Мельникова Наталья
Проект во второй младше группе «Юные художники»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Тема: «ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ»
воспитателем
МБДОУ д/с № 45
«Теремок»
комбинированного вида
Мельниковой Н. А.
«Юные художники»
Публикация «Проект во второй младше группе „Юные художники“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изо-деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка» (Н. А. Ветлугина)
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.
Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина (2004); К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (2001).
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности ( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Проблема: в области развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста основу составляют развитие сенсорных способностей, освоение действий сенсорными эталонами, но не всем детям это дается легко.
Данный проект поможет детям овладеть сенсорными средствами, нетрадиционными техническими приемами и способами рисования; позволит понять смысл различных ситуаций и выразить свое отношение к миру в художественной композиции.
Цель проекта : Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта :
Для детей
Образовательные:
- расширять представление детей о нетрадиционных техниках рисования;
- способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать умения применять свои знания в рисовании, творчестве;
- побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
- воспитывать аккуратность в выполнении работ, эстетичность.
Для родителей
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, желание, обсуждать с ним предстоящую работу;
Для педагога
- развитие творческого потенциала ребенка;
- показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Материально-техническое обеспечение проекта : альбом, бумага разного формата и цвета, гуашь, штампы, печатки, пластиковые бутылки; восковые мелки, свечки; памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок и др.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).
В работе с родителями:
• Консультации с вывешивание информационных файлов в уголок родителей: «Роль творчества в жизни ребёнка», «Роль нетрадиционного рисования в развитии ребёнка», «Виды нетрадиционного рисования».
• Беседа с родителями: «Как увлечь ребенка рисованием?»
Работа по совместной деятельности родителей и детей:
• Участие в пополнении ИЗО уголка в группе.
• Совместное изготовление рисунков для выставки «Домашнее творчество» (родители и дети)
• Посещение выставки.
Вид проекта : практико-ориентированный, творческий, групповой
Продолжительность: среднесрочный
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта : декабрь 2019 г. – апрель 2020 г.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• рост уровня развития мелкой моторики, улучшение координации движений рук детей.
Для воспитателя:
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
Для родителей:
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Этапы реализации проекта.
1 этап реализации:
• постановка цели;
• определение актуальности и значимости проекта;
• подбор методической литературы для реализации проекта;
• подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы;
• организация развивающей среды в группе;
• определение задач, которые надо решать с детьми, родителями;
• разработка модели взаимодействия всех участников проекта;
• определение прогнозируемого результата;
• обсуждение проекта с родителями;
• выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
• определение содержания деятельности всех участников проекта;
• вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;
• рассматривание иллюстраций;
• оформление выставки «Домашнее творчество»;
• оформление папок передвижек для родителей;
• составление плана реализации проекта.
2 этап реализации проекта
Планирование содержания деятельности для всех участников проекта. Составление перспективного плана работы с детьми, разработка перспективного плана работы с родителями, оформление консультативного материала для родителей, организация выставки «Домашнее творчество», определение итоговых мероприятий.
Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
Реализация проекта
Декабрь - изучение литературы;
- подготовка необходимого материала;
- организация предметно-пространственной среды.
Январь Консультация родителей «Роль творчества в жизни ребенка»;
Рисование мятой бумагой «Зимушка-зима»;
Рисование ватными палочками «Зимние деревья»;
Рисование ладошкой «Снегирь и синичка»;
Февраль Консультация для родителей «Виды нетрадиционного рисования»;
Рисование губкой «Пушистый снег»;
Рисование тычком жесткой кистью «Снеговик»;
Рисование ладошкой «Кораблик для папы»;
Рисование пальчиками «Светит солнышко»;
Март Консультация для родителей «Роль нетрадиционного рисования для развития ребенка»;
Рисование мятой бумагой «Подарок маме и бабушке»;
Рисование губкой «Красивые флажки на ниточке»;
Рисование пальчиками «Нарядные матрешки»;
Рисование пальчиками «Дождь идет»
Апрель Беседа с родителями «Как увлечь ребенка рисованием?»;
Рисование пальчиками «Весеннее дерево»;
Рисование ладошкой «Ракета»;
Рисование тычком жесткой кисти «Ежик»;
Рисование пальчиками «Мухомор»;
Изготовление рисунков детей с родителями для выставки «Домашнее творчество»;
Оформление выставки, подведение итогов.
III. Заключительный этап.
- Подведение итогов и анализ результатов проектной деятельности;
- представление материалов проекта на педсовете;
- выставка детско-родительских работ «Домашнее творчество».
Результат реализации проекта :
• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Вывод
Проект направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками из овощей и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] Т. И Бабаева, А. Г Гогоберидзе, З. А Михайлова и др. – СПб : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011.
2. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А. В. Никитина. – Каро, 2007.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
4. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.
5. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г.
6. Лыкова Л. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М. : КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.
7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.
8. Рисованиес детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005.