатель, дети, родители
5. Физическое развитие: Подвижные игры: «Бабочки», «Поймай бабочку», «Бабочка на цветочке». «Ловля бабочек». Формировать двигательные навыки, развивать воображение, внимание Научились играть в новые подвижные игры. 6 Взаимодействие с родителями: Изучение энциклопедий Беседа с детьми о бабочках. Просмотр телепередач о бабочках. Совместное творчество родителей и детей : «Этот загадочный мир бабочек»
Создание выставки: «Чудесные бабочки в наших домах». Изготовить совместную работу из различных материалов Принести различные предметы: посуда, картинки и т. д. с изображением бабочек. Готовая выставка Воспитатель, дети, родители.
3 этап – заключительный.
1. Выставка совместных работ «Этот загадочный мир бабочек» Формировать умение использовать разнообразный материал и навыки работы с ним, способствовать развитию сотрудничества родителей с детьми воспитывать доброжелательность и самостоятельность. Выставка работ.
2. Итоговая диагностика по проекту Выявить знания детей по проведённому проекту.
Низкий- 0%
Средний-47%
Высокий- 53%
3. Подвести итог проекта Обработка и оформление материалов проекта Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.
Результаты проекта :
• Дети освоили простейшие представления о некоторых особенностях строения бабочек, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.
• Узнали о взаимосвязи с другими обитателями.
• Повысился уровень знаний детей о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
• Овладели расширенным словарным запасом;
• У детей сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе;
• Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Волшебный мир бабочек»;
• Оформлена выставка совместных работ детей и родителей;
• Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
• Созданы альбомы: «Бабочки-красавицы», «Сказки, стихи, рассказы про бабочек»
• Активное участие родителей в реализации проекта.
Заключение: Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений детей о бабочках; проект помог детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечила выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Волшебный мир бабочек» предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Лепка «Бабочка на листочке»
Задачи:
-Способствовать созданию положительного эмоционального фона
-Развивать умение выполнять действия продуктивного характера;
-Развитие общей и мелкой моторики; -
Вызвать у детей желание лепить фигурку.
-Закрепляем формообразующие движения при создании круглой формы и соединения деталей.
-Развивать чувство формы и композиции.
-Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру природы; Материал: картинки бабочек, пластилин, доска для лепки
Ход: — Загадать загадку:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка).
— Ребята, кто из вас видел бабочек? Какие они? (рассматривание картинок, Бабочки похожи на маленькие цветы. Смотреть на них одно удовольствие. У бабочек есть голова, грудь, брюшко, усики, хрупких крылышка, с помощью которых бабочка порхает с цветка на цветок. Дотронуться хотела я руками До самого красивого цветка. А он, взмахнув своими лепестками, Вспорхнул и улетел под облака! (Т. Нестерова)
— Сегодня мы с вами сделаем бабочку, для этого нам понадобится пластилин. -Показ образца работы.
-Вместе с воспитателем выполняют работу.
Физминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел (туловище в перед, назад.)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется (покружиться)
Умницы! У нас получились очень красивые бабочки
Беседа «Для чего нужны бабочки?»
Бабочки – это невероятно красивые существа, для создания которых природа не пожалела красок и узоров. Но для чего же матушка природа сотворила столь шикарное изобилие таких великолепных и неподражаемых бабочек? А все дело в том, что бабочки играют весьма важную роль в жизни лесов, да и всей растительности на планете. Уже повзрослевшие особи – это крайне значимые опылители всех насаждений цветкового характера. Такой вид, как тутовый шелкопряд (показать иллюстрацию) — это ценный производитель шелковых волокон (показать иллюстрацию). Поэтому он активно применяется в шелковой промышленности. Из шелковых нитей шьют платья. А некоторые группы чешуекрылых особей, но только тех, гусеницы которых употребляют сорняки, созданы для борьбы именно с сорняками (показать иллюстрацию). Так, на участки, зараженные этим растением, агрономы выпускают таких гусениц, и они уничтожают его лучше любой «химии». Но не все бабочки рождены для жизни и работы, некоторые подвиды существуют для того, чтобы стать чьим-то кормом. Те виды, которые развиваются в плодах деревьев и шишках очень нравятся хищным насекомым и насекомоядным птицам. А что поделать? Таков закон природы. (показать иллюстрацию)
Вопросы:.
1. Какую роль играют бабочки в жизни растений? (являются опылителями). 2. Какую пользу приносят человеку? (уничтожают вредителей в огороде и прядут нити)
3. Какую пользу приносят птицам? (служат едой) Аппликация из заготовленных частей предмета (вторая младшая группа)
«Веселая гусеница»
Задачи: Учить детей располагать предметы на листе в нужном месте. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Оборудование: клей-карандаш. салфетки, семь кружочков разного цвета Так как детки маленькие, я заранее из цветной бумаги вырезала одинаковые круги. А задача детей расположить кружочки так, чтобы получилась красивая и «веселая гусеница». Мы начали клеть веселую гусеницу. Далее наклеиваем кружочек на кружочек и приглаживаем салфеткой. Детки раскладывают цветные круги и называют цвета (повторение цвета) и фигуру (повтор фигуры).Когда приклеили все цветные круги, можно нарисовать фломастером глазки, усики и ротик. Вот гусеница готова, наша гусеница улыбается, посмотрите, пожалуйста.
Подвижная игра «Птица и бабочки»
Цели: Развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, координацию движений; быстроту реакции; развивать память и связную речь; прививать любовь к игре, учить соблюдать её правила.
Ход игры: Перед началом игры выбирается ребенок – птица, остальные дети бабочки.
Воспитатель:
Утро настало, солнышко встало.
Бабочки проснулись — потянулись (дети потягиваются).
И полетели (дети изображают бабочек, машут ручками-крылышками, летают вокруг цветочков).
По сигналу ребенок, изображающий птицу, вылетает из гнезда и летит, чтобы съесть бабочек, а бабочки прячутся в свои домики и там их птица не может поймать.
Подвижная игра «Бабочки подружки»
Цель: Расширять представления детей о повадках и жизни бабочек, развивать умение легко передвигаться и ориентироваться в зале (или на игровой площадке, развивать слух, внимание, скорость реакции.
Ход игры: Перед началом игры ведущий раздает детям бабочек (две бабочки одинокого цвета) Звучит музыка, дети свободно передвигаются по залу (имитируют полет бабочек). Как только музыка останавливается, дети подбегают к друг другу, что соответствуют по цвету бабочкам у них в руках. Игра повторяется 4-5 раз.
Литература: 1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А,Васильева. Комплексные занятия по программе «Ор рождения до школы» для второй младшей группы. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2013.
3. Т. И. Подрезова. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей ДОУ.
4. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. –М., Мозаика-Синтез, 2015.
5. Л. Ю. Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром. – М., Мозаика-Синтез-2012.
6. Т. С. Комарова. Художественное творчество. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
7. Э. Я. Степаненкова. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. – М., Мозаика-Синтез-2012.
8. Л. В. Куцакова. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М., Мозаика-Синтез-2012.
9. Перевод В. Лаптева, И. Лебедева. Большая энциклопедия для дошкольников. - Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
10. 150 идей как занять ребёнка. - ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 11. Н. М. Конышева. Мастерим, размышляем, растём.
12. Е. О. Хомич, М. Н.
Якушева. Детская энциклопедия.
13. Интернет-ресурсы.
Приложение: фотографии по реализации проекта