стюфляева елена
Проект «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №14 «Шатлык»
городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
Детско-взрослый исследовательский проект
«Волшебная соль»
Выполнила Маряхина Вероника
обучающаяся старшей группы №8
совместно с воспитателем
Стюфляевой Е. М.
г. Октябрьский, 2018 год
Актуальность.
Публикация «Проект „Волшебная соль“» размещена в разделах
Каждый день мы встречаемся с солью. Это незаменимый продукт питания, о котором мы ничего не знаем. На зимних каникулах я посещала соляную шахту. Оказывается, соль используют не только как приправу к еде. Мне стало интересно и захотелось узнать как можно больше о соли, ее качествах и свойствах, где еще ее применяют.
Цель: изучение информации о соли, ее свойствах и качествах, ее применении в жизни человека. Доказать опытно-экспериментальным путем, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал.
Задачи:
- найти информацию по интересующей теме;
- собрать информацию о проведении опытов с солью;
- провести опыты, сделать выводы.
Объект исследования: пищевая соль
Участники проекта : обучающаяся старшей группы №8 Маряхина Вероника, воспитатель группы Стюфляева Е. М.
Презентация: презентация проекта для обучающихся старшей группы №8.
Проект краткосрочный : с 1 февраля 2018 по 22 февраля 2018 года.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
- изучение литературы о соли, ее свойствах и качествах, ее применении в жизни человека;
- сбор картотеки опытов с солью и ознакомление с их проведением;
- подготовка материалов для самостоятельного проведения опытов.
Найти ответы на мои вопросы мне помогла воспитательница Елена Михайловна, проведя со мной опыты.
2 этап – основной
Прежде чем проводить опыты, мы с воспитателем Еленой Михайловной прочитали литературу, нашли информацию в сети интернет о том, какие есть опыты с солью и как их проводить. Материалами для проведения опытов (помимо соли) мы выбрали куриное яйцо, растительное масло, акварельные краски. Все это всегда имеется дома.
Мы выбрали несколько опытов, приготовили необходимые материалы и принялись за дело.
Фото №1 Необходимые материалы для опытов
Опыт №1 «Плавающее яйцо»
Я взяла стаканчик и налила в него пресной воды. Затем опустила в этот стаканчик сырое куриное яйцо. Оно сразу же опустилось на дно (Фото №2). В другой стаканчик я также налила воды, насыпала в него соль и размешала. Затем опустила в стаканчик яйцо. Яйцо всплыло! (Фото №3) Елена Михайловна предложила смешать два раствора и посмотреть, что будет с яйцом. Яйцо оказалось примерно посередине стакана.
Фото №2 Фото №3
Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше в воде соли, тем сложнее в ней утонуть (эффект «Мертвого моря»). Соленая вода помогает держаться предметам на поверхности.
Опыт №2 «Радуга в стакане»
Этот опыт проводился с сахаром, но мы решили попробовать провести его с солью. Получится ли «Радуга в стакане», если использовать вместо сахара соль? Посмотрим.
В первый стакан я положила 1 столовую ложку соли, во 2 – две, в 3 – три, а в 4 – четыре. В каждый стакан влила по 3 столовые ложки воды (теплой). Хорошенько размешала. Затем окрасила растворы с помощью акварельных красок. Затем я стала аккуратно вливать через шприц (без иглы) в 4 стакан раствор из 3, потом из 2, потом из 1 (Фото №4, 5, 6).
Фото №4 Фото №5 Фото №6
Вывод: краски не смешиваются благодаря разной плотности растворов.
Опыт №3 «Лавовая лампа»
Я наполнила банку на 2/3 водой. Затем вылила в воду 1 стакан растительного масла (Фото № 7). Масло стало плавать на поверхности. Добавила краситель к воде и маслу (Фото №8). Потом медленно всыпала 1 чайную ложку соли (9).
Фото №7 Фото №8 Фото №9
Вывод: масло легче воды, поэтому плавает на поверхности. Но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляем соль в банку, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.
Опыт № 4 «Соль хрустит»
Елена Михайловна насыпала соль в блюдечко и попросила меня надавливать на нее сухой ложкой. Я услышала хрустящие звуки, которые можно сравнить с ходьбой по снегу в морозный день (Фото № 10).
Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому, при надавливании, ее кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Фото №10
Опыт № 5 «Выращивание кристаллов»
Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в стакан теплой воды и насыпали соли. В стаканчик опустили ниточку, привязанную к карандашу (Фото № 11). Через 5 дней ниточка и стенки стакана покрылись кубиками соли. Это и есть кристаллы (Фото №12).
Фото №11 Фото №12
Елена Михайловна предложила понаблюдать за тем, что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой деревянную щепку и также опустить их в соляной раствор (Фото №13). Так мы и сделали. Через 5 дней на нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше (Фото №14).
Фото №13 Фото №14
Вывод: этот опыт показал, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы.
3 этап – защита проекта
Презентация проекта для обучающихся старшей группы №8 (Фото № 15, 16,17).
Фото №15 Фото №16 Фото №17
Вывод: в ходе нашей исследовательской работы я узнала много нового и интересного об обычной соли, ее свойствах и качествах, о том, как применяют соль в жизни человека. Оказалось, что с солью можно провести много занимательных опытов. Также я познакомилась с одним из способов выращивания кристаллов. А также я убедилась, что даже самые простые и знакомые вещи могут быть интересными и необычными. С помощью опытов мы доказали, что соль – не только приправа к еде.
Поставленная цель нашей работы была достигнута. Мне очень понравилось экспериментировать. Мне бы хотелось и в дальнейшем продолжать заниматься исследовательской работой.
Опыт № 4 «Соль хрустит»
Елена Михайловна насыпала соль в блюдечко и попросила меня надавливать на нее сухой ложкой. Я услышала хрустящие звуки, которые можно сравнить с ходьбой по снегу в морозный день (Фото № 10).
Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому, при надавливании, ее кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Фото №10
Опыт № 5 «Выращивание кристаллов»
Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в стакан теплой воды и насыпали соли. В стаканчик опустили ниточку, привязанную к карандашу (Фото № 11). Через 5 дней ниточка и стенки стакана покрылись кубиками соли. Это и есть кристаллы (Фото №12).
Фото №11 Фото №12
Елена Михайловна предложила понаблюдать за тем, что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой деревянную щепку и также опустить их в соляной раствор (Фото №13). Так мы и сделали. Через 5 дней на нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше (Фото №14).
Фото №13 Фото №14
Вывод: этот опыт показал, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы.
3 этап – защита проекта
Презентация проекта для обучающихся старшей группы №8 (Фото № 15, 16,17).
Фото №15 Фото №16 Фото №17
Вывод: в ходе нашей исследовательской работы я узнала много нового и интересного об обычной соли, ее свойствах и качествах, о том, как применяют соль в жизни человека. Оказалось, что с солью можно провести много занимательных опытов. Также я познакомилась с одним из способов выращивания кристаллов. А также я убедилась, что даже самые простые и знакомые вещи могут быть интересными и необычными. С помощью опытов мы доказали, что соль – не только приправа к еде.
Поставленная цель нашей работы была достигнута. Мне очень понравилось экспериментировать. Мне бы хотелось и в дальнейшем продолжать заниматься исследовательской работой.
Информационные ресурсы:
1 Энциклопедия «Почемучка» М. «Росмэн», 2005
2 Википедия
3 www.vospitanie-i-rasvitie-rebenka/opyty-i-yeksperementy-dlya-detei-5-6-7-let
4 https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706