Елена Мочалова
Проект «Волшебница зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Волшебница зима»
Воспитатель: Мочалова Е. В.
Проект на тему: «Волшебница зима»
Автор проекта:
воспитатель 1 квалификационной категории Мочалова Е. В.
Вид проекта:
познавательно – исследовательский, творческий, средне-срочный, групповой.
Время реализации проекта:
декабрь, январь, февраль 2020 г. -2021г.
Публикация «Проект „Волшебница зима“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта:
дети старшей группы, педагоги, родители.
Актуальность проблемы
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Проект предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Цель проекта
Дать детям знания о живой и неживой природе. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи проекта
• Расширить представления детей о зимних природных явленияx.
• Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый).
• Расширить знания об образе жизни диких животных зимой, о разнообразии птиц, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
• Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
• Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
• Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность.
• Формировать умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года.
• Формировать представления детей о безопасном поведении
зимой во время прогулки.
• Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать
красоту зимней природы;
Ожидаемый результат
• Дети научатся устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
• Расширение знаний о природе зимой, укрепление интереса к исследовательской деятельности.
• Приобретение нового познавательного опыта.
• Познакомятся с произведениями поэтов, писателей и на тему зимы.
• Овладение расширенным словарным запасом.
• Имеют представление о природе родного края.
• Познакомятся с правилами безопасного поведения в природе.
Формы реализации проекта
• НОД
• Чтение художественной литературы.
• Беседы.
• Наблюдения.
• Игровая деятельность.
• Продуктивная деятельность.
• Исследовательская деятельность.
• Досуговая деятельность.
Первый этап – подготовительный
1. Изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
- подбор художественной литературы по теме проекта.
- подбор дидактического материала.
- составление картотек загадок, стихов, потешек.
2. Разработать конспекты НОД.
3. Подготовить информацию для родителей по теме проекта:
Консультации: «Как помочь птицам пережить зиму», «Правила безопасности при катании на санкаx, ватрушкаx», «Зимние игры и забавы». «Как провести новогодние каникулы с детьми», «Профилактика простудных заболеваний»,
«Как сделать прогулку приятной и полезной», «Одежда ребенка на зимней прогулке».
Папки – передвижки: «Зимние месяцы», «Покормите птиц зимой». «Правила безопасного «Нового года», «Осторожно-гололед».
Второй этап- основной
• Знакомство с зимними месяцами, приметами, народными названиями.
• Знакомство с зимними видами спорта.
• Применение знаний в соревнованиях с другими детьми.
• Изучение повадок зимующих птиц, чем можно их подкармливать.
• Изучение художественных методов для изображения зимней природы.
Третий этап – заключительный
• Альбом «Зимующие птицы»
• Изготовление кормушек для птиц.
• Новогодний праздник «Волшебная снежинка»
• Спортивное развлечение: «Зимние забавы»
Схема осуществления проекта через разные виды детской деятельности
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Два мороза», «Мороз, красный нос», «Снежинки и ветер», «Бездомный заяц», «Снежки», «Снеговики», «Спортсмены», «Передай рукавичку», «Совушка»
«Передай снежок», «Кто быстрее соберет снежки», «Третий лишний», «Ловишки со снежками».
Физкультминутки: «Конькобежный спорт», «Зима».
Пальчиковые игры: «Зимняя прогулка», «Зимние виды спорта», «Зимние забавы», «В зимнем лесу», «Новогодние игрушки», «Замок».
Спортивное развлечение: «Путешествие в зимний лес».
Дыхательная гимнастика
«Снежный ком», «Сердитый ежик», «Подуем на…», «Снеговик веселится», «Вьюга», «Погрейся», «Вырасти большой».
Социально – коммуникативное развитие
Беседы:
«Каких птиц я видел, гуляя с родителями?», «Почему нужно зимой кормить птиц», «Зимние виды спорта», «Безопасность зимой», «Зимние витамины». «Как живут птицы зимой», «Встреча с зимой», «Зима в нашем крае»,
«Осторожно, гололед!», «Опасности, которые подстерегают нас», «Зимние явления природы».
Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие в зимний лес», «Моя семья встречает Новый год».
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лес зимой», «Синичкин календарь», Г. Скребицкий «На лесной полянке», В. Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э. Успенский «Проказы старухи зимы», Н. Носов «На горке». И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев «Зима недаром злится», Г. Ладонщиков «Прилетели метели», И. Токмакова «Под Новый год», М. Лапыгин «Снегирь», Е. Русаков «Зима» В. Фитисов «Зима пришла», И. Бурсов «Снежинки», С. Маршак «Двенадцать месяцев».
Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».
Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».
Творческое рассказывание детей:
• «Приметы зимы»,
• «Кому нужна зима»,
• «Если бы не было зимой снега…».
• Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.
Рассматривание и рассказывание по картинам: «Река замёрзла», «Зима», «Зимние забавы»
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего - какой» (горка из снега-снежная и т. д., «Скажи наоборот», «Подбери слова», «Назови одним словом».
Выставка книг о зиме.
Стихи, загадки, пословицы о зиме.
Познавательное развитие
НОД: «Кто как готовится к зиме», «Зимние виды спорта», «Зимние явления в природе», «Волшебница зима принесла нам чудеса».
Наблюдение: «Наблюдение за снежинками», «Наблюдение за ветром», «Наблюдение за погодой», «Наблюдение за льдом на лужах», «Наблюдение за изморозью», «Наблюдение за воробьями», «Наблюдение за зимним небом», «Наблюдение за птицами на участке», «Наблюдение за солнцем», «Наблюдение за синицами», «Наблюдение за трудом дворника», «Наблюдение за деревьями», «Следы на снегу», «Кто прилетел на кормушку».
Рассматривание иллюстраций: «Зимний лес», «Зимующие птицы»
Беседы: «Нужно ли заботиться о птицаx», «Какую пользу приносят птицы», «Приметы зимы»
Дидактические игры:
«Что изменилось», «Сложи картинку», «Назови птицу», «Чья тень», «Кого не стало», «Кто где сидит», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
Настольно – печатные игры: «Времена года», пазлы.
Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом: «Свойства льда», «Знакомство со свойствами снега», «Чистый снег?», «Цветные льдинки».
Художественно – эстетическое развитие
НОД:
Рисование: «Снегири», «Красивое развесистое дерево зимой», «Ели большие и маленькие», «Дети гуляют зимой на участке», «Весело качусь я под гору в сугроб», «Деревья в инее», «Снежинка».
Раскрашивание раскрасок: «Зимующие птицы», «Зима».
Конструирование: «Эко кормушка для птиц», «Новогодняя игрушка, «Зимняя полянка»
Лепка: «Елочка», «Зимние забавы», «Птицы».
Пластилинография: «Зима в лесу»
Аппликация: «Заснеженный дом», «Снеговики в шапочкаx и шарфикаx»
Театрализованная игра: «Рукавичка»
Прослушивание аудиозаписи:
П. Чайковского «Времена года»