Короткова Елена Николаевна
Проект в старшей группе «Хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
Срок реализации: 2 месяца (сентябрь, октябрь).
Тип, вид проекта : информационно-практико-ориентированный; фронтальный (с группой детей и их семьями).
Цели: создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта «Хлеб – всему голова».
Публикация «Проект в старшей группе „Хлеб“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Задачи проекта : формировать первоначальное представление о процессе производства хлеба, необходимости беречь хлеб; подвести детей к пониманию того, что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки и используемых продуктов и способов изготовления (дрожжевые грибки и их значение в процессе приготовления хлеба); человек должен учиться делать все сам; развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, воспитывать бережное отношение к продуктам человеческого труда, мелкую моторику рук; прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас.
Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и ее связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир.
При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.
Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?
Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствует расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, техники, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию изготовления хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группируют предметы в соответствии с познавательной задачей.
В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.
Идеи проекта :
Все занятия по проекту «Хлеб – всему голова» взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и ребенок ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу над проектом. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.
Планируемые результаты:
В ходе реализации проекта :
• Успешно проведены занятия.
• Организована экскурсия в пекарню «Каравай».
• Собран и оформлен альбом «Хлеб – всему голова».
• Совместно с родителями детьми сочинены и оформлены творческие работы: книжки-малышки о зернышке; собрана подборка мудрых высказываний о хлебе.
• Сформировать умение самостоятельно заводить дрожжевое тесто и печь булочки.
В ходе проектирования дети достигают целевых ориентиров образования:
– знают, как хлеб на стол пришел; названия хлебобулочных изделий; люди каких профессий принимают участие в процессе производства хлеба; как получают разнообразную муку, где ее используют, что вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления;
– проявляют познавательные способности;
– демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
– способны определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
– готовы к индивидуальному самовыражению;
– с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
– совершенствуют мелкую моторику рук.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Пирог»
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог» :
Вот он какой высоконький,
Вот он какой мяконький,
Вот он какой широконький!
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.
«Каравай»
Составив круг, играющие поют:
Шел павлин горою,
Все люди за мною.
Одного нет у нас (имя одного из играющих).
У его маменьки печка истопленная,
Блины испеченные, каравай состряпанный,
Этакий высокий, этакий широкий,
Этакий низенький.
Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т. д.
«Пахари и жнецы»
Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни – «пахари», другие – «жнецы». Первыми начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу жнецам и говорят:
А мы пашенку пахали,
Глубоко борозды пахали.
Борозды глубокие,
Полосы широкие.
А вы, жнецы, худые.
У вас серпы тупые.
Им отвечают жнецы:
А у вас – пахарь Сысой,
У него плуг тупой.
Он пашню не пахал,
На меже пролежал
Да ворон считал.
По окончании этих слов один из «пахарей» выбирает себе пару. «Пахари» берутся за руки. «Жнецы» по очереди стараются их разъединить. Когда им это удается, игра повторяется, но начинают ее уже «жнецы».
Игра «Печем пироги»
(имитация под музыку)
Действующие лица: Ведущий, Петушок, Круть, Верть.
Вместе с персонажами дети имитируют процесс приготовления хлеба.
Ведущий. Засучили рукава – высыпали муку – налили воду – добавили соль – вбили яйцо – перемешали – побили тесто – раскатали – нарезали – налепили пирожков – разложили по противню – поставили в печку – испекли – понюхали – взяли все по пирожку – попробовали – съели – поблагодарили.
Петушок. Ну что, Круть, ну что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились?
Круть. Золотые руки не знают скуки.
Верть. Хочешь есть калачи – не лежи на печи!
Круть. Худ обед, когда хлеба нет.
Верть. Сделал дело – гуляй смело.
Петушок, Круть, Верть и дети веселятся.
«Что мы делали – не скажем,
а как делали – покажем»
Из взрослых выбирается один ведущий – Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходит к Царю. Между ними происходит следующий диалог:
– Здравствуй, Царь.
– Здравствуйте, дети. Где вы были?
– На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).
– Что вы делали?
– Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем.
Дети показывают задуманные ими действия, Царь должен угадать их. Если угадал – дети убегают, а Царь их ловит. Пойманных берет в плен. Оставшиеся задумывают новое действие, и игра продолжается. Если Царь назвал задуманное новое действие неверно, дети остаются на своих местах и дают ему еще одну-две попытки для отгадывания.
Поиграв немного, дети и взрослые меняются ролями: дети становятся Царями, а взрослые загадывают действия.
«Кто назовет больше изделий из теста?»
Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждый ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек. Конкурс начинают дети, а когда их знания полностью исчерпываются, его продолжают взрослые.
Конкурс для детей «Что – сначала, что – потом»
Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т. д.). Дети должны разложить их в последовательности, согласно естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг за другом. Воспитатель или один из родителей контролирует правильность и скорость выполнения задания.
СКАЗКИ, ПРИДУМАННЫЕ ДЕТЬМИ
СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ
КОЛОСОК
Жили-были хомячок Прошка и мышка Хаврошка.
Нашли они зернышко, недолго думая, решили его посадить.
Все зверюшки наблюдали за этим и радовались, как растет зернышко.
Росло зернышко не по дням, а по часам и превратилось в золотистые колосья.
Собрали хомячок Прошка и мышка Хаврошка богатый урожай зерна и повезли его на мельницу.
Дуйте, дуйте, ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пирожки!
Пирожки сладкие, румяные, очень вкусные!
(Семья Миши Б.)
СЛАДКИЕ БУЛОЧКИ
Жила-была бедная девочка. Одна со своей матерью, и есть им было нечего. Пошла раз девочка в лес и встретила по дороге бабушку, которая знала про ее горемычное житье. У бабушки была тяжелая сумка, девочка помогла донести ее до дома.
Бабушка попросила ее подождать, вынесла за доброту девочки чудо-печку. Стоило ей только сказать «Печка, пеки!» – и в ней пеклись вкусные булки, калачи, хлеб, а скажи ей только «Печка, перестань!», – и перестанут печься булки и хлеб.
Принесла девочка печку домой своей матери. Избавились они от бедности и голода и стали, когда им захочется, есть калачи и булочки.
Однажды девочка ушла из дома, а мама говорит: «Печка, пеки!»
Испекла печка булки и калачи, и наелась мама досыта. Но захотелось ей, чтоб печка перестала печь, да позабыла она слово. И вот печет и печет печь, и ползут калачи из печи.
Вот уже и кухня полна, и вся изба полна, и ползут булки в другую избу, и улица полна, и словно хочет она весь мир накормить.
Наконец, приходит девочка. Только она сказала: «Печка, перестань!», перестала печь печка, а мама с дочкой накормили всю деревню.
(Семья Стычинских.)
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КРОШЕЧКИ
Жила-была хозяюшка. И каждый раз, когда она кормила свою семью, отрез ла хлеба, старалась не уронить ни крошки. А накопившиеся крошки собирала и уносила в кормушку для птиц.
И вот однажды попала в кормушку любопытная крошечка. Прилетела птичка-синичка, стала клевать – и вдруг слышит тоненький голосок:
– Синичка-сестричка, не ешь меня. Ты везде летаешь, много знаешь… Может, скажешь, есть ли где на свете родина моя?
Птичка-синичка встрепенулась, удивилась:
– Чик-чирик, как ты меня напугала! Вот не думала, не гадала, что еда разговаривать умеет.
– Я оттого заговорила, что очень хочется родственников повидать! Вот ты же знаешь, где родилась, знаешь своих родителей, а я не знаю… Помоги, пожалуйста!
– Ну ладно, так и быть, отгадаешь загадку, не стану тебя есть! Слушай:
Будет из него мука,
Только позже, а пока
Под дождем он подрастает,
Корешок земля питает,
Стебелек и зернышки
Нежатся на солнышке,
Стал он строен и высок,
Созревает…
– Колосок! – закричала крошечка.
– Молодец! Так и быть, помогу тебе. Пролетала я тут как-то одно поле, пахнешь ты точно так, как оно, полезай ко мне в клювик…
– А ты меня не съешь?
– Да что ты, я сюда еще вернусь и наемся, да к тому же я еще слишком сыта.
Долго ли, коротко ли летели они, и вдруг перед ними раскинулось золотое поле пшеницы. Ветер ласково раскачивал колосья, и казалось, это морские волны играют друг с другом. Синичка опустилась на поле, положила крошечку, попрощалась и улетела.
Колоски встретили крошечку как родную: «Здравствуй, крошечка!»
– Здравствуйте, колоски мои родные, как долго я вас искала!
– Мы тоже рады тебя видеть! И мы не единственные твои родные! Еще у тебя есть солнышко, которое нас пригревает, ветер, который нас ласкает…
– Но как же так, я совсем на вас не похожа!
– Когда-то ты была одной из нас. Ты поймешь это, когда пройдешь весь путь чудесного превращения.
– Ах, как интересно!
– Сейчас мы будем кататься вон на той большой машине.
Издалека раздавался шум мотора, вскоре показался комбайн. Крошечка изо всех сил схватилась за колосок, и в этот же миг что-то подхватило ее, и она оказалась на самой вершине потока из колосков.
О, какой замечательный вид открылся ей тогда! Как огромный золотой водопад струились множество колосьев и превращались в огромную гору драгоценного зерна.
А потом вдруг гора стала уходить из-под ног, и наша крошечка покатилась вниз, ну точно на аттракционе в парке. Очутившись вместе со всем зерном в зернохранилище, она осмотрелась и обрадовалась, зерна были такие же маленькие и золотистые, как она сама. Но зернышки, перебивая друг друга, затараторили:
– Еще не все, еще не все… Сейчас нас будут очищать, отбирать, сортировать!
И закрутилась карусель: задребезжали сеялки, запрыгали веялки, застучали рессоры, наша крошечка только успевала проскакивать в этаких лабиринтах.
После тщательного отбора самые достойные отправились снова в путь для превращения в чудесный порошок, который называется мукой. Об этом крошечка узнала у самого красивого и крупного зернышка по дороге на мельницу.
– А теперь давай прощаться, – сказало ей зерно, – в муку посторонним нельзя.
И крошечка заплакала, жалко было расставаться с родными.
Но вдруг, откуда ни возьмись, мышка.
– Ты чего плачешь? Сейчас вся размокнешь и невкусная, нехрустящая станешь! А мне так есть хочется!
– Миленькая мышка, – взмолилась крошечка, – не ешь меня, пожалуйста, ведь я проделала такой нелегкий путь, и потом, я такая маленькая, что ты все равно не наешься. Лучше давай мы с тобой вместе посмотрим, как получается волшебный порошок, мне одной на мельницу никак не пробраться.
– Волшебный порошок? – удивилась мышка. – Интересно! Я как раз живу недалеко от мельницы, пойдем скорей!
Они быстро забрались на самое удобное место и стали наблюдать, как зерна превращаются в муку. Зерна сыпались в огромные жернова, а выходили в виде белоснежного порошка.
– Ну и что же тут волшебного? – удивилась мышка.
– Подожди, это еще не все, смотри, муку упаковывают в мешки, наверное, повезут еще куда-то! Давай проследим!
И они незаметно пробрались к мешку с мукой, который погрузили в грузовик и повезли дальше. Ехали они, ехали и очутились в пекарне.
Здесь началось такое, все вокруг крутилось, вертелось, двигалось, пыхтело и при этом так вкусно пахло, что у мышки слюнки текли. В волшебный порошок добавили воду, яйцо, соль, сахар, дрожжи и замесили тесто. Оно было живое! Тесто дышало, росло и поднималось все выше и выше. И оно убежало бы, наверное, если бы не попало в печку в виде разных булок, батонов, баранок…
Прошло немного времени, и вдруг печь отворилась, и с пылу, с жару появился такой огромный, величавый Каравай Караваевич!
– Ой! Кто это? – хором воскликнули крошечка с мышкой.
– Да это же хлебушек! – тут же догадалась мышка.
Переваливаясь с боку на бок, хлебушек важным голосом сказал:
– Да, я хлеб-батюшка, а величать меня Каравай Караваевич! А вы кто такие? Ой, вижу-вижу, внучка моя – крошечка, и мышку-подружку твою тоже вижу.
И тут он призадумался и говорит:
– А вот ответьте-ка мне, ребятки, на один вопрос. Люди говорят, что хлеб – всему голова, что это богатство, что беречь, мол, его надо, тогда почему:
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат в огненной пещере,
Режут меня ножами…
За что меня так губят?
– За то, что любят! – ответили хором мышка с крошечкой.
Все обрадовались, захлопали в ладоши и весело закружились вокруг каравая, а он, весело раскачиваясь, запел песенку:
Я Каравай, Каравай,
Рот скорее открывай,
Путь огромный прошел,
Я из теста мешен,
Да в печке жарен,
Подрумянился бочок,
Ну-ка съешь меня, дружок!
На этот радостный шум слетелись птички, зверюшки разные, и среди них была старая знакомая синичка-сестричка.
А потом Каравай Караваевич угостил всех сладким чаем с сушками, пампушками и сдобными ватрушками.
Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
(Семья Аптиевых.)
ЭКСКУРСИИ
ЭКСКУРСИЯ В ГОРОДСКУЮ ПЕКАРНЮ
«КАРАВАЙ»
Цель: знакомство с технологией приготовления хлеба в больших количествах.
Задачи: проследить, как пекари готовят различное тесто для пшеничного и ржаного хлеба, закрепить знания о дрожжах.
Организация: по договоренности с родителями детей привозят в пекарню на автобусе. Старший пекарь проводит экскурсию по пекарне. Дети группой проходят мимо оборудования, печи, тестомесильной машины.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, прогулка, наблюдение, коммуникативная.
Рекомендации: педагог строго следит за соблюдением правил безопасности.
На экскурсии в пекарне дети должны увидеть весь процесс – от замеса теста до вынимания горячих булок хлеба из печи. Старший пекарь объясняет назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов.
Воспитатель. Видите, ребята, тесто замешивают таким же способом, как вы делали это сами, но уже не в кастрюлях, а в чанах. И помогают людям в этом умные машины и агрегаты. Вот так пекарь и его помощник работают каждый день, чтобы у вас всегда был свежий хлеб на столе. Вкусно они готовят? Вам нравится? (Детей угощают свежим хлебом.) Давайте поблагодарим всех за то, что показали нам, как они работают, и за то, что каждый день готовят для нас очень вкусно.
Дети благодарят работников пекарни и уходят.
ЭКСКУРСИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ХЛЕБНЫЙ МАГАЗИН
(домашнее задание)
Цель: развитие умений детей рассказывать об увиденном, передавать эмоционально и интересно все новое, о чем узнали в хлебном магазине.
Задачи: продолжить формирование понятий магазин, продавец, водитель, пекарь, покупатель, автомашина, труд людей; познакомить с разновидностями хлебобулочных изделий; проследить их путь от пекарни до покупателя; подчеркнуть значение соблюдения гигиенических правил во время работы; формировать чувство уважения к людям труда и хлебу.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская (ознакомление с социальным миром и окружающей средой, ТРИЗ, экскурсия, наблюдение, прогулка, речевая, коммуникативная.
Организация: воспитатель предварительно договаривается с родителями о том, на что обратить в магазине особое внимание. Сначала детям предлагают посмотреть, как разгружают машину, как хлебобулочные изделия раскладывают по полкам. Сосчитать, сколько видов хлебобулочных изделий завезли сегодня в магазин, узнать их названия. Обращается внимание детей на то, что хлеб лежит на специальных лотках, которые не ставят на землю, а осторожно переносят в магазин и вместе с хлебом оставляют на полках.
В торговом зале дети смотрят, как покупатели берут хлеб, выясняют, какие изделия пользуются наибольшим спросом, что чаще покупают: хлеб или булочки. Они считают, сколько покупателей в магазине, обращают внимание, что кроме хлеба и булочек, есть пряники, печенье, сухари и иные продукты, которые завозят не ежедневно.
Дети наблюдают, как продавец разговаривает с покупателями, как выясняет, что им надо, отпускает товар. Смотрят, как он получает деньги, дает сдачу. Родители обращают внимание детей на то, как продавец соблюдает гигиенические правила. Руками он прикасается только к тем продуктам, которые находятся в упаковке. Вернувшись в детский сад, дети обмениваются впечатлениями. Воспитатель побуждает их к этому. Затем дети работают со своим регистрационным листком, называют разновидности хлебобулочных изделий, вспоминают, сколько людей пришли в магазин, все ли покупали хлеб и булочки.
Дети делают вывод о том, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди. При работе с хлебом и иными продуктами необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ХЛЕБНЫЙ МАГАЗИН»
Для этой игры на занятиях из соленого теста лепятся всевозможные хлебобулочные изделия. После высыхания они раскрашиваются красками и используются в играх и свободной деятельности. Эти поделки сохраняются достаточно долго, поэтому находят себе применение после окончания проекта.
Варианты целей педагога при организации игры:
• Создавать условия для ознакомления детей с разнообразными ситуациями, происходящими в магазине; правилами поведения в общественных местах.
• Создавать условия для проигрывания разнообразных ситуаций при взаимодействии людей, работающих в супермаркете.
• Расширять представления о разнообразии хлебобулочных изделий, способах и технологии их изготовления.
Способы вовлечения в игру детей, имеющих разные
особенности, способности и интересы
Интересы и особенности детей Деятельность
Любят рисовать Изготовление вывески магазина, рекламы, денежных купюр
Любят конструировать Изготовление пекарни, магазинных прилавков и других атрибутов
Любят практические задания Лепка атрибутов для игры «Хлебный магазин», изготовление денег, рекламных буклетов, газет и книг рецептов
Любят познавательные задания Рассказывание работникам и посетителям о разнообразии продукции магазина, составление договоров и контрактов с пекарнями
и другими магазинами
Гиперактивные дети Доставка «Хлеба» из пекарни, охрана магазина, административная работа, устранение конфликтов между посетителями
Ситуации удивления для развития и обогащения сюжета.
1. Экскурсии в пекарню, магазин, на кухню.
2. Изготовление альбома о хлебе.
3. Рассматривание журналов «Наша кухня».
4. Чтение художественной литературы.
5. Замешивание теста и выпекание булочек на занятии.
6. Лепка хлебобулочных изделий из декоративного теста.
7. Педагог в роли покупателя хлебобулочных изделий.
8. Покупатель в замешательстве: он не знает, что лучше подать на стол гостям. Что предложат ему продавцы магазина?
9. Педагог в роли «конфликтного» покупателя.
10. Моделирование хлебобулочных изделий (прорисовывание).