Татьяна Большова
Игровой проект «В мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Большова Т. А.
Тип проекта : информационный, игровой, творческий
Актуальность проекта : дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.
По продолжительности: январь-май
Публикация «Игровой проект „В мире профессий“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Цель проекта : познакомить детей с различными профессиями взрослых.
Задачи проекта :
• Расширить представление у детей о разных видах труда взрослых;
• Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о
• результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых
• для работы людям разных профессий;
• Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
• Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.
Методы проекта : наблюдения; чтение художественной литературы; игры - сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, обучающие; познавательно-игровая образовательная деятельность, конструирование.
Формы работы:
• Экскурсии;
• Игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, театрализованные игры);
• НОД;
• Продуктивные виды деятельности - рисование, аппликация, лепка.
Формы проведения итоговых мероприятий:
• Экскурсия в библиотеку, в магазин
• Организация выставки совместных работ родителей и детей по итогам посещения экскурсий.
• Проведение фестиваля чтецов «Профессии».
Этапы реализации проекта :
I этап: подготовительный
– разработка плана реализации проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
–подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.
II этап: основной
Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей
III этап – заключительный (рефлексия)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЯНВАРЬ Мамины профессии
Беседа «Женские профессии». Интервью «Моя будущая профессия». Работа с альбомом «Все работы хороши». Рисование «Профессия моей мамы». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Загадывание загадок о профессиях. Чтение стихотворений. Экскурсия в магазин
«Назови мамину профессию». Цель: Обогащение словарного запаса детей, развитие фонематического слуха.
Ход: Игра проводится с перекидыванием мяча. Педагог напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняются условия игры: «Ребята, я буду бросать вам мяч и называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап или дедушек. А вы возвращаете мне мяч и называете такую же мамину профессию». Например, повар – повариха, певец – певица, учитель – учительница, актёр – актриса, художник – художница и т. п.
Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду, врач… (лечит людей, учитель… (учит детей, строитель… (строит дома, художник… (рисует картины, пианист (играет на пианино, писатель (пишет книги, портниха (шьет одежду, прачка (стирает одежду, уборщица (моет полы, продавец (продает товар, фотограф (фотографирует людей, воспитательница (воспитывает детей, ткачиха (ткет ткани, машинист (ведет поезд, контролер (проверяет билеты, машинистка (печатает на машинке) и т. д.
«Кто больше знает профессий». Цель. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).
Ход игры. Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать. Это моя профессия — воспитывать вас. А какая профессия у Любовь Сергеевны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? ( Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)
Воспитатель называет и другие профессии — строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.
ФЕВРАЛЬ Театральные профессии
Беседы: «Что такое театр?», «Театральные профессии», «Как себя вести в театре», «Хочу быть актером», «Любимая сказка», «На спектакле». С/р игра «Театр». Этюды «Я – гример», «Костюмер». Инсценировка стихотворения С. Я. Маршака «Кто колечко найдет?»
«Кто что делает?». Цель: Побуждать детей группировать предметы по их функциональному назначению.
Ход: Педагог раздаёт детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьёт платья?»; «Кто продаёт молоко?» и т. д. Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьёт платья», «Продавец продаёт молоко».
Коммуникативная игра «Не пропусти профессию». Цель: Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора. Обогащение словарного запаса детей.
Ход: Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.
Варианты слов: Лампа, водитель, ножницы, шахтёр, яблоко, болтун, доктор, ананас, фабрика, карандаш, ветеринар, тетрадь, чайник, бутерброд, учитель, гроза, обруч, тракторист, ложка, полянка, библиотека, мама, человек, продавец, птица, река, очки, попугай, парикмахер, стул, огород, строитель, окно, милиционер, пожарный, скамья, ребёнок, воспитатель и т. д.
АПРЕЛЬ Космонавт
Беседы: «Космос», «Как человек летал на Луну», «Покорители космоса-космонавты». Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий. Пальчиковые игры: «Звездный дождь», «Луноход», «Космонавты». Сюжетно-ролевая игра «Космонавт». Д/ игра «Солнечная система», «Царство звезд», «Собери ракету». Загадывание загадок. Чтение: Степанов «Юрий Гагарин», Орлов «Лелит корабль», Титов «Гагаринская орбита». Рисование «Путешествие в космос». Аппликация «Ракета»;
Дидактическая игра «Угадай профессию». Цель: Научить понимать назначение и функции предметов профессиональной деятельности.
Ход: Весы, прилавок, товар (Продавец) Каска, шланг, вода (Пожарный) Сцена, роль, костюм (Актёр) Ножницы, ткань, швейная машинка (Швея) Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар) Доска, мел, учебник (учитель) Маленькие дети, игры, прогулки (Воспитат) Болезнь, таблетки, белый халат (Врач) Ножницы, фен, модная причёска (Парикмахер) Корабль, море, штурвал (Моряк) Читальный зал, книги, читатель (Библиотекарь)
Игра «Что лишнее?» Цель: Побуждать детей группировать предметы по назначению и функциям.
Ход: Раздаётся стук в дверь, появляется зайчонок, который приносит с собой картинки. Зайчонок: Посмотрите, что я вам принёс! (Достаёт из конверта картинки.) У меня случилась беда. Я бежал от лисы с горки. В моём пакете лежали картинки, и они все перепутались. Я пришёл к вам за помощью. Но прежде вы мне скажите, знаете ли вы, какие предметы относятся к рукотворному миру, а какие к природному? (Нет) Посмотрите на картинки (Показывает солнце, стул, кровать). Кровать и стул сделал человек, а солнце он может сделать?
Зайчонок: Правильно! Те предметы, которые человек делает своими руками, называют рукотворным миром. А солнце, воду, землю называют природным миром. Какая из этих картинок относится к миру природы? (Солнце) Молодцы! Хороших я нашёл себе помощников. Сейчас вы найдёте лишние предметы и назовёте их. Зайчонок раздаёт картинки, дети называют лишние предметы. Зайчонок: Ребята, а для чего нам нужно солнце? Машины? ОдеждЗайчонок: Мы с вами выяснили, что предметы бывают из мира природы и рукотворного мира. Спасибо вам за помощь.
Игра «Петрушка идёт трудиться». Цель: Научить классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде); воспитывать желание помогать взрослым.
Ход: Приходит письмо от Петрушки, в котором он рассказывает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а ещё помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить). Однако, Петрушка запутался в орудиях труда и просит ребят помочь.
Воспитатель предлагает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет, что нужно взять одну картинку, посмотреть внимательно, назвать предмет, рассказать как им пользоваться и для какого труда он нужен, потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос нужен для чистки паласа, поэтому его нужно положить к макету комнаты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно выбрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.
В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать Петрушке в письме, какие картинки ему нужны для выполнения заданий бабушки.
МАЙ Библиотекарь
Беседа «Что такое библиотека?», «Профессия – библиотекарь» Экскурсия в библиотеку. Чтение: Т. Шорыгина «Библиотекарь», Т. Шорыгина «Книжкина неделя», М. Скороходова «Библиотека – слово-то какое». Словесные игры «Кто где живет», «Большой – маленький». Загадки «Отгадай героя сказки». Составление рассказа из личного опыта «Как мы в библиотеку ходили». Д/ игры: лото «Сказки», «Собери сказку», «Из какой сказки герой?», домино «Любимые сказки». Драматизация любимого произведения (по выбору детей). Рисование обложки любимого произведения (на выбор ребенка)
Игра «Петрушка осваивает профессии». Цель: Формировать умение классифицировать предметы по функциональному назначению, закрепить название профессий; воспитывать у детей интерес к работе взрослого – садовника, повара, врача, столяра, портного.
Ход: Ребята, вы знаете, что наш друг Петрушка уехал к себе домой в сказочную страну, а сегодня прислал письмо. Вот что он пишет: «Здравствуйте, ребята! Пишу вам издалека. Мне здесь очень нравится. Я узнал много интересного о людях разных профессий и даже захотел работать вместе с ними. Так как я не скоро приеду, посылаю вам картинки, на которых художник нарисовал меня за работой. А вы, ребята, угадайте, кем я хочу работать».
- Как вы думаете, кем работает Петрушка? (Показывает картинку.) Правильно, здесь он – врач. А здесь кто? (Повар.) Кем изображён Петрушка на этой картине? (Он портной.) А как вы догадались? (Он шьёт одежду и т. п.)
- Петрушка просит вас помочь ему выбрать предметы, необходимые для работы. Давайте я буду показывать картинки, а вы будете отгадывать, нужен Петрушке этот предмет для работы, или нет.
Если ребёнок правильно называет предмет, воспитатель отдаёт ему картинку. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок.