Белова Елена
Проект «Волшебная музыка М. И. Глинки»
▼ Скачать +Заказ
Проект
Волшебная музыка М. И. Глинки
Музыкальный руководитель Белова Е. В. Королёв 2023г.
Введение.
Публикация «Проект „Волшебная музыка М, И, Глинки“» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
«Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств» (Людвиг Ван Бетховен). Цель музыки- трогать сердца. По этой причине трудно найти лучший метод воспитания чувств, наполняя их прекрасной музыкой. В рамках реализации этих мыслей был задуман месячный проект по теме «Знакомство с музыкальный волшебник М. И. Глинка»
Актуальность проекта.
Проект посвящен русскому композитору М. И. Глинке, чье творчество вдохновляет, расширяет кругозор и дарит богатые музыкальные впечатления. Вот почему с большим удовольствием в сотрудничестве с воспитателями и детьми был задуман этот проект.
1. Цель и задачи проекта :
1.1 Познакомить с творчеством русского композитора М. И. Глинки;
1.2. Создать в сотрудничестве с воспитателями благоприятные условия для восприятия детьми классической музыки.
Место проведения проекта : музыкальный зал.
2. Новизна проекта :
Новизна проекта состоит в том. Что он подготовлен в течении месяца совместно с детьми и воспитателями группы №10.
Этапы реализации проекта сроком 1 месяц :
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
Содержание работы над проектом по этапам.
1. Беседы о поведении в театре, концертном зале. Наблюдение за оркестром (видео). Знакомство с композитором-биография. Слушанье произведения «Валь-фантазия», знакомство с движениями танца.
2. Слушаем романс «Жаворонок». Разговор о характере произведения. Знакомимся с певческими птицами, слушаем их голоса в природе.
3. Слушаем увертюру к поэме «Руслан и Людмила». Сначала фантазируем. Потом кратко-содержание сказки.
4. Совместно с воспитателем дети учат отрывок А. С. Пушкина «. У Лукоморья дуб зелёный».
5. Слушанье музыки. Произведения М. И. Глинки «Камаринская». Игра на инструментах-ритмический рисунок на ударных. Исполнение на фортепиано ноктюрна «Разлука». Разговор о нотной грамотности в композиции.
6. Итоговое занятие.
Участники: Ведущий, дети старшей группы 10.
1 Предварительная подготовка: подготовить необходимые фонозаписи, костюмы, презентация о композиторе.
Ход итогового занятия:
Звучит начало «Вальса - фантазии» М. И. Глинки. Появляется на экране видео симфонического оркестра.
Ведущий: Волшебное мгновение, когда звучит прекрасная музыка. Так хочется, чтобы мелодия не останавливалась, чтобы она продолжалась как можно дольше. Какой замечательной пьесой открывается сегодняшнее наше свидание с музыкой. Она называется «Вальс-фантазия», и написал её великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (обращаем внимание на инструменты, звучащие в оркестре). «Музыка-моя душа» — это слова композитора.
И самое интересное заключается в том, что он произнёс эти слова, когда был ещё совсем маленьким мальчиком и в усадьбе его родителей с ним музыкой занимался его учитель. По маленький Миша так часто отвлекался, потому что уже тогда мысли его были полны музыкальных звуков.
А где же мальчик её мог слышать? Ведь ни радио, ни телевидения тогда ещё не существовало?
Во-первых, у маленького Миши Глинки была очень музыкальная няня. В её исполнении мальчик услышал много русских народных песен - и печальных, и веселых, любовь к которым пронес через всю свою жизнь. Сам М. И. Глинка, когда вырос и стал композитором, вспоминал: «. песни, слышанные мной в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал разрабатывать народную русскую музыку.»
Миша Глинка родился недалеко от нашего города, где издавна славились народные певцы-умельцы, в селе Новоспасском. А няня его Авдотья Ивановна слыла одной из лучших песенниц. Голос у неё был низкий, звучный и вместе с тем мягкий, словно бархатный, как запоет бывало (напевает) :
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Растет-цветет высокий дуб
В могучей красоте.
(на экране видеоряд красивых русских пейзажей)
М. И. Глинка писал удивительную музыку - узнаёте? Это прекрасный будто парящий романс.
(дети узнают звучащую мелодию) «Жаворонок».
Мелодия этого романса очень простая, легко запоминающаяся. А музыкальное сопровождение словно передает чириканье маленькой птички, которая то спускается совсем близко к земле, то вновь поднимается ввысь.
Жаворонок - первая весенняя птичка, говорят, что сё прилег знаменует начало теплой поры. Поэтому Глинка своей музыкой передаст радостное настроение, которое охватывает человека от того, что наконец пришло прощание с зимой и наступает весна-красна.
Исполнение романса М. И. Глинки «Жаворонок»
Вед. : вот видите, таланту композитора были подвластны все стороны человеческой жизни - тоска но родине, радость от встречи с весной.
М. И. Глинка много путешествовал. Но его поездки за границу не были простым отдыхом. Глинка отправлялся туда для того, чтобы заниматься музыкой с лучшими европейскими педагогами, ведь в России в то время не было музыкальных учебных заведений.
И каковы были успехи Михаила Ивановича? Радовал ли своих педагогов или огорчал их?
Юный Глинка занимался так старательно, что вскоре просто-напросто превзошел своих учителей. Глинка много и усердно занимался, и вскоре его самого стали называть словом «маэстро», что значит учитель.
(меняется видео «Бал»)
Фрагмент бала: «Вальс», «Мазурка», «Полька».
Обратите внимание. Как красиво танцуют пары, сейчас и мы исполним Вальс.
Дети танцуют вальс.
Но все же Михаил Иванович очень тосковал по своей любимой родине. У него даже есть музыкальная пьеса, которая так и называется «Разлука». Я хочу, чтобы мы сейчас с вами послушали её. Пусть эта пьеса несколько велика по объему, зато какие красивые мелодии сочинил для неё композитор. Послушайте, начало пьесы напоминает плавный, задумчивый напев. Мелодия вращается вокруг одних и тех же звуков, и, кажется, словно это мысли человека постоянно возвращаются к одному и тому же - думам о своей родине. Но вот в середине пьесы мелодия несколько оживляется, становится более светлой. Наверное, вспомнилось что-то доброе, может быть даже веселое. А в конце грустная тема вновь возвращается.
Можно представить себе, что сам Глинка возвращается к себе на родину, домой, к близким в Россию. Он едет в экипаже и грустит оттого, что ехать приходиться так долго.
Прослушивание ноктюрна М. И. Глинки «Разлука» на фортепиано.
Видите, таланту композитора были подвластны все стороны человеческой жизни - тоска по родине, радость от встречи с весной. Впечатления от поездок. А ещё вдохновляли композитора сказки А. С. Пушкина.
Сейчас вы окунётесь в волшебство.
(Звучит музыка Увертюры к поэме «Руслан и Людмила», выходят дети, читающие стихотворение. На экране сказочный дуб)
О произведениях этого композитора можно рассказывать очень долго. Поэтому давайте скажем музыке М. И. Глинки «до свидания», а это значит - до новых встреч
Критерии и показатели эффективности реализации проекта :
Оценка вовлеченности ребёнка в материал проекта
отлично хорошо безразлично
77% 20% 3%
Вывод:
Результаты воплощения проекта совпали с ожидаемыми, дети с большим интересом восприняли материал, провели каждый этап проекта. Особенно воодушевленными и активными были на заключительном занятии.
Заключение:
«Ребёнка обучаешь - даёшь миру человека» (Виктор Гюго)