Наталья Чульжанова
Проект «Волшебный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст самый благоприятный этап в развитии экологической культуры человека.
Экологическое воспитание учит детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Встал вопрос, как пробудить у дошкольников интерес к процессу познания?
Формирование исследовательских умений дошкольников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно-деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Публикация «Проект „Волшебный мир“» размещена в разделах
Экспериментирование в дошкольном возрасте идет наравне с игрой, которое является ведущим видом деятельности. Поэтому важно повысить познавательный интерес воспитанников к окружающему через создание развивающей предметно пространственной среды экологической направленности. Экологическое восприятие в свою очередь, является и хорошим средством для познавательного развития ребенка, в процессе которого ребенок, взаимодействуя с предметами, развивает мелкую моторику пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка.
В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации мыслительных процессов, наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту, способствует развитию памяти.
Решая эту задачу, мы решили провести несколько опытов и экспериментов, чтобы расширить исследовательскую активность детей.
Одним из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники почувствуют себя исследователями.
Реализация проекта : среднесрочный (02.08.2021 – 31.01.2022)
Тип проекта : экспериментально-исследовательский.
Участники проекта : Воспитатель, воспитанники, родители.
Цель проекта : Создание условий для экспериментирования и привлечения интереса к исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
• формировать у детей знания о физических свойствах неживой и живой природы;
• развивать у воспитанников умение устанавливать причинно-следственные связи, находить способы решения различных проблем, делать выводы, обогатить активный словарь, повысить уровень речевой активности, развить связную речь;
• воспитывать безопасное поведение при проведении экспериментов, желание самостоятельно наблюдать за природой.
Август
Беседа «Берегите воду»
Задача: формировать бережное отношение к воде; способствовать развитию ситуативной беседы, повышению уровня речевой активности.
«Рыбаки»
Задачи: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок. Развивать у воспитанников умение сопоставлять факты, способствовать развитию связной речи.
«Мыльные пузыри»
Задача: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь; обогатить активный словарь детей по теме.
«Игры с песком»
Задача: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, развить конструктивные умения; активизировать речь детей развивая умение делать выводы.
Развлечение «Песочная страна»
Задача: закрепить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; вызвать радостные эмоции при изготовлении рисунка из песка, способствовать развитию связной речи;
Взаимодействие с родителями
Ситуативные игры, игры с песком, речевые игры по теме проекта, игра «Развиваем пальчики-развиваем речь» (буклеты)
Конкурс «Экологический лабиринт»
Задача: оснастить эко лабораторию развивающими экологически-познавательными играми.
Сентябрь
Беседа об аккуратном обращении с песком.
Задача: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам; развивать умение рассуждать.
«Собираем семена»
Задача: формировать представления о свойствах растения; активизировать в речи слова по теме.
«Живое семя»
Задача: посев сидерата (Горчица белая); способствовать развитию ситуативной беседе.
«Почему песок хорошо сыплется?»
Задача: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; развивать у воспитанников умение сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
«Живое семя»
Задача: наблюдать за всходами, полив; способствовать развитию ситуативной беседе.
Консультация для родителей «Маленькие помощники»
Задача: способствовать трудовому воспитанию в семье.
Октябрь
Беседа «Чем мы дышим?»
Задача: формировать представлений у детей о значимости воздуха у всего живого; поддерживать инициативу детей в беседе.
«Поймай воздух»
Задача: Обобщить знания о свойствах воздуха; развивать у воспитанников умение сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
«Пенный замок»
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена; по средствам высказываний, повысить уровень речевой активности.
«Песочный мир»
Задача: Обучать способам рисования на песке, закреплять свойства сыпучего песка; способствовать развитию связной речи воспитанников.
Досуг «Мыльные пузыри»
Задача: Создать эмоционально-радостную атмосферу, закрепить свойства соединения мыльной воды и воздуха; поддерживать речевую активность у детей; развивать у воспитанников умение сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь.
Стендовая информация «Игры с водой дома»
Задача: Познакомить родителей с вариантами обучающих игр с водой дома; способствовать развитию связной речи воспитанников.
Ноябрь
Беседа «Откуда к нам пришла бумага?»
Задача: Познакомить детей с историей возникновения бумаги; развивать у воспитанников умение сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
«Превращение белого листа»
Задача: Изучить свойства бумаги (смятие, намокание); развивать умение рассуждать.
«Воздушные шары»
Задача: Показать и доказать, что воздух имеет вес; развивать у воспитанников умение сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Развлечение «Разноцветные шары»
Задача: Создать предпосылки к соревновательной деятельности; учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе.
Папка- передвижка «Сидим дома»
Задача: Обучаем детей простым методам оригами.
Декабрь
Беседа «Эко игрушка – своими руками»
Задача: О важности использования экологически чистых материалов для создания игрушек; поощрять высказывания детей из личного опыта по данной теме.
«Превращение снега и льдинки»
Задачи: Сравнить таяние снега и льда, обобщить представления о свойствах воды; поддерживать инициативу детей делать выводы.
«Тигрёнок»
Задача: Учить менять форму бумаги, складывать её, создавать образ животного; Способствовать развитию связной речи.
«Цветные льдинки»
Задача: Изучить способ изменения цвета воды, изменение состояния воды из жидкого в твердый; развивать у воспитанников умение сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Миниатюра «Дружные тигрята»
Задача: Использовать изготовленные ранее игрушки-тигрята для миниатюры; развивать диалогическую речь у воспитанников.
Конкурс «Альтернативная ель»
Цель: Использование экологически чистых материалов для создания новогодней игрушки.
Выход: Презентация проекта педагогам. Участие в конкурсе в КРИПКиПРО.