ирина иванова
Проект в старшей группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила воспитатель высшей категории: Иванова Ирина Юрьевна
Актуальность:
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.
Публикация «Проект в старшей группе „Осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Учитывая, что представление детей шестого года жизни об объектах природы и временах года в целом еще недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.
Тип проекта : среднесрочный, исследовательско - творческий, групповой.
Цель проекта : активизация исследовательской деятельности по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей старшей группы.
Создание условий, способствующих творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций.
Сроки проведения: октябрь
Количество участников проекта : 24 ребенка, воспитатели, родители
Возраст детей: с 5 до 6 лет
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).
Ожидаемые результаты :
• осуществление в группе образовательного процесса;
• активизация исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
• воспитание экологического сознания детей группы;
• вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
• оформление картотеки наблюдений;
• конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
• осеннее развлечение «Поможем Солнышку»;
Образовательные области программы, виды детской деятельности.
Познание
Беседы об осени : «Осень – добрая волшебница», «Перелётные птицы», «Листопад», «Растительный мир осенью», «Что мы знаем про осень?», «Витамины с грядки», «Правила поведения в лесу».
Д/ игры: «Чей детёныш?», «Когда это бывает?», «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Две корзинки», «Узнай на ощупь», «Что где растёт», «Что лишнее?»;
Составление альбома «Времена года»
Упражнения ФЭМП «Пересчитай листья»
Рассматривание тематических альбомов: «Овощи», «Фрукты», «Деревья и кустарники осенью», «Осень в картинах русских художников».
Здоровье
П/и «Тучи», «Пугало», «Волшебная палочка», «Ягоды, грибы, орехи», «Гуси и волк», «Змейка», «Ветер и деревья», «Перелет птиц»
Хороводные игры «Лети, листок, ко мне в кузовок», «Огородная –хороводная», «Мишка».
Физкультминутки: «Листики», «Собираем сливы», «Подсолнух», «Деревья»
Коммуникация
Творческое рассказывание детей по темам: «Что я видел в парке», «Мы гуляли на участке»;
Рассматривание сюжетных картин;
Пальчиковые игры: «Грибы», «Капуста», «Птицы», «Осенние листья», «Ягоды», «Вышел дожди погулять»;
Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты», «Времена года», «С какого дерева лист»;
Игры: «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно»;
Загадки на тему осени;
Чтение художественной литературы
Пословицы, загадки, поговорки, потешки;
Чтение и заучивание стихотворений об осени;
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»;
Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова;
Чтение «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерёва;
Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова;
Чтение М. Пришвина «Осенние листики»;
Чтение Е. Исаевой «Секреты осеннего леса»;
Чтение Скребицкого «Осень»;
Художественное творчество
Рисование красками: «Яблоко», «Гроздь рябины», «Золотая берёзка»;
Лепка: «Овощи», «Грибы»; «Птицы»
Аппликация: «Дары осени», коллективная работа «Разноцветная осень»;
Создание коллажа из осенних листьев;
Работа с родителями
Консультации: «Золотая Осень», «Осенняя прогулка», «Осенние забавы», «Осень без простуды».
Заготовка природного материала для рассматривания и ручного труда.
Совместные прогулки по улицам, наблюдения за изменениями в природе.
Участие в осенней выставке.
Совместный труд на участке, на клумбе, на огороде детского сада.
Социализация
Сюжетно – ролевые игры: «Овощной магазин», «Огород», «Семья собирается на прогулку»;
Игра – драматизация сказки «Колосок», «Под грибом»;
Игра «Что нам осень принесла»;
Д/и «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты»;
П/и «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок»;
Труд: «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке;
Участие в выставке осенних поделок детского сада ;
Музыка
Слушание: И. П. Чайковского «Времена года», А Вивальди «Осень», детских песен об осени;
Разучивание песен об осени : «Эту осень не понять», «Витамины», «Осенний листопад»;
Осеннее развлечение «Поможем солнышку»;
Психологические этюды «Танец осенних листочков», «Стрекоза замерзла», «Первый заяц»;
Практический этап
- реализация комплексного проекта «Осень – дивная пора" с участниками проекта.
В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии, экологические сказки, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры - путешествия, эксперименты.
В уголке природы были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды, семена цветов, собранных детьми с клумб участка, осенние букеты из листьев, поделки - сотворчество с родителями из природного материала.
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: солнца (количества тепла и света, характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи;
холодно - лужи долго не высыхают;
солнце нет - пасмурно, темно;
дует ветер - по небу быстро двигаются облака;
ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд;
солнце днём очень низко над горизонтом.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Во время прогулок организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Раз, два, три к дереву беги!", "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".
Аналитический этап: анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций.
Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Осень»
Цель: расширять представления детей о характерных признаках осени,
Задачи:
- уточнить представления детей об измерениях, происходящих осенью в жизни растений,
-продолжать учить различать некоторые лиственные деревья;
-воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Оборудование: картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, засушенные листья.
Ход занятия:
Беседа по теме: Ребята давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? (осень). Сегодня мы поговорим об осени.
— После какого времени года наступает осень?
— Что происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц?
— Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
— Какая погода бывает осенью, если идёт дождь - дождливая, дует ветер - ветреная, на улице холодно - холодная, пасмурно - пасмурная, сыро, солнечно, ясно?
— Какие деревья растут в лесу? (дубы, берёзы, осины, клёны)
— А теперь скажите, какое из двух предложений правильное: «Осенью дети надевают панамки, футболки, шорты и сандалии» или «Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги»
Дидактическая игра.
Посмотрите, что у меня есть. Это письмо. Его вчера из леса мне прислали лесные жители. Посмотрите кто? Открывает конверт и достает картинки. Назовите их (белка, ёж, медведь, и мышка).
— Как готовятся к зиме осенью эти звери?
— Какие запасы делают? (белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы; ёжик прячет грибы; медведь роет берлогу; мышка тащит в норку колоски).
— Для чего звери делают запасы на зиму?
— Какого цвета осенью трава и листики? (жёлтые, красные, зелёные, коричневые, оранжевые).
Физкультминутка.
ЛИСТИКИ.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Присели на корточки)
Дунул ветер – полетели. (Побежали по кругу)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встали)
Закружились, полетели. (Покружились, побежали)
И на землю снова сели. (Присели)
Дидактическая игра.
Ребята я принесла вам листики
— С каких деревьев сорвал их ветер? (с рябины, клёна, дуба, берёзы)
— Если у дуба листья дубовые, то у клёна – какие? (у рябины, у берёзы, у тополя, у ивы, у осины).
Итог занятия.
— О чём мы сегодня с вами говорили?
— Что вы узнали об осени?
— Кто приходил к нам в гости?
— Во что вы сегодня играли?
Занятие в старшей группе по развитию речи.
Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»
Цель: активизировать знания детей о признаках осени, помочь запомнить стихотворение с помощью мнемотаблицы.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня на улице холодно и пасмурно, а в нашей группе тепло и уютно. Потому что улыбки – это маленькие солнышки.
Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Мяч осенний, мяч волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Кому брошу мяч, тот должен будет ответить на мой вопрос.
Игра с мячом «Когда это бывает?»
• День стал короче, а ночь длиннее.
• Моросит холодный дождик.
• Птицы улетают в теплые края.
• Деревья готовятся к зиме.
• Начинается листопад.
- Какое сейчас время года?
Что такое листопад?
- Сейчас мы превратимся в листочки.
Музыкальная игра «Листопад, листопад, листики вокруг летят».
- В нашу группу ветер принес несколько листьев. Эти листья необычные. Каждый из них рассказывает. Какая бывает осень.
(ребенок выбирает лист, переворачивает, смотрит на картинку и подбирает прилагательное.
Дождливая, пасмурная, золотая, красивая и т. д.
- Осень бывает разная. Каждая пора по- своему красива.
Поэтому многие поэты посвящали стихи этому времени года. Одно из таких замечательных стихотворений написал Алексей Плещеев.
Послушайте его.
(Читаю)
- О чем стихотворение?
-Что вы почувствовали, когда я его читала? (грусть, печаль)Какие незнакомые слова или фразы вы услышали?
«Голые кусты», «Озимь зеленеет», Кусты глядят уныло», Туча небо кроет», «Дождик моросит» (Объясняю)
- Какая осенью трава? (высохшая, вялая, пожелтевшая.
- Какое солнце осенью? (не греет, светит бледно)
- А небо?
- Куда и почему улетают птицы осенью?
- Сейчас мы с вами будем заучивать стихотворение наизусть, но сначала подготовим язычок, чтобы он помогал нам четко произносить слова.
(чистоговорки произносим в разном темпе)
• Ли-ли-ли листья падают вдали
• До-до-до, дождь идет уже давно.
- А чтобы стихотворение было легче учить, нам помогут картинки.
Давайте вместе попробуем прочитать стихотворение.
Я буду читать, а вы договаривать слова.
- Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как мы вместе читали стихотворение.
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
- А теперь я послушаю вас, как прочитаете стихотворение.
Итог занятия:
_ Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение.
-Кто запомнил, как называлось стихотворение?
- Кто его написал?
Чтобы вам всегда было тепло осенью, я хочу вам подарить солнышки, чтобы вы смогли его раскрасить.