Гульнара Дулесова
Проект во второй младшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Зимующие птицы» Актуальность Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям. Цель: сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Задачи: -сформировать представления о зимующих птицах; - формировать желание помогать птицам в трудных зимних условиях; - сформировать навыки у детей правильно подкармливать птиц; - способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности; - расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; - привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности; - создать условия для расширения представлений о птицах (пополнить развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта). Ожидаемые результаты реализации проекта : - усвоение знаний детьми о зимующих птицах и их детенышах; - определение среды обитания; - установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания; - заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой); - развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. 1. Подготовительный этап: - определение темы проекта; - разработка перспективного плана проекта; - создание необходимых условий для реализации проекта; - разработка методических материалов, рекомендаций по теме (подборка консультаций для родителей и т. д.); - подготовка атрибутов для проведения мероприятий (иллюстрации, маски для игр, художественная литература, создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зимующие птицы») 2. Основной (практический) Представляет собой внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период. Выполнение проекта проводилось в 3 направлениях: 1. Работа воспитателей с детьми; 2. Работа воспитателей с родителями; 3. Совместная деятельность родителей и детей. Работа с воспитанниками Образовательные области проекта : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Формы работы: непосредственно организованная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности. Познавательное развитие: Беседы: «Зимующие птицы», «Чем птицы отличаются от животных?»; «Где живут птицы?», «Какие птицы прилетают на участок детского сада?»; «Нужно ли заботиться о птицах?»; «Какую пользу приносят птицы?»; «Меню птиц». Индивидуальные беседы: «Каких птиц я видел, гуляя с родителями?»; «Что кушает воробей?», «Кормушки бывают разные»; «Почему нужно зимой кормить птиц». Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Рассматривание картин: «Птицы на кормушке»; «Дети кормят птиц». Дидактические игры: «Один - много»; «Угадай по описанию»; «Что за птица?»; «Угадай, кого не стало»; «Большие и маленькие птицы на кормушке»; «Накорми птиц»; «Каких птиц много на дереве?»; «Назови и покажи зимующих птиц». Разгадывание загадок о зимующих птицах. Социально - коммуникативное развитие: Подкормка птиц во время прогулок; вывешивание кормушек, сделанных руками родителей. Сюжетно - ролевые игры: «Больница птиц»; «Пригласи синичку в гости»; «Птичкина столовая». Ситуативный разговор: «Можно ли подбирать птичьи перышки?», «Как птицы защищаются?»; «Что значит заботиться о зимующих птицах?»; «Пернатые друзья». Художественно- эстетическое развитие: Рисование: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей». Раскрашивание раскрасок: «Воробей», «Снегири на ветке», «Синичка и рябина» и т. д. Лепка: «Большие и маленькие птицы на кормушке» Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц». Речевое развитие: Чтение: С. Маршак «Где обедал воробей?»; З. Александрова «Гули-гули»; В. Звягина «Воробей»; Т. Евдошенко «Берегите птиц»; В. Берестов «Воробушки»; Словесные игры: «Назови ласково»; «Кто кем будет?». Физическое развитие: Подвижные игры: «Птички летают»; «Вороны и собачка»; «Птички в гнездышках»; «Воробушки и автомобиль»; «Кот и воробьи». Пальчиковые игры: картотека. 2. Работа воспитателей с родителями. Консультации: «Как помочь птицам пережить зиму»; «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Памятка для родителей: «Покормите птиц». В ходе данного проекта была реализована акция: «Покормите птиц». 3. Работа родителей и воспитанников. Акция «Покормите птиц зимой!» (сделать фотографию и принести в детский сад). Работа родителей и детей – сбор корма для птиц. Наблюдение за птицами вне детского сада. Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта. 3. Заключительный этап. В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы» у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности; также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, для воспитания у детей бережного отношения к природе; были сформированы для развития у детей любознательности, творческих способностей. В групповом помещении улучшилась предметно-развивающая среда. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. Стихотворения для чтения. Воробей. (Звягина А.) Воробей летал, летал, А потом присел, устал. Отдохнуть решил и вдруг- Проголодался милый друг. Он нашёл всего две крошки, Ягодку и полгорошка, А ещё семян немного. Ну и всё, пора в дорогу, Полетел опять гулять, Приключения искать. Вот такой был воробей! Только ты его не бей! А покорми и пожалей. Сделай-ка ему кормушку, Положи хлеба краюшку. Скоро к нам весна придёт, Воробьёв всех соберёт. «Берегите птиц» (Т. Евдошенко) О птицах много знаем мы И в то же время мало, И нужно всем: и вам, и нам, Чтоб их побольше стало. Для этого побережём Своих друзей пернатых, Зимой поставь кормушку им, Синицам дай ты сала; Пшено едят все воробьи, Подсыпь, как станет мало. Они вознаградят труды, И зацветут кругом сады. Среди зелёной той листвы Их песенку услышишь ты. Воробушки. (Берестов) О чём поют воробушки В последний день зимы? — Мы выжили, мы дожили, Мы живы, живы мы! Где обедал воробей? (С. Маршак) Где обедал, воробей? В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы. У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. «Гули-гули» (З. Александрова) Гули-гули-гули-гули… Таня кормит голубей. Стаи легкие вспорхнули И летят навстречу ей. - Гули-гули-гули-гули… - Таня сыплет им пшено. Вьюшка вертится на стуле, Просит выпустить в окно. Вот окошко распахнули, Вышла кошка на карниз. Гули-гули-гули-гули В небо синее взвились. Гули-гули-гули-гули Вьюшку ловко обманули! «Покормите птиц зимой» (А. Яшин) Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!