Мухамеджанова Зифа
Проект во второй младшей группе «Развитие речи посредством устного народного творчества»
▼ Скачать
Введение
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития
ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным
средством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам и
действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым
ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого
является одним из важнейших механизмов формирования общения в
младшем возрасте
Публикация «Проект во второй младшей группе „Развитие речи посредством устного народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего
дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются
произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные
формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т. д.).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора
огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей
действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную
форму, мелодику и ритм родного языка.
Исходя из этого, приоритетным направлением развития речи у детей второй
младшей группы, я выбрала тему «Развитие речи детей младшего
дошкольного возраста посредством устного народного творчества».
Название проекта
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного
народного творчества»
По доминирующей деятельности: творческий, игровой, познавательный;
По количеству участников: групповой
По характеру контактов: среди детей одной группы
Описание проекта
Проблема: Почему современные дети отстают в своем речевом развитии,
говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в
нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы
причины перечисленных явлений? Несомненно, все вместе – это комплексная
проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на мой взгляд,
является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром
взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных
(живых) способов общения. Мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со
своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в
них заключается суть разрешения любого конфликта.
Устное народное творчество обладает уникальной способностью пробуждать
в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного
творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей,
мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в
межличностных отношениях.
Актуальность проекта :
Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не
только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети
чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами!
Особую значимость в развитии речи воспитанников играет фольклор.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с
произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен,
народных сказок. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная
потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него
положительные эмоции, симпатию. Ведь многие народные произведения
позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества –
важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть,
образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и
приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои
игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров
литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного
языка.
Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает
реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в
развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевое
развитие включает :
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развития связной, грамматической правильной диалогической и
монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
ФОП ДО В области речевого развития основными задачами образовательной
деятельности являются: Интерес к художественной литературе. Обогащать
опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о
животных) и художественной литературы (небольшие авторские сказки,
рассказы, стихотворения). Формировать навык совместного слушания
выразительного чтения и рассказывания (с наглядным сопровождением и без
него). Способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции
текста (поступки персонажей, последовательность событий в сказках,
рассказах). Формировать умение внятно, не спеша произносить небольшие
потешки и стихотворения, воспроизводить короткие ролевые диалоги из
сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за педагогом знакомые
строчки и рифмы из стихов, песенок, пальчиковых игр. Поддерживать
общение детей друг с другом и с педагогом в процессе совместного
рассматривания книжек-картинок, иллюстраций. Поддерживать положительные эмоциональные проявления (улыбки, смех, жесты) детей в процессе совместного слушания художественных произведений. Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.
Детский фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.
Объект проекта : Устное народное творчество
Предмет проекта : малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки.
Цель проекта : Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества
Задачи проекта : Образовательные: Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;
Умение внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки; Умение детей играть в народные игры и водить хороводы.
Развивающие :
Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.
Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.
Воспитательные:
Обогащать чувства, воображение и речь детей.
Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры. Время выполнения:сентябрь2023
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, музыкальный руководитель
РППС проекта Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.
Продукт проекта : Фольклорное развлечение с детьми «В гости к бабушке»
Уголок «Библиотека» обогатится произведениями русской и других народов мира. Уголок театрализованной деятельности пополнится: различными видами театра, костюмами и атрибутами для театрализации.
План мероприятий по реализации проекта
Этап Форма работы Содержание
Подготовительный этап
Опрос –анкета родителей «Что вы знаете о русском народном фольклоре». Использование разных источников при поиске ответа по теме.
Обозначение актуальности и темы будущего проекта. Беседа с родителями
Постановка цели и задач.
Беседа с детьми
Написание проекта.
Составление плана реализации проекта
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Подборка информации, материала, пособий, иллюстраций, музыки,
литературы по теме.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. Литература
Интернет ресурсы
Подписные издания
Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей. Родительское собрание.
Беседы о театре
Подбор народных игр и хороводов, потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала Составление картотеки, работа с литературой и Интернет
Подбор дидактических игр. Составление картотеки, работа с литературой и интернет
Привлечение родителей к текущему проекту.
Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на фланелеграфе, кукольный театр). Работа с родителями.
2 этап: Основной.
Сроки реализации Тема совместной деятельности Практический выход
Сентябрь
1неделя
Знакомство с потешками и прибаутками.
2. Знакомство со сказками, через постановку различного вида театра.
3. Знакомство с колыбельными.
4. Знакомство с народной игрушкой и музыкальными инструментами.
Создание картотеки малых фольклорных жанров, народных игр и хороводов, артикуляционной и пальчиковой гимнастики
в творческом уголке раскрасками с персонажами сказок.
НОД «В гости к бабушке»
Создание фонотеки устного народного творчества
НОД «Колыбельная для Катеньки»
Создание фонотеки и картотеки колыбельных песен
Кукольное представление «Колобок»
Создание картотеки народных игр и хороводов.
3 этап: Заключительный
Этап Форма работы Содержание
Заключительный этап 1. Показ открытого фольклорного развлечения с детьми второй младшей группы.
2. Подведение итогов и перспектива на следующий год. Фольклорное развлечение с детьми «В гости к бабушке»
определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на год.
В ходе реализации проекта :
• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к устному народному творчеству и народным играм, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
• У детей появятся навыки общения и совместной игры.