Лучший педагог года

Логопедический проект «Веселый язычок»

Евгения Дубинина
Логопедический проект «Веселый язычок»

Актуальность проблемы.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.

Публикация «Логопедический проект „Веселый язычок“» размещена в разделах

Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с нарушениями речи.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.

Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте основная деятельность – это игра, через игру идёт накопление опыта и развитие. Следовательно, самым оптимальным эффективным средством по совершенствованию артикуляционной моторики и речи будут артикуляционные игры и сказки. Артикуляционный тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в коррекционно-логопедическом направлении с целью профилактики речевых нарушений воспитанников.

Вид проекта : творческий, практико-ориентированный, среднесрочный (сентябрь - ноябрь 2017г, групповой.

Участники: дети с речевыми нарушениями (старшая группа, дети с ОВЗ, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Сроки реализации: сентябрь - ноябрь 2017г

Цели и задачи.

Цели проекта :

• сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;

• сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Гипотеза:

Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения. Поэтому, если в системе коррекционно - педагогической работы, направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приёмах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.

Задачи проекта :

1. В доступной форме познакомить детей старшей группы с органами речи, их назначением.

2. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.

3. Апробировать инновационные технологии и выработать рекомендации по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.

4. Развивать творческую инициативность детей, родителей и педагогов.

Предполагаемые результаты.

• чёткое представление детей об органах речи, их строении, назначении;

• умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;

• привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;

• осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

Описание проекта.

Этапы реализации :

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

Содержание и структура проекта.

1 этап - подготовительный. (1,2 неделя сентября)

• Выбор темы проекта и его разработка.

• Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.

• Подбор методического материала по данной теме.

• Диагностика (первичная) уровня сформированности навыков развития артикуляторной моторики.

• Разработка консультаций для родителей.

2 этап — основной (с 3-ей недели сентября по 3-ю неделю ноября)

Работа выстраивалась в трё х направлениях:

• С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности педагогов и детей, родителей и детей.

• С педагогами – посредством проведения методической и организационной работы.

• С родителями – посредством проведения педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»

3 этап – заключительный (3,4 неделя ноября)

• Диагностика (повторная) уровня сформированности навыков развития артикуляторной моторики.

• Разработка дальнейших рекомендаций по развитию артикуляционной моторики в зависимости от результатов диагностики.

• Изготовление книги сказок «Наш весёлый язычок» (с иллюстрациями детей, участвующих в проекте).

• Обобщение опыта работы по проекту и его представление.

Деятельность участников проекта

Учитель-логопед

1. Разработка комплексов артикуляционной гимнастики.

2. Подготовка и проведение консультаций для педагогов и родителей по развитию артикуляционной моторики.

3. Проведение артикуляционной гимнастики в игровой форме с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

4. Изготовление буклета для родителей.

5. Изготовление новых пособий по совершенствованию артикуляционной моторики.

6. Изготовление книги сказок «Наш весёлый язычок»

Педагоги

1. Проведение артикуляционного игротренинга совместно с учителем-логопедом в своей возрастной группе.

2. Подбор литературы, методического материала по теме.

3. Посещение консультаций по теме.

4. Изготовление картотеки артикуляционных упражнений

Родители

1. Закрепление артикуляционных игр в домашних условиях.

2. Посещение родительского собрания и консультаций по данной теме. (собрание «Артикуляционная гимнастика и ее влияние на формирование правильного звукопроизношения»,

консультация «Язычок-путешественник : артикуляционные упражнения для дошкольников».

3. Индивидуальный просмотр и выполнение упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.

4. Получение буклета "Артикуляционная гимнастика — для чего она нужна? Правила выполнения.

5. Совместный с ребёнком подбор и раскрашивание картинок для сборника сказок «Наш весёлый язычок»

6. Подбор картинок для знакомства с артикуляционными упражнениями.

7. Сочинение артикуляционных сказок.

Дети

1. Знакомство с органами речи с использованием артикуляционных профилей звуков.

2. Изучение общего комплекса артикуляционной гимнастики и комплекса артикуляционной гимнастики для постановки конкретного звука.

3. Рассказывание и показ артикуляционных сказок: «Сказки о веселом язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика в стихах», «Артикуляционная гимнастика со Смешариками».

4. Изготовление артикуляционных кубиков.

Предположительная эффективность проекта :

-положительная динамика речевого развития;

-успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

-выработка интереса к совместным играм, устойчивой мотивации к речевой самореализации.

-положительная оценка деятельности ДОУ;

-готовность и желание помогать;

-активизация педагогического потенциала родителей;

-приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

-овладение родителями регулярной рефлексией достижений ребенка.

-положительный психологический климат между всеми участниками проекта;

-заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

-удовлетворенность собственной деятельностью;

-повышение профессионального мастерства педагогов через разнообразные

формы и методы работы;

-пополнение развивающей среды ДОУ

Итоговый продукт проекта :

• картотека комплексов артикуляционной гимнастики;

• пополнение развивающей среды ДОУ;

• книга артикуляционных сказок «Наш весёлый язычок»;

• сформированная устойчивая мотивация детей к выполнению упражнений и речевой самореализации;

• повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями и ОВЗ, оказания им помощи и поддержки в коррекционном процессе;

• повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с ОВЗ.

Публикации по теме:

Краткосрочный логопедический проект для детей с ОНР «Зимующие птицы»Краткосрочный логопедический проект для детей с ОНР «Зимующие птицы» Краткосрочный логопедический проект «Зимующие птицы» Тема: Зимующих птиц изучаем – речь развиваем Актуальность: Для детей с ОНР характерен.

Логопедический проект «Дерево родственных слов»Логопедический проект «Дерево родственных слов» .

Логопедический проект «Веселый поезд»Логопедический проект «Веселый поезд» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Разрешите представить отчет по реализации логопедического проекта: «Весёлый поезд». Паспорт проекта Автор:.

Автор публикации:
Логопедический проект «Веселый язычок»
Опубликовано: 7 мая 2024 в 22:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД