Евгения Дубинина
Логопедический проект «Веселый язычок»
▼ Скачать
Актуальность проблемы.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.
Публикация «Логопедический проект „Веселый язычок“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с нарушениями речи.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.
Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте основная деятельность – это игра, через игру идёт накопление опыта и развитие. Следовательно, самым оптимальным эффективным средством по совершенствованию артикуляционной моторики и речи будут артикуляционные игры и сказки. Артикуляционный тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в коррекционно-логопедическом направлении с целью профилактики речевых нарушений воспитанников.
Вид проекта : творческий, практико-ориентированный, среднесрочный (сентябрь - ноябрь 2017г, групповой.
Участники: дети с речевыми нарушениями (старшая группа, дети с ОВЗ, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Сроки реализации: сентябрь - ноябрь 2017г
Цели и задачи.
Цели проекта :
• сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;
• сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.
Гипотеза:
Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения. Поэтому, если в системе коррекционно - педагогической работы, направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приёмах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.
Задачи проекта :
1. В доступной форме познакомить детей старшей группы с органами речи, их назначением.
2. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.
3. Апробировать инновационные технологии и выработать рекомендации по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.
4. Развивать творческую инициативность детей, родителей и педагогов.
Предполагаемые результаты.
• чёткое представление детей об органах речи, их строении, назначении;
• умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
• привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
• осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.
Описание проекта.
Этапы реализации :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Содержание и структура проекта.
1 этап - подготовительный. (1,2 неделя сентября)
• Выбор темы проекта и его разработка.
• Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
• Подбор методического материала по данной теме.
• Диагностика (первичная) уровня сформированности навыков развития артикуляторной моторики.
• Разработка консультаций для родителей.
2 этап — основной (с 3-ей недели сентября по 3-ю неделю ноября)
Работа выстраивалась в трё х направлениях:
• С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности педагогов и детей, родителей и детей.
• С педагогами – посредством проведения методической и организационной работы.
• С родителями – посредством проведения педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»
3 этап – заключительный (3,4 неделя ноября)
• Диагностика (повторная) уровня сформированности навыков развития артикуляторной моторики.
• Разработка дальнейших рекомендаций по развитию артикуляционной моторики в зависимости от результатов диагностики.
• Изготовление книги сказок «Наш весёлый язычок» (с иллюстрациями детей, участвующих в проекте).
• Обобщение опыта работы по проекту и его представление.
Деятельность участников проекта
Учитель-логопед
1. Разработка комплексов артикуляционной гимнастики.
2. Подготовка и проведение консультаций для педагогов и родителей по развитию артикуляционной моторики.
3. Проведение артикуляционной гимнастики в игровой форме с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
4. Изготовление буклета для родителей.
5. Изготовление новых пособий по совершенствованию артикуляционной моторики.
6. Изготовление книги сказок «Наш весёлый язычок»
Педагоги
1. Проведение артикуляционного игротренинга совместно с учителем-логопедом в своей возрастной группе.
2. Подбор литературы, методического материала по теме.
3. Посещение консультаций по теме.
4. Изготовление картотеки артикуляционных упражнений
Родители
1. Закрепление артикуляционных игр в домашних условиях.
2. Посещение родительского собрания и консультаций по данной теме. (собрание «Артикуляционная гимнастика и ее влияние на формирование правильного звукопроизношения»,
консультация «Язычок-путешественник : артикуляционные упражнения для дошкольников».
3. Индивидуальный просмотр и выполнение упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.
4. Получение буклета "Артикуляционная гимнастика — для чего она нужна? Правила выполнения.
5. Совместный с ребёнком подбор и раскрашивание картинок для сборника сказок «Наш весёлый язычок»
6. Подбор картинок для знакомства с артикуляционными упражнениями.
7. Сочинение артикуляционных сказок.
Дети
1. Знакомство с органами речи с использованием артикуляционных профилей звуков.
2. Изучение общего комплекса артикуляционной гимнастики и комплекса артикуляционной гимнастики для постановки конкретного звука.
3. Рассказывание и показ артикуляционных сказок: «Сказки о веселом язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика в стихах», «Артикуляционная гимнастика со Смешариками».
4. Изготовление артикуляционных кубиков.
Предположительная эффективность проекта :
-положительная динамика речевого развития;
-успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
-выработка интереса к совместным играм, устойчивой мотивации к речевой самореализации.
-положительная оценка деятельности ДОУ;
-готовность и желание помогать;
-активизация педагогического потенциала родителей;
-приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
-овладение родителями регулярной рефлексией достижений ребенка.
-положительный психологический климат между всеми участниками проекта;
-заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
-удовлетворенность собственной деятельностью;
-повышение профессионального мастерства педагогов через разнообразные
формы и методы работы;
-пополнение развивающей среды ДОУ
Итоговый продукт проекта :
• картотека комплексов артикуляционной гимнастики;
• пополнение развивающей среды ДОУ;
• книга артикуляционных сказок «Наш весёлый язычок»;
• сформированная устойчивая мотивация детей к выполнению упражнений и речевой самореализации;
• повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями и ОВЗ, оказания им помощи и поддержки в коррекционном процессе;
• повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с ОВЗ.