Елена Борзенкова
Проект «Волшебная страна сказок» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : исследовательско-творческий, долгосрочный.
Продолжительность проекта : учебный год
Участники проекта : воспитанники средней - старшей группы «Почемучки», воспитатели, родители.
Образовательная область: чтение художественной литературы
Публикация «Проект „Волшебная страна сказок“ для старшей группы» размещена в разделах
Области интеграции: социализация, познание (расширение представлений о сказке, сказочных героях, их характере, художественное творчество, коммуникация (речевое, эстетическое развитие детей дошкольного возраста).
Актуальность проекта
Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам. Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. 11 млн. человек заболели немыслимой ранее болезнью – интернетоманией. Говорят, мы сегодня живем совсем в иной культуре, чем 10-15 лет назад…
Не отрицая значения электронных источников информации, нельзя не заметить, что именно книги в большей степени способствуют в воспитании чувств, более глубокому освоению знаний, повышения интереса к книге.
В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение, во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.
Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст - это возраст сказки.
На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
Русская народная сказка способствует :
- нравственному воспитанию ребенка;
- становлению социальных и коммуникативных навыков;
- формированию эмоциональной сферы и эстетического восприятия;
- развитию логического и образного мышления;
- познанию окружающего мира.
Цель и задачи
Цель: создание разноплановых условий, способствующих эстетическому, духовно-нравственному и коммуникативному развитию дошкольников через знакомство со сказками и их театрализацию.
Задачи:
Учить различать виды сказочных произведений и узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, выражать свое отношение к героям сказки;
Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через словесные дидактические и театрализованные игры.
Изготовление различных видов театра для обогащения развивающей среды.
Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей через театральную деятельность и знакомство с художественными произведениями.
Предполагаемый результат:
- пробуждение у дошкольников желания самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;
- умение детей сотрудничать друг с другом и со взрослыми;
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков;
- развитие творческого воображения и мышления.
Предполагаемый результат:
Компетенция:
- дети хорошо знают сказки;
- знакомы со сказочными героями;
- имеют представления об их характерах;
- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;
- владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи;
- отличают сказки от рассказов.
Коммуникативные навыки:
- дети получают удовольствие от совместной деятельности с взрослыми;
- возникает желание доискиваться до сути происходящего;
- испытывают чувство гордости за самостоятельно и совместно со взрослым изготовленный продукт деятельности;
- имеют адекватную самооценку;
Предпосылки научной деятельности:
- имеют устойчивый интерес к работе с художественной литературой;
- возникает стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;
- способны свободно вступать в общение с людьми.
План реализации проекта
Образовательные области Виды деятельности
Коммуникация - Составление творческих рассказов : «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …», сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти.
- Придумывание загадок к сказкам, заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок.
- Викторина «Ах, уж эти сказки!».
- Коммуникативные игры: «Кто чем приметен», «Путаница».
- Обогащение словаря детей.
Чтение художественной литературы - Чтение произведений: «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Снегурушка и лиса» (р. н. с., «Сивка – бурка», «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, и другие.
- Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.
- Пересказ прочитанных сказок.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Художественное творчество - Рисование героев сказок «Краденое солнце», «Снегурочка»; сюжетное рисование «Три медведя».
- Лепка героев и сюжетов сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Федорино горе».
- Аппликации к сказкам «Заюшкина избушка» и др.
- Самостоятельное детское творчество.
- Помощь в оформлении выставок в группе.
- Иллюстрирование сказки.
Социальное развитие - Проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр с элементами волшебства.
- Помощь семьи, сотворчество детей и родителей в конкурсе поделок и рисунков «В гостях у сказки».
- Самостоятельное детское творчество
Здоровье и физическая культура - Проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок с элементами игр из сказок.
- Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята».
Познание - Использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх.
- Использование волшебства в познании окружающего мира (вопросы, создание проблемы)
- Сочинение экологических и математических сказок.
- Дидактические игры: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».
Трудовое обучение - Подготовка атрибутов и декораций к спектаклям (эстетический вид)
- Конструирование. Оригами «Лиса», «Заяц».
- Ручной труд. Поделки из природного материала.
Театрализованная деятельность - Инсценировка сказок : «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Кошкин дом», «Айболит».
- Различные драматизации и спектакли с использованием разных видов театра и кукол.
Работа с родителями Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей:
- конкурс рисунков и поделок «В гостях у сказки»;
- выставка книг «Сказки моего детства»;
- выставка рисунков и аппликаций по прочитанным сказкам.
Подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок.
Проведение тематического родительского собрания «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников». Проведение викторины для родителей «Ах, уж эти сказки!»
Консультации для родителей по данной тематике «Сказкотерапия».
ВЫВОДЫ
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.
2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
Этапы
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями, и с педагогами ДОУ.
Основной этап
Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных).
Заключительный этап
Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта.
Подведение итогов. Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к его предложению.