МААМ-картинки

Проект «Волшебные фигуры» для подготовительной группы

Оксана Вырмаскина
Проект «Волшебные фигуры» для подготовительной группы
▼ Скачать

Паспорт проекта

совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы

«Волшебные фигуры»

Актуальность проблемы:

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

Публикация «Проект „Волшебные фигуры“ для подготовительной группы» размещена в разделах

Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша:

1. Блоки и палочки - один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.

2. Многие математические представления ребёнок получает играя.

3. Блоки и палочки учат ребёнка ориентироваться как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.

4. Благодаря блокам и палочкам развивается логическое мышление.

5. Блоки и палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.

6. Ставя задачи разной сложности, блоки и палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.

7. Игры с блоками и палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.

8. Блоки и палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.

9. Блоки и палочки могут быть использованы в диагностических целях.

10. Этот материал может быть использован во всех образовательных областях.

Тип проекта: познавательный

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цель: Развитие у детей познавательной активности и интеллектуально- творческих способностей через совместную познавательно- исследовательскую, игровую деятельность.

Задачи проекта

Воспитательные:

• воспитывать самостоятельность, инициативность посредством решения интеллектуальных задач,

• воспитывать уверенность в себе посредством создания ситуации успеха в игровой, познавательно- исследовательской деятельности,

• воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими детьми посредством организации парной формы организации деятельности,

• воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослым и сверстниками,

• воспитывать интерес к исследовательской деятельности посредством стимулирования занимательным содержанием.

Развивающие:

• развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий,

• развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления,

радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр. ,

• развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию в процессе выполнения игровых заданий с дидактическим материалом,

• развивать связную, грамматически правильную диалогическую (монологическую) речь в процессе драматизации сказки, участия в беседе, составлении рассказа.

Обучающие:

• учить детей ориентироваться в сенсорных эталонах (узнавать и называть цвет, форму, размер, количество предметов,

• формировать умение ориентироваться в пространстве (группы, листа бумаги и т. д. ,

• научить детей обследовать предметы, побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Предполагаемый результат:

• дети проявляют самостоятельность, инициативность, уверенность в себе при решении интеллектуальных задач,

• дети демонстрируют доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к другим детям и взрослому,

• дети проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности,

• дети проявляют свои эмоции в процессе реализации проекта,

• дети демонстрируют умение грамотно высказываться,

• дети демонстрируют умение ориентироваться в пространстве,

• дети демонстрируют умение узнавать и называть сенсорные эталоны,

• дети демонстрируют умение обследовать предметы, включая при этом движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.

Новизна проекта:

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Предварительная работа:

подготовка пособия «Блоки Дьенеша», отгадывание загадок, ребусов, чтение занимательных стихотворений и математических сказок, разучивание стихотворений.

Взаимодействие с семьей: Донести до родителей актуальность данной проблемы, расширение компетенций родителей по данной теме привлечь их к активному сотрудничеству: участие в проектной деятельности, участие в мастер – классе «Логические блоки Дьенеша».

Взаимодействие со специалистами:

1. Подготовка консультаций для воспитателей по теме проекта.

2. Доклад «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».

3. Презентация «Использование блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представлений у детей.»

Методы и формы реализации проекта

Словесные методы: беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.

Наглядные методы: прямые - воспитатель показывает способы действия и косвенные- воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию.

Практические методы: работа с альбомами, участие в драматизации сказок.

Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, пальчиковые, сюжетно- ролевые, театральные).

Обогащение предметно-развивающей среды: игровые альбомы: «Волшебные дорожки (палочки Кюизенера)», альбом «Давайте вместе поиграем», демонстрационный материал к логическим блокам Дьенеша.

Палочки Кюизенера- 2 коробки, блоки Дьенеша- 2 коробки;

раскраски с цифрами и математическими узорами, трафареты, ребусы, счетные палочки, материал для графических диктантов.

Книга В. Волина «Праздник числа»

Этапы реализации проекта:

1 ЭТАП Подготовительный этап (Обсуждение проблемы, пополнение предметно-развивающей среды, составление календарно- тематического планирования, подбор материала по теме проекта.)

2 ЭТАП Основной этап (В соответствии с календарно- тематическим планированием организовать работу по решению задач проекта через следующие виды деятельности: коммуникативную деятельность, познавательно- исследовательскую, двигательную деятельность, изобразительную деятельность, трудовую и игровую деятельность, сотрудничество с родителями.)

3 ЭТАП Заключительный этап (презентация результатов)

Продукт проектной деятельности:

• компьютерная презентация «Играем и развиваемся» по итогам проекта

• презентация «Волшебные блоки и палочки»

• картотека дидактических игр «Волшебные блоки»

Линии развития Виды деятельности

Познавательное развитие Дидактические игры: игры из альбома «Давайте вместе поиграем» (см. методические советы): «Найди пару», «Художники», «Садовники», «Угощение медвежат», «Украсим елку бусами»; «Чудесный мешочек» (определи на ощупь форму и размер фигуры)

«Помогите Мишке собрать фигуры», «Игра с обручем», «Отрицание цвета (формы, размера, толщины)», «Загадки без слов», «Найди клад», «Где чей гараж», «Угадай – ка», «Волшебные камни», «Засели домики», «Где спрятался Джерри (матрешка)» (см. картотеку)

Исследовательская деят. «Дорожки», «Волшебные ниточки» (см. прилож.); наблюдение за снежинками на прогулке (разнообразие форм)

Конструирование из «Блоков Дьенеша» (придумай зверя, машину из блоков) ; игры со строительными модулями.

Речевое развитие Чтение: книга В. Волина «Праздник числа», В. Степанов «Учебник для малышей. Арифметика», О. Кургузов «Геометрические сказки», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Составление описательного рассказа «Сказочный город»

Беседа «Геометрические фигуры вокруг нас»

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Забавные фигуры»; работа с математическими раскраскам по желанию детей; рисование по трафаретам с геометрическими фигурами

Самостоят. изобр. деятельность : аппликация или рисование «Сложи узор» (учить составлять геометрический узор по заданной схеме)

Аппликация «Предметы из геометрических фигур»

Лепка: «Логические блоки из пластилина»

Послушай бубен и покажи соответствующую цифру

Социально - коммуникативное развитие Свободное общение: отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок. (Книга В. Волина «Праздник числа»)

Сюжетно – ролевая игра «Магазин», «Олимпиада»

(использовать блоки Дьенеша как предметы-заместители

Настольные игры: «Сравни и подбери», «Что лишнее», «Математическое лото», «Легкий счет», «Домино», «Головоломка Тетрис», «Цветные счетные палочки», «Сложи узор», «Головоломка Танграмм», «Чудесный мешочек» и т. д.

Физическое развитие Физ. минутка «Три медведя»

Подвижные игры: «Ручеек», «Игра с двумя обручами», «Кошки – мышки» (см. картотеку, «Бегите к цифре», «Автомобили» (закрепить знание геометрических фигур, развивать быстроту реакции)

Формы взаимодействия с родителями Консультации «Что такое блоки Дьеныша?», «Как играть в блоки Дьеныша?»

Картотека игр «Волшебные блоки» (см. Приложение)

Мастер – класс «Логические блоки Дьеныша»

Участие в итоговом мероприятии

Заключение

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения. Поэтому в своей педагогической деятельности палочки Кюизенера и блоки Дьнеша с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма являются, по моему мнению, уникальным дидактическим материалом.

Реализованный в моей группе проект, прямое тому доказательство. Результатом игр детей с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша стали такие заявления детей, как … «Хочу ещё играть!», «Хочу новую игру!», «Давайте ещё поиграем!». Значит у детей формируется интерес к познанию, развивается умение думать. Дети стали более настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы.

В своей работе и в дальнейшем планирую использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, учитывая основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокую эффективность.

Список используемых источников:

Литература:

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерство образования науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013).

• От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : мозаика-синтез, 2012.

• Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» - М. : мозаика-синтез, 2010.

• В. П. Новикова, Л. И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М. :«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2008.

• Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша. (под ред. Б. Б. Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО Корвет. 2001 г.)

• Л. Д. Комарова, Как работать с палочками Кюизенера. - М. : издательство ГНОМ и Д, 2008.

• З. А. Михайлова, Е. А. Носова Логико- математическое развитие дошкольников. - Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2015.

• Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. - Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2008.

Интернет ресурсы:

http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=59

http://doshkolnik.ru/pedagogika/4205-razvitie-doshkolnika.html

http://www.maam.ru/

http://nsportal.ru/

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Геометрические фигуры в природе» для средней группыДидактическая игра «Геометрические фигуры в природе» для средней группы Ассоциациями называются связи, возникающие между отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека.

Исследовательский проект «Волшебные листочки» (средняя группа)Исследовательский проект «Волшебные листочки» (средняя группа) Ежегодно у нас в районе проводится конкурс экологических исследовательских работ "Я - исследователь". Впервые я приняла в нём участие в.

Краткосрочный проект «Волшебные снежинки»Краткосрочный проект «Волшебные снежинки» Цель: Изучение природного явления – снежинки. Задачи: • Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снегу, снег пушистый • Учить.

Мастер-класс «Объемные фигуры из спичек и пластилина» для детей подготовительной группыМастер-класс «Объемные фигуры из спичек и пластилина» для детей подготовительной группы Чтобы научить детей делать сложные объемные фигуры, начинаем с проведения занятия, на котором учим изготавливать кубы из спичек и пластилина:.

НОД по социализации «Великий труженик и волшебные реки» для детей подготовительной группы Цель: дать детям представление о работе сердца, его расположении, строении; показать значение сердца и крови для жизни человека и для слаженной.

Образовательный проект «Геометрические фигуры» (младшая группа) Восприятие – целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного.

Проект для средней группы «Геометрические фигуры»Проект для средней группы «Геометрические фигуры» Проект творческо - исследовательский, краткосрочный (1 месяц) Участники проекта: дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 летПроект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 лет Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3 -7 лет Автор: Письменная Елена Геннадьевна.

Проект по театральной деятельности «Театра волшебные звуки» в подготовительной группеПроект по театральной деятельности «Театра волшебные звуки» в подготовительной группе Проект по театральной деятельности в подготовительной группе «Театра волшебные звуки» АКТУАЛЬНОСТЬ Интенсивное изменение нашей жизни,.

Экологический проект для детей старшей группы «Волшебные семена»Экологический проект для детей старшей группы «Волшебные семена» Проект: познавательно-исследовательский Цель: формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Волшебные фигуры» для подготовительной группы
Опубликовано: 19 сентября 2020 в 17:00
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Волшебные фигуры» для подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Вырмаскина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД