Стелла Клюквина
Проект «Волшебные сказки и стихи С. Я. Маршака»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
«Волшебные сказки и стихи С. Я. Маршака»
в старшей группе.
1. Актуальность проекта и постановка проблемы.
Самуил Маршак является известным советским поэтом и автором многочисленных книг для детей. Много лет первыми сказками и стихами, с которыми знакомятся малыши, являются произведения С. Я. Маршака. С них начинается изучение красоты и удивительного разнообразия окружающего мира при помощи легкого и доступного детям языка поэзии.
Публикация «Проект „Волшебные сказки и стихи С, Я, Маршака“» размещена в разделах
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Сказки и стихи учат и направляют, поучают и вдохновляют, одновременно, при помощи ярких, показательных примеров и историй, написанных поэтом, любившим и умевшим обращаться с детьми любого возраста. Поэт считал, что с помощью его стихотворений можно рисовать мир, мечтать, рассказывать интересные истории для всех поколений.
Читать стихи Маршака интересно и увлекательно не только детям любого возраста, но и взрослым.
Самуил Яковлевич по праву считается одним из главных детских поэтов России. «Кошкин Дом», «Усатый полосатый», «Сказка о глупом мышонке» - кто не знает этих названий? По многим произведениям поэта были сняты лучшие советские мультфильмы. Они до сих пор актуальны, и любимы зрителями по всей стране и за ее пределами!
Поэтому, мы решили разработать краткосрочный проект «Волшебные сказки С. Я. Маршака». Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это инновационный, оптимальный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Большая часть произведений С. Я. Маршака посвящена детям. Стихи и шутки Маршака часто используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений.
Цель проекта :
- Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака. Прививать интерес и любовь к книге, чтению.
- Развитие интереса детей к художественной литературе и чтению и закрепить знания о многочисленных произведениях С. Я. Маршака.
- В игровой форме вспомнить и повторить произведения С. Я. Маршака.
- Пробудить интерес к его творчеству.
- Учить воспринимать содержание произведений.
- Прививать интерес к чтению книг.
- Развивать воображение, мышление, культуру общения.
Задачи проекта :
- Закрепление знаний детей о творчестве С. Я. Маршака.
- Развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально – слуховой сферы.
- Уметь отвечать на вопросы по произведениям.
- Активизировать и обогащать речь детей.
- Развивать творческое воображение и внимание.
Знакомство воспитанников с жизнью и творчеством С. Я. Маршака :
Формировать у детей устойчивый интерес к чтению и книгам.
Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Предварительная работа:
- Чтение и заучивание сказок и стихов С. Я. Маршака.
- Загадывание загадок.
- Оформление и выставка книг и рисунков по произведениям С. Я. Маршака.
Оборудование:
- Портрет поэта С. Я. Маршака;
- Книжная выставка произведений и рисунков С. Я. Маршака;
- Мультимедиа
Вид проекта : информационно - творческий.
Участники проекта :
- дети старшей группы №5
- родители воспитанников
- воспитатель: Клюквина С. Г.
По методу: Метод развития творческого познавательного мышления
По количеству участников: Групповой
По продолжительности: Краткосрочный
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап
- обсуждение целей и задач проекта, составление плана работы;
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых
для реализации проекта;
- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного,
музыкального, аудио и видео материала по теме проекта.
- оформление презентации;
- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в
домашней библиотеке произведения С. Я. Маршака;
- организация выставки книг и рисунков с привлечением родителей
«Наши любимые стихи и сказки»;
- опрос детей, выяснить, какие знания и представления имеются у детей о
поэте и его произведениях.
2. Основной этап проекта.
Речевое развитие:
1. Чтение сказок
2. Беседы по прочитанным сказкам.
3. Заучивание и инсценировка сказок и стихотворений
Социально-коммуникативное развитие:
1. Рассматривание портрета С. Я. Маршака;
2. Рассматривание иллюстраций к стихам и сказкам С. Я. Маршака;
3. Дидактические игры: «Угадай, из какой сказки персонаж «Скажи
наоборот», «Вспомни сказку».
Познание:
1. Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака;
2. Просмотр мультфильмов по произведениям С. Я. Маршака;
- «Вот какой рассеянный»
- «Двенадцать месяцев»
3. Исследовательские работы о жизни С. Я. Маршака;
- «Детство С. Я. Маршака и его семья»
- «Как писались сказки».
4. Математическая игра по мотивам произведений С. Я. Маршака;
- «Убери лишнее»;
- «Назови последовательность» («Где обедал воробей?»);
- игра «Посчитай-ка» («Веселый счет»)
Художественно-эстетическое развитие
1. Лепка: «Детки в клетке»
2. Рисование:
- «Где обедал воробей?»
- «Усатый полосатый»
- «Сказка о глупом мышонке»
3. Аппликация, ручной труд: «Кошкин дом»
4. Конструктивная деятельность: «Вокзал» из произведения «Вот такой
рассеянный»
5. Слушание музыки: отрывки из сказки «Двенадцать месяцев».
6. Драматизация: «Сказка о глупом мышонке»
Физическое развитие:
1. Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению
«Ванька-встанька»
Сотрудничество с родителями
1. Домашнее чтение произведений с. Я. Маршака.
2. Изготовление поделок к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми и родителями
3. Изготовление костюмов и атрибутов к инсценировке
стихотворения «Сказка о глупом мышонке».
3. Завершающий этап
1. Проведение викторины по произведениям С. Я. Маршака
2. Выставка детских рисунков
Вывод:
Подводя итоги проекта «Волшебные сказки и стихи С. Я. Маршака», нужно отметить, что поставленная цель и задачи были реализованы. Проект оказался интересным, творческим и очень ярким.
За время проекта познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, познакомились с основными произведениями поэта.
Дети и родители приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились инсценировать и иллюстрировать литературные произведения.
По результатам нашего проекта хочется отметить, что работы детей получились яркие, необычные и оригинальные по способу. Дети выполняли работу с большим интересом и старанием.
Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям детской художественной литературы, а также сформировать следующие навыки: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать характер героев мимикой, жестами и движениями.
Ход занятия:
Ведущий:
- Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите, пожалуйста, на этот портрет и скажите, кто это? (ответы детей)
- Правильно, это детский писатель С. Я. Маршак.
- Мы много читали, заучивали наизусть, рисовали по его произведениям. У нас сегодня хороший день, потому что мы с вами будем вспоминать весёлые, добрые и любимые произведения известного талантливого детского поэта С. Я. Маршака.
- Что вы знаете о жизни С. Я. Маршака?
Книги Маршака знают не только в нашей стране, но и за рубежом: в Англии, Китае, Японии, Италии.
Сочинять стихи он начал с четырёх лет. Ещё школьником писал поэмы, переводил стихи с латинского и польских языков, позднее – с английского и итальянского. Юный Маршак писал стихи для взрослых, взрослым – для детей. В 1923 году был напечатаны первые стихи С. Я. Маршака «Дом который построил Джек». Поэт написал более 200 произведений для детей: стихи, песенки, шутки, загадки, сказки, пьесы. Послушайте задорный стих про мяч, который прочитает Иван.
Думаю, сегодня здесь собрались настоящие знатоки творчества Маршака, ведь наша викторина сегодня посвящена его творчеству.
- А кто знает, что такое викторина? (это игра, где задают вопросы и говорят ответы).
- Сегодня вопросы буду задавать вам я, а вы на них отвечать. Посмотрим, кто же из вас внимательно читал произведения С. Я. Маршака? Давайте начнем.
- Вы хорошо знаете человека рассеянного с улицы Бассейной. Вы думаете, нет такой улицы? Есть! В городе Петербурге, где Маршак начал писать для детей. Сейчас здесь находится детская библиотека его имени.
Продолжаем!
Вопрос №1
Вставьте слово, пропущенное в названии литературного произведения:
1. Усатый -… (полосатый)
2. Ванька -… (встанька)
3. Детки в … (клетке)
4. Дремота и … (зевота)
5. Вот какой … (рассеянный)
6. Круглый … (год)
7. Кот и … (лодыри)
8. Рассказ о неизвестном … (герое)
Музыкальная пауза
Вопрос №2
О ГЕРОЯХ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭТИ ЗАГАДКИ?
1. Простите! Извините!
Туда ли я попал?
Мы с вами незнакомы.
Ой, ой, какой скандал!
Я, кажется, надел не то.
Заметили, друзья?
А может это я - не тот?
Скажите, кто же я?
2. Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж.
Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала
3. Приказала их принцесса
Принести зимой из леса.
Принести зимой цветы!
А какие? Помнишь ты?
4. В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке
Вопрос №3
Узнайте, что лежит в сундуке: (загадки С. Я. Маршака)
1. Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!
2. Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
3. Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
4. В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!
Физминутка «Пудель»
Вопрос № 4: Эстафета
1 этап: Вспомнить и назвать произведение.
"Теремок" :
1)лягушка
2)мышка
3)петух
4)ёж
5)волк
6)лиса
7)медведь
Сказка "О глупом мышонке" :
1)мышка
2)утка
3)жаба
4)лошадь
5)свинка
6)курица
7)щука
8)кошка
.Кто пришёл в гости к кошке в сказке "Кошкин дом" :
1)свинья
2)петух
3)курица
4)козёл
5)коза
Что сдавала дама в багаж:
1)диван
2)чемодан
3)саквояж
4)картина
5)корзина
6)картонка
7)маленькая собачонка
Вопрос №5
Какими словами оканчиваются такие строчки стихов С. Я. Маршака :
1. Не хотел котенок мыться –
Убежал он из корытца
И в углу за сундуком
Начал мыться…. (языком)
2. Эй, не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не (киска!
3. Где обедал воробей
В зоопарке у (зверей)
4. У нее у кошки,
На ногах сапожки,
На ногах сапожки,
А в ушах (сережки)
Вопрос №6
Угадай героя и назови произведение (картинки)
Вед: - «Вот и подошла к концу наша викторина, сегодня мы с вами вспомнили произведении прекрасного поэта С. Я. Маршака. Нас порадовало, что вы знаете его произведения, выступали, были активными и весёлыми. У нас сегодня «Хороший день» и мы закончим нашу встречу такими строками: «Любите Маршака, учитесь у него!»
И послушайте! Пожелание друзьям.
Желаю вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и
каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!