Юлия Забабурина
Проект «Волшебные веревочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 484 комбинированного вида»
630112, Новосибирск, ул. Селезнева, 48а; т. : 224-02-13, т/ ф: 224-55-44.
Коррекционно-развивающий проект
Автор: Забабурина Юлия Владимировна,
учитель – дефектолог
высшей квалификационной категории
Новосибирск 2018
Обоснование необходимости проекта
Публикация «Проект „Волшебные веревочки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
В настоящее время специалисты в области раннего развития ребенка настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей и становлению речи. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и клеить, писать, одеваться, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Так что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для ребенка, как:
• отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
• сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
• недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
• неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
• если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
• такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, как у нормативно развивающегося ребенка, так и у ребенка с особыми образовательными потребностями (в частности, у детей с задержкой психического развития).
Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение развития, которое сопровождается недостаточностью общего запаса знаний, ограниченностью представлений, незрелостью мышления, преобладанием игровых интересов, быстрой пресыщаемостью в интеллектуальной деятельности.
У детей с ЗПР часто наблюдается отставание в развитии общей и тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (ловкость, быстрота, точность, координация, выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изобразительной деятельности.
В исследованиях Л. В. Занкова, А. Р. Лурии, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой отмечается, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов отклонения умственного развития. Данные авторы указывают на то, что, деятельность пальцев рук у детей с задержкой психического развития неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены из-за несовершенства нервной регуляции движений, слабого развития мелких мышц руки, низкой выносливости по отношению к неподвижным нагрузкам.
У большого количества детей с ЗПР часто при исследовании выявляются различные формы двигательных нарушений, которые являются последствием раннего органического поражения головного мозга (Ю. Г. Демьянов, И. Ф. Марковская). Иногда даже незначительная дисфункция подвижной сферы без актуальных и целенаправленных коррекционных влияний может привести к вторичному недоразвитию более проблемных и дифференцированных движений и действий, что негативно сказывается на становлении навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребёнка. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса влечет за собой изможденность и астеничность мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствуют их согласованности и плавности. Поэтому ребёнок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.
Таким образом, развитие мелкой моторики является одной из важнейших задач обучения ребенка с ЗПР. Формировать мелкую моторику можно разными способами: через использование пальчиковых игр, игр на развитие тактильных ощущений, игр с прищепками, упражнений для самомассажа рук с использованием шишек, мягкого мяча, карандашей и т. д. Но наиболее удачным способом развития мелкой моторики у дошкольников с ЗПР я считаю нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
В процессе освоения данных техник дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Рисуя предметы, находя удачные цветовые сочетания дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения, развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и лепки позволяет развивать моторную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать штампами, пальцами, использовать вместо кистей веревочку и т. д.). Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей.
За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные пальцы, разнообразные печати, трафареты, веревочки, пластелин и т. д.
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Дети испытывают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Таким образом, именно нетрадиционные техники рисования и лепки и создают ту самую атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей с ЗПР. Результат такой изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Именно поэтому, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики и тот факт, что развивать руку ребенка с ЗПР лучше всего через использование в работе нетрадиционных техник рисования и лепки, мною и был разработан коррекционно-развивающий проект «Волшебные веревочки».
Цель проекта
Формирование мелкой моторики у дошкольников 5-7 лет с ЗПР через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности: «Рисование веревочками» и «Пластилинография».
Задачи:
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
-Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Реализация проекта будет идти по двум направлениям – дети, родители. Каждое направление имеет свои задачи, а, следовательно, результаты. Совокупность результатов, их взаимосвязь, ориентированность на общий конечный результат определяют системность данного проекта.
Участники проекта
Участниками данного проекта являются : дети с ЗПР 4-7 лет, родители.
На подготовительном этапе работа с детьми проводится только в индивидуальной форме и направлена на установление эмоционального контакта, а с родителями осуществляется ряд мероприятий, направленных на формирование интереса к данному направлению работы.
На основном этапе используется уже подгрупповая форма работы с включением детей с ЗПР в состав небольших групп, численностью 2-3 ребенка.
На заключительном этапе проводится подведение итогов апробации данного проекта.
Описание проекта
Реализация данного проекта рассчитана на 2,5 учебных года и осуществляется в три этапа.
Этапы реализации проекта :
I этап реализации проекта : Подготовительный (1.03.2019г – 31.05.2019г).
Цель: Создание условий для разработки и апробации проекта «Волшебные веревочки», создание развивающей предметно – пространственной среды для данного проекта, установление эмоционального контакта.
II этап реализации проекта : Основной этап (1.09.2019г – 30.04.2021).
Цель: Апробация проекта «Волшебные веревочки», направленного на формирование мелкой моторики у детей с ЗПР.
III этап реализации проекта : Заключительный (1.05.2021 – 31.05 2021г).
Цель: Систематизировать полученные результаты в ходе апробации проекта «Волшебные веревочки» по формированию мелкой моторики у детей с ЗПР.
Подготовительный этап.
На данном этапе решались следующие задачи:
Задачи в работе с детьми:
Задачи в работе с родителями:
1. Создать условия для развития мелкой моторики у детей с ЗПР.
2. Обеспечить каждому ребенку адекватный для него темп и способ усвоения сенсорных эталонов с учетом индивидуальных особенностей и степени сложности нарушений развития.
3. Выявить наиболее эффективные дидактические игры и упражнения, способствующие формированию мелкой моторики детей с ЗПР.
4. Разработать коррекционно – развивающий проект по формированию мелкой моторики у детей с ЗПР. 1. Способствовать формированию у родителей педагогической компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений по данной проблеме.
2. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
3. Создать серию педагогических журналов для родителей по данной теме.
Коррекционно-развивающая работа с детьми на данном этапе заключалась в установлении эмоционального контакта. Для этой цели и был разработан комплекс занятий, которые не только способствовали установлению эмоционального контакта, но и формировали высшие психические функции, мелкую моторику и зрительно-моторную координацию. В занятия данного комплекса были включены различные игры и игровые упражнения на формирование мелкой моторики. Занятия начинались с появления сказочного героя (Лисенка Шустрика) и рассказывания им сказок о своих приключениях. После обсуждения сказок сказочный герой предлагал детям поиграть с ним в различные интересные игры, такие как: «Чудесный мешочек», «Марблс», «Волшебные прищепки» и др. Комплекс занятий отражен в приложении 3.
Работа с родителями на данном этапе заключалась в формировании интереса к данному виду совместной деятельности и привлечению родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе. Для достижения этой цели были проведены консультации для родителей по темам: «Формирование мелкой моторики у детей с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности», «Игры и игровыее упражнения для развития мелкой моторики», был выпущен первый номер педагогического журнала из серии «Развиваемся, играя».
Продолжительность данного этапа 3 месяца.
Результаты подготовительного этапа проекта :
Дети:
-установился эмоциональный контакт,
-повысилась познавательная активность и мотивация к занятию,
-на 25% повысился уровень зрительного внимания и зрительной памяти,
-на 20% повысился уровень мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Родители:
-на 15% повысился интерес к данному виду совместной деятельности,
-на 12% повысилась активность родителей, их участие в коррекционно-образовательном процессе.
Основной этап.
На данном этапе решались следующие задачи:
Задачи в работе с детьми Задачи в работе с родителями
1. Апробировать коррекционно – развивающий проект по формированию мелкой моторики у детей с ЗПР.
2. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
3. Формировать высшие психические функции (зрительное и слуховое внимание, зрительную память, мышление, зрительное, слуховое и тактильное восприятие).
4. Улучшить общую двигательную активность.
5. Содействовать нормализации речевой функции. 1. Продолжать активно вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми.
2. Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
3. Повысить уровень знаний родителей по данной проблеме.
Коррекционно-развивающая работа с детьми на данном этапе осуществляется на протяжении двух лет и состоит из двух развивающих блоков:
1) «Волшебные веревочки»
2) «Пластилинография»
В первом блоке формирование мелкой моторики осуществляется при помощи авторской методики А. В. Никитиной «Рисование веревочками», а во втором блоке при помощи нетрадиционной техники лепки – пластилинографии.
Перед началом работы по проекту была проведена оценка уровня сформированности мелкой моторики у детей с задержкой психического развития (по методикам «Домик» Н. Н. Гуткиной, «Графические пробы» Л. А. Венгера, психомоторные тесты Н. И. Озерецкого; данные методики отражены в приложении 1). В результате которой выяснилось, что мелкая моторика у детей сформирована на низком уровне. Дети неправильно выполняли многие из тестовых заданий. Темп выполнения заданий был значительно снижен, у них возникали трудности при воспроизведении поз руки и пальцев, с трудом выполняли попеременные движения. При выполнении произвольных движений у детей часто проявлялось излишнее напряжение мышц. Дети испытывали затруднения при проведении простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, штриховании. Дети неправильно держали карандаш, кисточку, не регулировали силу нажима, затруднялись при пользовании ножницами. Эти специфические закономерности моторного развития детей, в свою очередь, могут привести к трудностям в овладении письмом.
А неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и внимания могут привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Именно поэтому и возникла необходимость в разработке системы коррекционно-развивающей работы по формированию мелкой моторики у детей с ЗПР. Ведь в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних времен. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. П. Бехтерева и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И. М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое.
Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для психоречевого развития ребенка (Е. А. Екжанова, Е. М. Мастюкова, Т. А. Ткаченко и др, поскольку уровень развития мелкой моторики – это один из важных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, мышление, связная речь. Данное направление работы является приоритетным не только для ребенка с нормативным развитием, но и для ребенка с ЗПР. При формировании мелкой моторики у ребенка с ЗПР можно пользоваться как традиционными, так и нетрадиционными средствами. К традиционным средствам относятся пальчиковая гимнастика, лепка, конструктор, мозаика, шнуровки и т. д. К нетрадиционным средствам относятся массажные мячики, прищепки, счетные палочки, бусы, различные нетрадиционные техники изобразительной деятельности («Рисование веревочками», «Пластилинография», штампы, рисование пальчиками и ладошками и др.).
Для ребенка с ЗПР лучшим способом формирования мелкой моторики являются различные игры, игровые упражнения и техники с использованием нестандартного оборудования. Данные игры, упражнения и техники помогают детям быстро достичь положительных результатов, тем самым формируя у них хороший эмоциональный настрой и снижая психоэмоциональное напряжение. Кроме того, они способствуют развитию познавательных и творческих способностей, высших психических функций, развивают координацию движений пальцев рук и способствуют развитию речи и мышления.
Существует много нетрадиционных техник изобразительной деятельности, с помощью которых можно формировать мелкую моторику. Ведь давно уже известно, что ребенок с ЗПР хочет видеть результаты своего труда как можно быстрее. Именно поэтому ему будет гораздо интереснее поставить на бумагу кляксы и обнаружить забавный рисунок, получить рисунок из собственной ладони и т. д.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения и активно способствует развитию координации движений.