Наталья Бульдина
Проект «Волшебная страна-театр!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебная страна-театр!»
Автор: воспитатель Бульдина Н. В.
Вид проекта : долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта : 2016-2017 учебный год.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность
Публикация «Проект „Волшебная страна-театр!“» размещена в разделах
Педагоги находятся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, многие сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализованная деятельность. Необходимо отметить, что существуют различные точки зрения на театрализованную деятельность, ее разновидности и систему работы по развитию театрализованной деятельности. По определению О. А. Карабановой, театрализованная деятельность это намеренное воспроизведение отдельного сюжета сценария. По мнению И. Г. Вечканова театрализованная деятельность отражает возрастные, половые, социальные отношения; подчиняется сюжету или сценарию (в своих временных и пространственных характеристиках); создаваемые образы овеществляются (путем переодевания, использования кукол, масок и др.); используются различные символические средства (мимика и пантомима, графика, интонация, пение и т. п.). Театрализованная деятельность, как отмечают Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин, близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами. И. Г. Вечканова указывает, что театрализованная деятельность задана художественным произведением или заранее оговоренным сюжетом реальности. Отмечает, что роль требует от дошкольника большего подчинения сюжету (если сравнивать с сюжетно-ролевой игрой, но не исключает и творчества. Таким образом, театрализованная деятельность — это и разновидность художественной деятельности (где наблюдается интеграция литературы, музыки, изобразительного творчества, и сюжетная игра (проявляющаяся в творческом опыте ребенка). Организация и методика театрализованной деятельности широко представлена в работах педагогов и методистов — Л. Ворошниной, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шиловой и др. В их исследованиях отмечается, что театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет словарный запас, помогает усваивать богатство родного языка, является источником развития чувств и невербальных элементов общения. Исследователи (Н. Карпинская, А. Николаичева, Л. Фурмина и др.) отмечают, что благодаря театрализованной деятельности дошкольники познают окружающий мир через познание героев, изучение образов и персонажей; затрагиваемые вопросы театрализованных постановок, заставляют детей думать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность способствует формированию опыта социальных взаимодействий, так как каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность.
Новизна проекта :
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Активно применяются в работе с детьми и родителями информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – просмотр презентаций, мультфильмов и др. Появляется возможность вовлечения детей, педагогов и родителей в сотворчество на основе предварительной работы по театрализованной деятельности, результатом которой является театрализованное представление «Гуси-лебеди».
Цель проекта :
Формирование диалогической речи дошкольников средствами театральной деятельности.
Задачи:
- Систематизировать знания детей по теме проекта;
- Стимулировать у детей интерес к знакомству с историей тетра, с его особенностями, видами и традициями;
- Развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности, умение воспринимать художественное слово и понимать его значение;
- Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи;
- Развивать эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные особенности ребенка — средствами детского театра;
- Развивать артистизм и навыки сценического воплощения.
- Формировать у педагогов, участников педагогического проекта практической готовности в оказании помощи при организации театрального воспитания.
- Стимулировать у детей развитие творческой, поисковой и самостоятельной активности в проектной деятельности средствами театрального искусства;
- Воспитывать у детей чувство любви к театру и драматизации;
- Воспитывать у детей уважительного отношения к сверстникам и старшим, учиться работать вместе и самостоятельно;
- Воспитывать у детей уважительное отношение к труду, результатам своего труда (поделки, рисунки, атрибуты);
- Воспитывать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- Поддерживать стремление искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, мимику, позу, жесты, речевую интонацию.
- Воспитывать гуманные чувства, формировать представление о честности, справедливости, добре, эмпатии (сочувствие).
- Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Формы и методы реализации проекта :
Формы работы с детьми:
Тематическая, музыкальная, образовательная деятельность; тематические выставки в ДОУ; праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины; игры-драматизации, театрализованные игры.
Формы работы с родителями:
Собрания, консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия.
Методы работы с детьми:
Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, организация выставок, викторины, творческие работы, презентации по теме проекта;
Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта;
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности.
Этапы реализации проекта :
1 этап (сентябрь) - подготовительный
- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями
- Сбор и накопление материала, изучение литературы
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
- Анкетирование родителей
2 этап (октябрь-апрель) – реализация проекта
- Беседа с детьми о театре
- Чтение художественной литературы, рисование
- Театрализованные игры, игры - драматизации
- Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый и
настольный театры, настольно-печатный театр.
- «Творческая мастерская» (совместно с родителями создание уголка театрализованной деятельности и необходимых
костюмов или элементов костюмов, декорации и т. д.).
- Показ театра «Заюшкина избушка на новый лад».
3 этап (май) – заключительный
- Показ театра «Гуси лебеди»
- Подведение итогов проекта
План реализации проекта
Сроки реализации Мероприятия
Сентябрь
БЕСЕДЫ: «Что такое театр»; «Правила поведения в театре»; «Театральная азбука»;
Октябрь Настольные игры:
«Назови сказку»,
«Любимые сказки»;
Консультации, беседы для родителей: «Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста и применение различных видов материалов для игр»; «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольника»;
Папка передвижка «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»;
Анкетирование для родителей «Театр и дети».
Ноябрь Литературная викторина «Наши любимые сказки».
Декабрь Знакомство с варежковым театром;
Показ сказки «Теремок» для младших групп.
Январь Чтение сказки «Снегурочка»;
Пересказ сказки «Снегурочка»;
Рисование по сказке «Снегурочка»;
Февраль Самостоятельная театрализованная деятельность с пальчиковыми куклами: «Репка»; «Теремок»; «Курочка Ряба».
Март Чтение сказки «Гуси лебеди»;
Рисование: путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
Апрель Репетиции спектакля
«Гуси лебеди»;
в течение года Дыхательная гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Настольно-печатные игры: «Собери сказку»,
«Расскажи сказку»; «Путешествие по сказкам»
«Сказочное домино»;
Игры «Угадай эмоцию», «Что бы это значило?»;
Подвижная игры: «Гуси -гуси»; «Волк во рву»
Просмотр мультфильма «Снегурочка»; «Двенадцать месяцев»; «По щучьему веленью»;
Май Подведение итогов реализации проекта
Показ спектакля «Гуси лебеди».
Ожидаемые результаты
Дети:
- развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др., речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
- обогащение театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
- самостоятельное исполнение и передача образа сказочных персонажей;
- решение основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают);
- целесообразное включение элементов театрализации в образовательную деятельность.
Родители:
- формирование представлений о создании игровой среды для полноценного
творческого развития ребенка
- повышение знаний по театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста
- активное участие в жизни группы.
Использованная литература:
1. Агапова, М. А. Давыдова И. А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М. ; АРКТИ, 2010
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 1991. – 127 с
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.
4. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.
5. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М. : ТЦ Сфера, 2004г.
7. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М. : Школьная Пресса, 2004г.
8. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети» : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М. : АРКТИ, 2004г.
9. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека
воспитателя. Мозаика-синтез 2008