Кангина Ирина
Проект по развитию музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста «Волшебные звуки весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация проекта.
Проект направлен на развитие у дошкольников старшего возраста личностных, интеллектуальных, физических качеств, творческих, музыкальных способностей, умение воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему
Развитию музыкально-творческих способностей способствуют :
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
- использование различных видов музыкальной деятельности : восприятие музыкальных произведений о весне, исполнение весенних песен, музицирование, народные игры; песенное, танцевальное, игровое творчество;
- интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (восприятие музыкальных произведений о весне, рисование жаворонков, физическое развитие (подвижные игры, танцы, речевое развитие (стихи, заклички, пословицы, поговорки, загадки, познавательное развитие (приметы весны, знакомство с народными весенними праздниками, социально-коммуникативное (участие в играх, хороводах,
пении, концертных номерах).
- творческие задания, в которых ребё нок проявляет свою индивидуальность: придумай песенку ласточки, воробья, скворца, вороны, танец солнечных лучиков, нарисуй под музыку пейзаж весны, подбери инструмент к произведению А. Вивальди «Ручьи разливаются».
Данный проект могут использовать как музыкальные руководители, так и воспитатели ДОУ.
Тип проекта : информационно – творческий, групповой.
Характер контактов: среди одной группы.
По продолжительности: среднесрочный. (1. 5 месяца: март, апрель)
Заявитель: дети старшей группы № 6
Актуальность.
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: формирование эстетического отношения к миру, в том числе и к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе- художественное развитие- приобщение к искусству и художественной деятельности. Сегодня, когда идёт переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей, эмоциональной отзывчивости, творческих способностей. Решению поставленной задачи способствует народное творчество, фольклор. С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Из глубочайшей древности поднимается к нам народное понимание года как круга жизни реальной и волшебной, отражённой в былинах, песнях, сказках, пословицах, загадках. Весну называют пролетьем, т. е. временем, с которого собственно и начинается новый год. Чтобы время не сбивалось с предначертанного ритма, верили предки, нужно помогать луне, солнцу, звёздам, цветению не сбиться с пути. В народных праздниках- концентрированное воплощение этой заботы. К сожалению, скрытые возможности русских весенних праздников ныне далеко не исчерпаны, дети имеют недостаточный багаж знаний о музыке весны, песнях о весне, народных весенних обычаях, традициях. Приходиться с печалью и сожалением говорить, что народная культура в наши дни значительно подорвана. Вспомним слова великого русского педагога К. Р. Ушинского, который говорил, что воспитание, лишённое народных корней - бессильно.
Стержнем музыкальной культуры дошкольников является эмоциональная отзывчивость на произведения музыкального искусства. В соответствии с этим содержание образовательной области «Музыка» направленно на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
• Развитие музыкально-художественной деятельности
• Приобщение к музыкальному искусству
Рассматривая музыку как средство воспитательного воздействия на ребёнка, можно сделать вывод, что музыкальные представления и интеллектуальные способности благоприятнее всего развиваются через знакомство дошкольников с природой.
Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены-
Вся Земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной.
Чутко дремлет лес и луг,
В даль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовёт нас за собой.
Музыка учит детей «рисовать» воображаемые картины, слышать звуки природы. В этом помогает использование произведений изобразительного искусства.
В течение года тема природы находит отражение в музыкальных развлечениях. Осенью
- это «Осенины», зимой - игровая программа «Как Снеговик друзей искал», весной - это «Весенние развлечения», а летом: музыкально-спортивная «В гостях у лета».
В основу каждого календарного развлечения входят музыкальные произведения, которые помогают сконцентрировать внимание ребёнка на художественном образе, помогают увидеть особенности каждого времени года, способствуют пониманию происходящих изменений в природе.
Осенью дети танцуют «Танец осенних листочков», играют в игру «Солнышко и дождик». Зимой превращаются в «Снежинок» и играют в игру «Саночки». Весной превращаются в «птичек» и играют в игру «Воробушки и кот», исполняют танцы с цветами, а летом - становятся «бабочками» и «жучками» и т. д.
Также музыка учит передавать образы живой природы, зверей. Дети передают образы зайчиков и мишек, птичек и жучков, изображают ветер и капельки дождя. Дети учатся с помощью музыки передавать различные оттенки настроений, характеров (зайчик храбрый и трусливый, кошка ласковая и сердитая).
При слушании произведений о природе использую иллюстрации, художественное слово, так как это помогает развивать эстетические чувства, сопоставлять образы природы. Рассматривая иллюстрации, мы останавливаемся на отдельных изображениях, а потом вслушиваемся в музыку, ищем изобразительные моменты. Порой картины и музыка так дополняют друг друга, что не нужно и слов, ведь наша природа так красива, что никого не оставляет равнодушным. И музыка помогает раскрыть ещё ярче краски окружающего нас мира.
Цель проекта : приобщать детей к искусству, сформировать представление о многообразии видов искусства. Вызвать желание знакомиться с репродукциями великих художников, с музыкальными шедеврами, с композиторами и их песенным репертуаром, раскрывающим поэтический образ весны. Сформировать чувство гордости за родную природу. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Привлечь родителей к работе над реализацией проекта.
ивающей среды, музыкальной базы, работа с родителями, связь с узкими специалистами.
Предполагаемый результат.
1. Сформированный у детей интерес к различным видам искусства.
2. Сформированные навыки музыкально - познавательной деятельности.
3. Сформированное положительное отношение к людям, подарившим волшебный мир музыки.
Гипотеза. Дети, узнав о значимости Весны в живой и неживой природе, познакомившись с поэтическим образом Весны и многообразием видов искусства, характеризующих её, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям творческих профессий. Будут осознавать себя причастными к музыкальному и художественному наследию.
Презентация проекта : Выставка альбомов, буклетов, изготовленных детьми совместно с родителями и воспитателями, фотовыставка и стенд по результатам экскурсий, нотные зарисовки детей.
Первый этап. Подготовительный.
Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной деятельности участников проекта : дети, педагоги, родители.
Подбор музыкального репертуара, разработка сценариев праздников, стратегии реализации проекта.
Второй этап. Реализация проекта.
Музыкальное воспитание :
-слушание музыкальных произведений : А. Вивальди «Весна», П. И. Чайковского
«Подснежник», муз. отрывки из цикла «Времена года» о весне.
-пение попевок и песен о весне по программе. -
-исполнение музыкально - ритмических зарисовок «Весенние цветы», «Травушка - муравушка», «Весна – красна идёт и песенку поёт», «Весенняя капель, как в песенке свирель».
-выполнение творческих заданий: сочини мелодию на слова, придумай танцевальную
композицию на современную песню о весне, необычное движение.
-исполнение звуков весеннего леса на шумовых инструментах.
Познавательное развитие :
-экскурсии в мир природы, наблюдения в природе,
-просмотр видеофильмов, открыток, буклетов.
-посещение художественного музея имени Н. Радищева.
Развитие речи :
-тематические занятия и беседы: «Признаки весны», составление рассказа «Кап - кап звенит капель», по картине «Тает снег, бегут ручьи», по схеме «Первоцветы». Заучивание стихотворения «Веснянка» А. Прокофьева, чтение стихов о весне Ф. Тютчева, Е. Благининой, Е. Карганова; пересказ по Н. Плавильщиков «Проталинки», «Март» по Г. Скребицкому.
-пальчиковая гимнастика «Дрозд - дроздок»
-упражнения на развитие слухового внимания и грамматического строя речи.
Рисование. Ручной труд.
-«Музыка Весны», «Весенние превращения», «Весенние зарисовки», «Весёлая капель»
-изготовление шумовых инструментов, весенних цветов.
Игровая, театрализованная деятельность
- подвижные игры - «Весна, весна красная»; народные хороводные игры с прибаутками, музыкально - дидактические игры.
-инсценирование сказки «Как звери весну встречали», показ кукольного театра «Приключения в весеннем лесу».
Работа с родителями
-организация экскурсии на природу,
-викторина «Знатоки искусства»,
-изготовление стенда «Весна – красна»,
-совместные досуги в музыкальном зале «Как прекрасен этот мир», «Экскурсия в весенний лес»,
-помощь в сборе звукозаписи.
Заключительный этап. Подведение итогов.
В рамках проекта были проведены два развлечения : «Как прекрасен этот мир», «Экскурсия в весенний лес»; создана фонотека по музыки о природе (диски с записями звуков природы, классических произведений о природе, музыки, аранжированной звуками природы, проведена консультация с родителями; осуществлён подбор загадок, пословиц и поговорок, стихотворений о весне и создан перечень пейзажей, которые можно использовать при слушании музыки о природе. Дети вместе с родителями посетили художественный музей имени Н. Радищева.
Литература:
1. Власенко О. П., Попова Г. П. весну встречаем. Весело привечаем: сценарии утренников и развлечений для дошкольников. Волгоград: Учитель, 2007.-399с.
2. Вакуленко Ю. А. календарные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении: конспекты занятий, тематические викторины, игры для детей 5-7 лет. Волгоград: Учитель,2009.-222с.
3. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники и забавы для детей. -М. :ТЦ «Сфера»,1999.-144с.