Маслова Ксения Андреевна
Проект «Волшебница вода» во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебница вода» во второй группе раннего возраста.
Подготовила: воспитатель Маслова Ксения Андреевна
Технологическая карта проекта
Вид проекта : групповой, познавательно-исследовательский.
Участники проекта : дети первой группы раннего возраста, воспитатель, родители
Продолжительность: долгосрочный (2023-2024 год)
Актуальность
Публикация «Проект „Волшебница вода“ во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуются не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
В наших северных условиях (учитывая, что долгие зимы и не всегда получается осуществлять прогулки, походы, дети испытывают нехватку взаимосвязи с природой, недостаточно контактируют с живой и неживой природой. Поэтому в группе оборудовали центр экспериментирования, чтобы ребёнок мог ежедневно соприкасаться с частью природы.
Дети по природе своей- исследователи. Маленькие дети, больше, чем кто-либо другой, готовы к впитыванию новых знаний. Однако нужно подобрать такой способ их подачи, чтобы он был интересен малышам. Ребенок познает окружающий мир наглядным, экспериментальным путем. Знания детей базируются на том, что он увидел, услышал и почувствовал самостоятельно. Поэтому, наша задача — сделать непонятное - понятным.
С этой целью, был разработан и реализуется познавательно - исследовательский проект «Волшебница вода».
Должны отметить, что любую информацию ребенку лучше подавать в виде игры или эксперимента, поэтому обучение в игровой форме не утомляет их, для них это просто игра. А опыты с водой идеально подходят для игры с детьми. Это отличное познавательное развлечение для детей. Огромное преимущество таких экспериментов для детей заключается в том, что они сами являются не просто наблюдателями, но и участниками игры. Такое времяпровождение позволяет не только получить удовольствие от фокусов, а также изучить основные свойства и характеристики воды.
Эксперименты подбираем такие, чтобы ребенок не просто порадовался получившемуся фокусу, но и понял его смысл.
Проблема современного общества: Вода играет огромную роль в нашей жизни. Она постоянная наша спутница.
К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпанными. Отсюда – неисправленные или просто незакрытые краны в квартирах, не отремонтированные, протекающие трубы и мусор в реках и озерах. Очень важно научить детей - наше будущее поколение - бережно относиться к воде. К тому же вода – не только природный ресурс, а источник жизни.
Мы взрослые, должны помочь осознать детям значение воды в жизни человека, животных и растений.
У воспитанников недостаточно сформированы представления о воде.
Потребительское отношение к воде воспитанников и родителей.
Воспитанники и родители не задумываются о бережном отношении к воде.
Проект в ясельной группе ДОУ "Волшебница вода" представляет собой рассматривание иллюстраций, беседы, наблюдения и проведения экспериментов на данную тему.
Цель проекта : развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования, и способствование расширению знаний детей о воде, значении и её свойствах.
Задачи:
- познакомить детей раннего дошкольного возраста с водой и её свойствами;
- обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных, растений;
- обогатить словарный запас детей по данной теме;
-повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей со свойствами воды.
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать умение играть со сверстниками рядом;
- воспитывать самостоятельность.
Предполагаемый результат
• расширение знаний воспитанников о воде, её свойствах и роли для окружающего мира;
• обогащение активного словаря воспитанников за счёт слов «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т. д.»
• формирование навыков элементарных исследовательских умений;
• родители активно включаются в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.
Продукт проектной деятельности :
- Выставка работ руками родителей на тему: «Вода — это жизнь. Берегите воду!»».
- Изготовление макета «Аквариум»
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный (разработка проекта)
- Определение проблемы и актуальности проекта
- Постановка цели и задач
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям
- Разработка занятий-экспериментов
- Работа с родителями
2 этап: практический (формы работы с детьми)
- Рассматривание с детьми иллюстраций по данной теме;
- Проведение опытов и экспериментов по теме проекта.
- Использование подвижных и пальчиковых игр.
Познавательное развитие
1. Проведение опытов с водой
• «Окрашивание воды»
• «Ветер по морю гуляет»
• «Буря в стакане»
• «У воды нет запаха»
• «Вода прозрачная»
• «Изготовление цветных льдинок»
• «Тонет – не тонет»
2. Наблюдения – за снегом, сосульками, дождем, за ручейками.
Речевое развитие
Беседы:
• «Есть ли у воды цвет, запах»
• «Что случиться со снегом, если пригреет солнышко»
• «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?»
Социально-коммуникативное развитие.
Чтение художественной литературы о воде: К. И. Чуковский "Мойдодыр", А. Н. Афанасьев "Заюшкина избушка"
Потешки: "Водичка -водичка", "Снег", "Дождик ", "Ручеёк "
Продуктивная творческая деятельность с воспитателем
1. Рисование – «Снег идет», «Дождик»
2. Аппликация – «Плывет по реке кораблик», «Рыбки в аквариуме»
3. Лепка – «Снеговик»
Физическое развитие.
1. Физкультминутки – «Дождик», «Кораблик»;
2. Пальчиковая гимнастика – «Веселые рыбки», «Капель»
Работа с родителями:
- Познакомить родителей с темой проекта
- Привлечь к совместной работе с детьми и воспитателем
- Привлечь к оформлению выставки работ на тему: «Вода — это жизнь. Берегите воду!»
Цель: привлечь родителей к активной совместной деятельности для достижения положительных результатов в реализации проекта.
3 этап: заключительный
- Оформление выставки «Вода — это жизнь. Берегите воду!».
- Презентация проекта.
- Оформление папки-передвижки «Какая бывает вода»
-Изготовление макета «Аквариум»
Используемая литература:
1. В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова «В стране здоровья» М., Мозаика- Синтез. 2011г. – 75с.
2. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
3. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.
4. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г