Луковская Елена
Проект «Вкусное лето» (старший дошкольный возраст)
ПРОЕКТ "Вкусное лето"
Автор проекта : Луковская Елена Александровна
Развитие познавательных
и творческих способностей детей с нарушением речи
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта : творческий.
Продолжительность:Июнь - Сентябрь
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети старшей логопедической группы
Публикация «Проект „Вкусное лето“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Образовательная область: ознакомление с окружающим, развитие речи, интеграция музыкальной деятельности.
Актуальность:Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление о фруктах, ягодах о том, где они растут, как за ними ухаживают и т. д. Не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предмет, так как у детей крайне бедный запас прилагательных и глаголов. Участие детей в проекте «Вкусное лето» позволит максимально обогатить знания и представления офруктах, ягодах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Цель: Формирование мотивации у детей на здоровый образ жизни посредством постановки и разрешения проблемы в процессе познавательной активности.
Задачи:
- Развивать у детей интерес к своему здоровью и окружающих, а также к условиям сохранения и укрепления здоровья посредством организации здорового питания.
- Развить у детей потребности в новых знаниях о свойствах полезных фруктов, ягод.
- Обогатить словарь за счет обозначения качеств (вкуса, цвета, величины и т. д.);
- Развивать связную речь через составление описательного рассказа об овощах;
- Формировать у детей познавательные умения:
обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения;
делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно - следственных связей;
углубление и систематизация у детей знаний о разновидностях, внешнем виде, свойствах и значении фруктов и ягод для здоровья человека.
воспитывать интерес к природным объектам, культурным растения,
желание помогать родителям, выращивать, полезные продукты.
воспитывать бережное отношение к природе.
1 Этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Проблема исследования: выставка урожая фруктов и ягод, конкурсы поделок (совместно с родителями). Дети с родителями в рамках этих выставок составляют букеты, натюрморты, приносят наиболее интересные плоды со своих огородов, изготавливают поделки из природн6ого материала, подбирают стихи и загадки на тему осеннего урожая и т. д.
Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместн6ого обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы) : фрукты, ягоды с сада являются ценным для организма продуктом, они обладают питательными и лечебными свойствами. Люди выращивают множество видов фруктов, ягод, делают из них полезные и вкусные блюда. Для организации полноценного питания необходимо изучить происхождение и особенности выращивания культурных растений, их виды, полезные свойства, значение для организма, познакомиться со способами приготовления блюд из фруктов и ягод.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы.
1. Изучение происхождения и разнообразия видов культурных растений, особенности их выращивания.
2. Анализ полезных для организма и лечебных свойств фруктов и ягод, их значения в жизни человека.
3. Знакомство с образами некоторых растений в народных песнях, играх и забавах.
4. Знакомство с рецептами приготовления блюд из растений сада, и освоение некоторых способов приготовления (фруктовые салаты, варенье).
Результаты исследования:
- Коллекция видов и сортов фруктов и ягод: фотографии, картинки, муляжи, натуральные продукты.
- Сборник «Вкусное лето» : рассказы, загадки, сказки, игры, подробное описание растения, выбранного ребенком вместе с родителями, о его росте, развитии, об успехах выращивания.
- Выставка детских рисунков и фотографий на тему «Вкусное лето».
- Выставка поделок из овощей «Дары осени».
- Альбом рецептов блюд из растений с огорода, составленный с помощью родителей.
2. Этап. Организация исследования в рамках проекта.
1 Сбор, анализ и систематизация информации о происхождении и видах выбранного детьми культурного растения, особенностях выращивания, их свойствах и значении для здоровья, способах приготовления:
- Чтение и обсуждение книг: Л. Толстого «Косточка», Ушинский «История одной яблоньки», М. М. Пришвин «Сказка о Ежике, который любил яблоки».Знакомство с происхождением и видами культурных растений, вкусовыми и лечебными свойствами, значением для организма человека, возможностями использования в пищу:
- Беседа «Если хочешь быть здоров»;
- Сбор загадок, стихотворений, пословиц, поговорок, оформление содержания сборника «В саду»
- Отбор и систематизация детьми, воспитателями и родителями рецептов блюд, фотографий и рисунков с изображением фруктов, ягод, разных видов и сортов.
- Экскурсии в цветущий сад, прогулка-путешествие в сад.
2 Творческая познавательная деятельность детей:
- Изучение рецептов и приготовление фруктовых салатов, муссов из ягоды в клубе «Хозяюшка»;
-Рисование детей на тему: «В саду созрели фрукты».
- Организация с детьми дидактических игр: «Чудесный сундучок», «Что необходимо растению для роста?», «Приготовь фруктовый салат», «Почтальон принес посылку»;
- Дидактические упражнения: «Назови варенье», «Какие бывают фрукты», «Назови ласково».
- Инсценировка считалки «Апельсин»
- Разучивание народных игр
3. Этап. Презентация результатов исследовательской деятельности детей
1 Организация в «детском саду «Родничок»
Выставки: «Вкусное лето» с использованием коллекции видов культурных растений: фотографии, муляжи, картинки, натуральные продукты, с описанием каждого вида; альбомом с рецептами блюд, рисунков детей.
2 Презентация сборника «В огороде и в саду» : рассказы, загадки, сказки, народные игры, подобранные и составленные детьми.
3 Выставка рисунков детей на тему: «Вкусное лето».
4 Выставка поделок из природного материала: «Дары осени»
Июнь.
-Создание дидактической игры «Что необходимо растению для роста»;
-Дидактическая игра «Назови фрукты, ягоды по описанию»
- Сбор загадок, стихотворений, пословиц, поговорок, оформление содержания сборника «В саду»
-Составление описательных рассказов о выбранной культуре.
Июль
- Составление. Альбома рецептов блюд из плодов сада. (использовать помощь родителей)
- Беседа о фруктах с опорой на стихи Н. Григорьевой. «Что такое фрукты».
- Наблюдения за ростом и развитием плодов.
- Выставка рисунков на тему:«В саду созрели фрукты».
- Беседа: «Если хочешь быть здоров».
Август.
Викторина: «Что мы знаем о фруктах, ягодах?»
Подбор фотографий на тему «Вкусное лето».
Беседы о профессиях: садовник, лесник, агроном, эколог.
Прогулка – путешествие по саду, наблюдение за состоянием объектов природы на участке.
Сентябрь.
Выставка детских рисунков и фотографий на тему «Вкусное лето».
Выставка поделок из овощей «Дары осени»
Праздник «Урожай собирай».
Заключение
Проект- продукт сотрудничества детей, воспитателя и родителей. С энтузиазмом откликнулись родители принять участие в проекте. Они делали снимки детей с разными культурными растениями, собирали информацию о них. В течение лета дети приходили в группу и каждый участник проекта рассказывал о важности, полезности того или иного растения.
У детей повысился интерес к своему здоровью посредством организации здорового питания; интерес к природным объектам, культурным растениям.
Сформировались познавательные умения: дети активно вступают в обсуждение проблемы, аргументируют свою точку зрения; дети научились сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности.
Воспитанники научились открывать для себя как можно больше прекрасного и удивительного.
Сценарий осеннего праздника в старшей группе
«Урожай у нас хорош!»
Зал оформлен в русском стиле. Стоят столы, на них подарки осени: в корзинах овощи и фрукты. Дети заходят в зал по музыку, рассаживаются по местам.
Ведущий. Ребята, а какой же сегодня у нас праздник?
Дети. Праздник Урожая!
Ребёнок. Осень в гости к нам пришла и подарки принесла.
Яблоки красивые, баклажаны синие,
Дыни сладкие арбуз, красный, сахарный на вкус.
Ребёнок. И свеклу, и лучок, и пузатый кабачок
Груши жёлтые большие, сладким соком наливные.
Ребёнок. Тыква есть и есть морковь,
Только погребок готовь.
А картошка хороша, вся рассыпчата!
Песня «Что нам осень принесёт» Слова: Л. Некрасова, Музыка: З. Левина.
На середину зала выходит Садовод (с корзинкой в руке).
Садовод. Осень - славная пора, любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград – все поспело для ребят!
Дети - Фрукты выбегают на середину зала. Встают врассыпную.
Садовод. Тонконожка хвалится:
Вишенка. Я ли не красавица? Я всего-то косточка, да аленькая кофточка. Арбуз. Кафтан на мне алый, а сердце кумач.
На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.
Яблоко. Само с кулачок, красный бочок,
Тронешь пальцем – гладко, а откусишь сладко.
Груша. Погляди сюда и что же? Я на лампочку похожа.
Сладкая, приятная, очень ароматная.
Сливы. 1. На ветвях висят шары
2. Посинели от жары.
Садовод. Ну-ка, фрукты, встали в ряд.
Фрукты выстраиваются в ряд.
Фрукты. (хором) Вместе мы фруктовый сад.
«Танец фруктов». Полька И. Штраус.
Игра-аттракцион «Съешь яблоко на верёвочке».
Раздаётся стук в дверь, заходит Почтальон Печкин с посылкой.
Почтальон Печкин. Здравствуйте, я – почтальон! Всем ребятам я знаком.
Ах, как весело у вас. Вот посылочка для вас.
Вы посылку принимайте да скорее отвечайте:
Что вы тут делаете?
Ведущий: У нас сегодня праздник – праздник Урожая. Оставайся у нас в гостях.
П. Печкин. Я бы с радостью, но…Письма адресатам надо разнести да посылочки отправить по пути. Так что мне уже пора. До свиданья, детвора!
Почтальон Печкин уходит. Ведущий обращает внимание детей на посылку, открывает её, а там – овощи. Пока Ведущий обходит детей и показывает им содержимое посылки, раздаётся голос.
Голос. Нас сложили очень густо. Не дави же так, Капуста.
Ты толста и так кругла, ты на спинку мне легла.
Не толкайся ты, Картошка, вправо откатись немножко.
Я – малышка Чесночок, не дави мне на бочок.
Ведущий. Ребята, что же это происходит? Овощи в посылке все перессорились. Сейчас я возьму волшебную палочку Царицы Осени, дотронусь ею до овощей, и мы посмотрим, что произойдёт!
Выходит Огородник (с лопатой в руке) :
В огороде тоже урожай. Все, что хочешь, собирай.
Огурцы и помидоры, есть морковь и есть салат.
Лук на грядке, перец сладкий и капусты целый ряд.
Выбегают дети - Овощи
«Танец Овощей».
Входит Чучело. (кричит) :
Ишь, как вы развеселились!
Без меня, - поторопились!
Я –хозяйка в огороде,
Хоть одета не по моде,
Без моей вот этой палки,
Вас склевали б злые галки!
Всех вас в банки закатают,
Или в бочке засолят,
В погребе в ряд посчитают
И под Новый год съедят!
Поё т: Я какое чучело, шляпу нахлобучило,
Красный шарф на палке, чтоб боялись галки! (2 раза).
Повторение, ему подпевают овощи.
Чучело радуется, что его хвалят овощи и сажает всех рядами.
Чучело. Мой огород в образцовом порядке,
Как на параде построились грядки,
Пусть на этих грядках вырастут загадки!
Выходят «Осенние помощницы», девочки-листики.
1дев. Эта рыжая девица, под землёй от нас таится,
Но зелёный веер свой, выставляет над землёй.
Все. Морковь!
2 дев. Лоскуток на лоскутке, зелёные заплатки,
Целый день на животе, нежится на грядке!
Дети. Капуста!
Под музыку выходит тётушка Капуста, танцует. К ней подбегает маленькая Капустка.
Т. Капуста. Да, уродилась я на славу, голова бела, кудрява,
Сочная, да вкусная, тётушка Капуста я!
Осень каждый год приходит, хлопоты, заботы нам приносит
Капустка. Чтобы были наши овощи спелей,
Я полью водой их тёплой поскорей!
Поливает всех из лейки.
Т. Капуста. Солнце греет, дождик поливает,
Овощи быстрей растут и созревают.
Огурцы зелёные, красный помидор,
Затевают умный и серьёзный спор!
Чучело. Выскочил Горошек, - ну и хвастунишка!
Горох. Я такой хороший, зелёненький мальчишка!
Если только захочу, - всех горошком угощу!
Чучело. От обиды, покраснев, Свё кла проворчала:
Свёкла. Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала:
Я нужна и для борща и для винегрета,
Кушай сам и угощай - лучше свёклы нету!
Капустка. Ты, уж, Свёкла, помолчи! Из Капусты варят щи!
Кто всех краше в огороде? Кто ещё одет по моде,
В платье белоснежное, кружевное, нежное?
И ещё прошу отметить, что я умнее всех на свете!
Лук. Слушай, это просто смех, хвастать, что ты лучше всех!
Я - приправа в каждом блюде, и всегда полезен людям!
Уяснили? - Я ваш друг! Я простой, зелёный Лук!
Картошка. Я – Картошка, так скромна, слова не сказала!
Но картошка всем нужна, и большим, и малым!
Тыква. А я Тыквой зовусь, сочной мякотью горжусь,
Нет полезней и вкусней каши тыквенной моей.
Морковь. Про меня рассказ не длинный, кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи Морковку,
Будешь ты, всегда, дружок, сильным, крепким, ловким.
Чучело. Тут надулся Помидор и промолвил строго:
Помидор. Не болтай, Морковка вздор, помолчи немного!
Самый вкусный и приятный, уж, конечно сок томатный!
Ветерок меня ласкал, тёплый дождик поливал,
Солнце крепко целовало, вот и стал я алый-алый.
Ведущий. Загорелый Помидор завё л с Капусткой разговор:
Помидор. До чего ты белая, совсем не загорелая!
Капустка. Вот, попробуй загорать, если платьев сорок пять!
Вишни. (хором) А вишнёвое варенье вкусно и полезно!
Чучело. спор давно кончать пора, спорить бесполезно!
Стук в дверь.
Тыква. Кто-то, кажется, стучит?
Свёкла. Это доктор, Айболит!
Доктор. Ну, конечно, это я, что вы спорите, друзья?
Горох. Кто из нас, из овощей и всех вкусней и всех нужней?
Картошка. Кто при всех болезнях, будет всем полезней?
Чеснок. Я ваш братец чесночок, припекаю язычок,
Всех микробов убиваю, вас от хвори защищаю!
Айболит. Чтоб здоровым, сильным быть, нужно овощи любить,
Все без исключения, в этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус, и решать я не берусь,
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!
Т. К. Чтобы всем нам подружиться, нужно в танце закружиться!
«Танец Овощей и Фруктов»
Чучело. А я знаю веселую игру.
Игра «Пугало» («Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста» стр. 15.)
Девочка – Колхозница. В эту пору на раздолье слышен шум хлебов всегда.
На колхозном нашем поле начинается страда.
Под музыку выбегают дети – Колоски
1-ый колосок. Рос сперва на воле в поле, летом цвёл и колосился,
А когда обмолотился, то в зерно вдруг превратился.
2-колосок. Из зерна - в муку и тесто, в магазине занял место.
«Танец колосков».
После танца появляется девочка - Колхозница с подносом калачей.
Колхозница. Испекла вам калачи - только-только из печи!
С повидлом, с капустой, угощайтесь, вкусно!
Выкладывает на стол калачи.
Ребёнок. Без хлеба и праздник не праздник,
Недаром идё т молва:
Хлеб на столе самый главный,
Все: Хлеб - всему голова.
Бой часов, выходят Вишенки, шепчутся
1:Я слыхала разговор, едет важный к нам сеньор!
Он посланец жарких стран (мечтательно)
Синеглазый…. баклажан!
2-я. Ну, что же милая сестрица,
Нам придётся нарядиться!
Все прихорашиваются перед зеркалом
Звучат фанфары.
Выходит Баклажан (с подносом, на котором лежат большие яблоко и груша)
Я - посланец жарких стран!
Моё имя - Баклажан!
Девочки овощи. Ой, какой красавец!
Баклажан. Тётушка Капуста, король Патиссон
Передал вам поклон!
Ну, а для всех - небывалый сюрприз -
Садово-огородный приз! (отдаёт подарок).
Хоровод «Веселый хоровод» польская народная песня
Дети поворачиваются лицом к гостям.
1 ребёнок. Слава урожаю – в закромах.
2 ребёнок. Слава караваю - на столах!
3 ребёнок. Слава, слава дружным руках.
4 ребёнок. Слава, слава труженикам!
Хоровод «Собирайся, народ, в хоровод» В. Агафонников.
После хоровода Яблоко и Груша - и угощают детей сладостями. Дети выходят из зала.