Татьяна Мусорина
Проект в старшей группе «Чудо-огород на окошке растёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно - исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : с 09.03.2023 по 30.04.2023.
По количеству участников – групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.
Актуальность проекта :
В наш век технического просвещения остро встала проблема снижения познавательного интереса, любви и уважения к живой природе. И все меньше интересует детей природные явления, процессы, взаимосвязи.
Темочки:
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Взрослые люди и тем более дети, глядя на своих родителей, полностью погрузились в виртуальную жизнь компьютеров и других гаджетов. Современные дети дошкольного возраста могут сами скачивать фильмы, игры, но не знают, как растут овощи и фрукты. Почему так происходит? А дело в том, что дети видят овощи и фрукты только в супермаркетах, а многие семьи не имеют даже дачного участка.
Проблема: недостаточные знания детей об овощных культурах, способах и условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека, недостаточно практических навыков ухода за выращиваемыми овощными культурами.
Цель: формирование экологических представлений детей об овощных культурах в процессе выращивания из семян, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность, посредством совместного создания огорода, и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи:
1. Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.
2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах: строение, польза, уход за ними.
3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
5. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет,
тепло, вода).
6. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе со-вместной исследовательской деятельности.
7. Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
8. Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Предполагаемый результат:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращи-вание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
5. Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе.
Работа с родителями:
- Обсудить цели и задачи проекта. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
- Организовать сбор посадочного материала.
- Подготовить контейнеры и землю для посадки.
- Подготовка информации для родительских уголков.
- Привлечение к сбору информации (картинки, рисунки, рецепты)
- Консультация для родителей: «Помощь ребенка на огороде», «Как полезны овощи!»
Этапы реализации проекта
1этап. Подготовительный:
- беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях);
- составление плана работы над проектом;
- подбор методической, справочной, художественной литературы по
теме;
- сбор материала необходимого для реализации проекта;
- чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, сказок, рассказов, стихов связанных с огородом и овощами);
- организация предметно – развивающей среды по теме проекта;
- подборка иллюстраций: «Семена», «Свойства воды», «Виды почвы»;
- картотека экспериментов в опытном уголке «Огород на окне»
2 этап. Реализация проекта :
• беседы: «Что такое «Огород на окне», «Какие растения можно вырас-тить на подоконнике», «Овощи и фрукты», «Полезные продукты», «Что сажают в огороде», «Беседа о воздухе», «Удивительная почва»; «Беседа для чего нужна вода?», «Солнце друг или враг»; «Витамины с грядки»
• картотека дидактических игр по ознакомлению детей с овощами;
• рассматривание семян (дать детям понятие о том, что форма и размер у разных растений разные);
• посадка семян огурцов, укропа, лука, петрушки, редиса, и другие культуры в землю;
• опыт: «Наблюдение за ростом лука, гороха» (вызвать у детей познава-тельный интерес к выращиванию гороха и лука);
• практическая деятельность на «грядке» : продолжать учить детей пра-вильно ухаживать за посаженными растениями;
• сбор коллекций семян;
• отгадывание загадок про овощи и фрукты;
• чтение сказок: «Репка», «Пых», «Вершки и корешки»; Носов «Огородники», Е. Благинина «Приходите в огород», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали», Ю. Тувим «Овощи», Г. Сапгир “Садовник”;
• опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Рост и развитие растений», «Вода и росток», «Солнце и росток», «Проращивание семян»;
• аппликация «Овощи на грядке», лепка: «Наши овощи созрели»;
• просмотр иллюстраций «Виды почв»;
• заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук»;
• сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»;
• настольно-печатная игра «Вершки и корешки», «Четвертый лишний»,
• подвижные игры «Огород у нас в порядки», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи», Игра с мячом «Воздух, земля, вода»;
• пальчиковые игры: «Огород», «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «Чищу овощи для щей»;
• изготовление масок (овощей и фруктов) для игр;
• хоровод «Огородная – хороводная»;
• составление рассказов из личного опыта «Как мы сажали овощи», «Рассказ об овоще»;
• дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Красный, зелёный, оранжевый», «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус», «Закончи предложение», «Из чего какой», «Подбери слово», «Что едят в сыром, а что в варёном»;
• оформление журнала наблюдения за всходами;
• Пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде.
• Игра драматизация по русской народной сказке «Репка». Развивать у детей актёрские способности.
• Раскрашивание раскрасок на тему «Овощи»;
• итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы);
3 этап. Заключительный:
- Анализ и обобщение результатов, полученных в процес-се исследовательской деятельности. Сбор урожая, употребление зелени в пищу во время обеда.
- Организация выставок детских работ лепки, аппликации. Создание мини огорода на подоконнике. Проведение экскурсий по огороду на подоконнике для детей и родителей.
Вывод: В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах. В процессе исследовательской работы дети узнали о многообразие и разнообразие посевного материала. Проводя наблюдения и опыты, дети получили знания о благоприятных условиях для роста и развития растений : обобщили представления детей о необходимости света, тепла и влаги почвы для роста растений. Дети научились правильно ухаживать за растениями, появился познавательный интерес и исследовательские навыки: умение устанавливать причинно – следственные связи, анализировать, систематизировать и делать выводы, фиксировать результаты наблюдений в дневниках. Воспитанники стали бережнее относиться к растительному миру, появилось чувство ответственности за благополучное состояние растений. Родители приняли активное участие в проекте «Чудо огород на окошке растёт».