Виктория
Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»
(для детей 6 -7 лет)
Воспитатель I квалификационной категории: Ваняус В. Э.
«Не забывай кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край.
И как на землю падали солдаты убитыми…
Живой, не забывай!»
М. Михайлов.
Цель проекта : расширять и систематизировать знания детей о ВОВ, формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину, способствовать проявлению у детей интереса к истории своей страны, воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам. формирование интереса к историческому прошлому нашего народа на основе уже имеющихся представлений о Великой Отечественной войне. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа, своих близких.
Темочки:
Задачи проекта :
- Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная война».
Дать представление о том, что она была освободительной, велась
во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины.
- Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами - героями, со знаменем Победы, с георгиевской ленточкой и орденом Святого Георгия.
- Расширить представления о разных видах деятельности людей во время войны на фронте и в тылу.
- Познакомить со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом.
- Привести примеры мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны. Рассказать о героях Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы нашего города.
- Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
- Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.
- Развитие творческих способностей детей, умение использовать полученные знания в рассказах, рисунках.
- Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки.
- Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
- Воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.
- Воспитывать желание у детей расти сильными, храбрыми и мужественными, благородными защитниками своей Родины.
- Подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину, что Россия стремиться к сохранению мира на Земле.
- Привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великая Отечественная Война.
Продолжительность проекта : февраль– май 2020 года.
Участники проекта : воспитатели, музыкальный работник, родители воспитанников, дети.
Основные формы реализации проекта : экскурсии, занятия, мини-выставки, составление рассказов, консультации для родителей.
Активизация словаря: фронт, тыл, партизанский отряд, блокада, герой, подвиг, орден, георгиевская ленточка, Великая Отечественная война, ветераны, обелиск, вечный огонь, памятник, фашистская Германия, победа, парад.
Обеспечение:
Материально - техническое: презентации по теме: «Великая Отечественная Война», семейные фотографии военных лет, фотоальбом, фотоаппарат, интерактивная доска, ноутбук.
Учебно-методическое: Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников» – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
Еремеева В. Д. «Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному» – учебная литература, 2008. – 160 с.
Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества» методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ – М. : ТЦ Сфера, 2006г. - 192 с
Нечаева В. Г., Макарова Т. А. «Нравственное воспитание в детском саду»– М. : Просвещение, 1984г. – 272 с.
Алексеев С. Рассказы об обороне Ленинграда. - М., Дрофа. 2003г.
Алексеев С., Гайдар А., Кассиль Л. Баруздин С. «Рассказы об армии». – Стрекоза. 2010г.
Бахревский В. А. «Героическая азбука». Московия. 2009г.
Дерягина Л. Наглядное пособие «Этот День Победы». – СПб. Политиздат ТМ. 2010г.
Джалиль М. «Стихи». М., Художественная литература. 1966г.
Коллектив авторов. «Пионеры – герои». М., Малыш. 1979г.
Кондратьев В., Политов З. «Говорят погибшие герои». – М., Политиздат. 1979г.
Митяев А. «Рассказы о Великой Отечественной Войне». – М., Дрофа – плюс. 2010г.
Персесов Я., Волков В. «Война народная». – М., Белый город. 2009г.
Печерская А. «Дети – герои». – М., Дрофа – плюс. 2010г.
Чуйков В., Рябов С. «Великая Отечественная». – М., Планета. 1985г.
Аудиозаписи:
«Поклонимся великим тем годам» сл. М. Львов, муз. А. Пахмутова.
«Так бывает в дни войны» сл. М. Матусовский, муз. А. Петров
Запись выступления Ю. Левитана по Советскому радио 22.06.1941 года.
Слайд – шоу фотографий военных лет.
Подготовительный этап:
1. Сбор и анализ литературы по данной теме, беседа с детьми «Что я знаю о Великой отечественной войне?».
2. Составление плана работы.
3. Разработка содержания проекта.
Введение:
Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее; готовность к защите Родины.
В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю страны, трудно переоценить значение патриотического воспитания детей, укрепления связей поколений. Эту работу нужно вести очень деликатно, так как любой нажим может вызвать противодействие, прямо противоположный эффект.
С детьми старшего дошкольного возраста мы решили реализовать проект, посвященный памятной дате - 75-летию Великой Победы. Хотелось «зажечь» в сердцах детей огонёк желания узнавать о событиях Великой Отечественной Войны из книг, кинофильмов, рассказов взрослых, членов семьи.
Актуальность проекта :
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. У каждого поколения – своя война : Великая Отечественная, Афганистан, Нагорный Карабах, Чечня… Все эти войны болью отзываются в наших сердцах. Но Великая Отечественная – это важнейшая страница в истории нашей страны, показавшая всему миру силу духа и несгибаемость советского народа. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное поколение мало и не очень охотно читает, а также редко (лишь в канун праздника Победы) имеет возможность смотреть настоящее кино на военную тематику. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. А оставшиеся в живых, из-за возраста и болезней, к сожалению, всё реже и реже встречаются с детьми.
Современное поколение часто упрекают в том, что оно не знает прошлого нашей страны, в том числе и событий Великой Отечественной войны. Для многих нынешних детей и подростков эта война и в самом деле далекая история… В ходе беседы с детьми подготовительной группы, выяснилось, что они имеют ничтожно малое представление о Великой Отечественной войне, либо, не имеют его вообще. Но самое страшное – большинство, из
них, не знали, какой след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал, погиб или был ранен, какие имел награды. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира – Великой Отечественной войне. Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, она, память, является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам, воспитателям, не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т. е. ровесниками наших воспитанников, а ныне являющимися их бабушками и дедушками. О жизни этого поколения дети тоже почти ничего не знают. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт у заводского станка, у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее, шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села, осваивать целину и космос. Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломиться, не ожесточиться, стать достойными людьми? «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно привить человеку лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Это можно сделать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своего народа.
Этапы реализации проекта :
Великая Победа. Все, что стоит за этими словами, понятно людям старшего поколения. А как объяснить дошкольникам, что такое Великая Отечественная война, как донести до их понимания величие и самоотверженность нашего народа, завоевавшего Победу?
Конечно же, мы обратились к тому материалу, что хранит воспоминания о прошлом. А это: песни, книги, картины, музеи, встречи, общение с очевидцами событий.
Проведение с детьми дошкольного возраста тематических занятий, бесед: «Великая Отечественная война», «Что такое героизм», «Подвиг на войне», «Дети в годы войны», «Мы помним героев», «История георгиевской ленточки», «Г. К. Жуков - великом полководец», «Оборона Брестской крепости в 1941 году».
В группе был организован уголок книг «Детям о войне». Ребята просят прочитать их снова и снова, стараясь представить себе те далёкие события. Серьезные детские лица, внимательные взгляды… Затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя о подвигах юных героев, павших в годы войны : Лени Голикова, Зины Портновой, Володи Дубинина, Толи Шумова и многих других.
Коллективное чтение и обсуждение стихов и рассказов на военную тематику.
Мини-выставка репродукций картин, фотографии военных лет, документальные хроники помогают детям представить себе героизм и мужество наших солдат во время сражений, понять опасность фронтовой жизни, почувствовать момент радости и ликования, когда над рейхстагом взвился флаг Победы.
Создать презентации на тему: «Поклонимся великим тем годам!».
Просмотр фронтовых фотографий и писем, документальных хроник и художественных фильмов о Великой отечественной войне, выступление Ю. Левитана о нападении фашистской Германии.
Выставка детских рисунков на тему: «Чтобы помнили.». Всем известно, что одно из любимых занятий детей - рисование. В детском рисунке все: впечатления, эмоции, пожелания. Рисунки наполнены детской искренностью, непосредственностью и необычной для этого возраста серьезностью. «Военные реликвии» - мини-музей, созданный в детском саду с помощью родителей. В глазах детей - удивление и восторг: вот они какие - военные фотографии, письма- треугольники, медали и ордена прадедушек и прабабушек.
Музыкально-литературный салон «Песни, с которыми мы победили» : «Священная война» сл. В. Лебедева - Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, В. Алкина «Прощание славянки», «Три танкиста», «Синенький скромный платочек», К. Симонов «Жди меня», «Вечный огонь» муз. Филимонова, «Наследники Победы» муз. Зарицкой, сл. Шумилина, «Журавли» муз. Я. Френкеля, «Катюша» Муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский, «Реквием» Р. Рождественский.
Участие в конкурсе от Управления Образования «Рассказы о войне»
Организация и проведение мероприятий военно-спортивной и патриотической направленности - военно-спортивная игра - квест «Секретное письмо»
Организация детского конкурса рисунка на асфальте на территории ДОУ «Мы помним - мы гордимся!»; «Миру – мир!».
Организация фотовыставки (в книжке-раскладушке) «Расскажем детям о войне».
Создание тематических альбомов: «Награды ВОВ»; «Места боевой славы»
Организация торжественных встреч с ветеранами: «Не забудем их подвиг великий!», беседы с бабушками и дедушками, другими родственниками о военных годах.
Экскурсии к местам боевой славы. Наш поселок хранит память о том трудном времени. Понять и осознать это помогает нашим детям экскурсия к памятнику Терентьева, к обелиску Славы -наши земляки, павшие за Родину в годы Великой Отечественной войны, возложение цветов к обелиску.
Чтение художественной литературы: С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е. Благинина «Шинель»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»;М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; А. Митяев «Мешок овсянки», «Письмо с фронта», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Л. Кассиль «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне», С. Михалков «День Победы».
Вернисаж детского творчества: «Салют над городом в честь праздника Победы», посвященного 75-летию Победы.
Изготовление поздравительных открыток: «Спасибо за Мир!» ветеранам ВОВ, детям войны, труженикам тыла.
Консультация для родителей: «Как рассказать ребёнку о войне?»
В центрах детского развития, в уголках для родителей оформить тематические выставки: «Никто не забыт и нечто не забыто», «Слава героям-землякам!», «Летопись военных лет», «9 мая день Победы». Оформление тематических альбомов: «Награды ВОВ»,
Создание «Книги памяти» с рассказами детей, семейными фотографиями, фотоматериалами по теме: «Герои –вязьмичи», с рассказами, почему мы помним о них. (Майор М. М. Раскова, М. Г Ефремов).
Рассматривание картин: А. В. Кочевин «До Берлина», А. В. Кочевин «Бой», иллюстраций «Хроника военных лет».