Ирина Ревазова
Проект в старшей группе «Культура родного края. Осетия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Культура моего края»
Тип проекта Познавательно-информационный
Актуальность проекта Знакомство детей с родным краем, с культурой, играет огромную роль в становлении личности ребенка. Большинство старших дошкольников не могут ответить на вопросы: в какой
Публикация «Проект в старшей группе „Культура родного края, Осетия“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика Северная Осетия - Алания
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
стране они живут, в каком городе, кто президент Осетии. Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, воспитание начал патриотизма.
Цель проекта Формирование у детей духовных ценностей, интереса к изучению культуры, воспитанию любви к родному краю.
Задачи проекта Познакомить детей с родной республикой, родным городом и их достопримечательностями.
Развивать связную монологическую и диалогическую речь.
Воспитывать интерес и любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее чистой и красивой.
Сроки проведения Ноябрь
Участники проекта Дети, воспитатель, родители.
Деятельность педагога Показ, объяснение, беседы, чтение художественной литературы, консультации с родителями, анкетирование родителей.
Деятельность детей Рассматривание иллюстраций, альбома с осетинскими орнаментами, отгадывание загадок, слушание художественной литературы, игры в дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, творческая деятельность.
Ныхас: «Н райгуыр н б ст».
Нысан: У р хд р к нын сабиты зонындзин дт райгуыр н б ст йы тыхх й. Хъомыл к нын сабиты, ц м й с рыстыр уой с райгуыр н б ст й.
Ныхас:Сыв лл тт, мах ц р м тынг р сугъд республик йы. З гъут-ма куыд хуыйны (Ц гат Ирыстон-Алани) Тынг раст. Н райгуыр н б ст хуыйны Ц гат Ирыстон-Алани. Ц гат Ирыстоны с йраг гор т та цы хуыйны? (Дз уджыхъ у). З гъут-ма, мах цав р гор ты ц р м, куыд хуыйны? (Алагир) Ноджыд р Ц гат Ирыстоны цав р гор тт зонут? (Дигора, рыдон, Беслан)
Ц м й н гор тт у й сыгъд г, уынгт чи фснайы, уый цы хуыйны? (Уынгм рз г) Тынг раст. Н райгуыр н б ст хъуам уарз м м сыгъд г й дар м.
Ныхас: «Н х хт».
Нысан: Раб р г к нын сыв лл тты зонындзин дт райгуыр н з ххы тыхх й. Дардд р с зонг к нын, райгуыр н б ст цы хон м, уыим (х хт, ц уг д тт).
Ныхас: Сыв лл тт, Ц гат Ирыстоны рдз ц м й хъуыстгонд у (Й х хт й) Тынг раст. Ирыстон с рыстыр у й х хт й. Х хт сты тынг б рзонд м р сугъд. Х хт м куы схиз м,у д хъарм уыдз н ви уазал (Уазал) Х хты цъуппытыл ис мит,уый с рдыгон д р н тайы-уыдон сты цъитит. Х хт й сырсырг нг згъорынц ихджын ц уг д тт м сыгъд г х рзад суад тт.
Цав р ц уг д тт зонут смах? На гор ты Алагиры ц уы рыдоныдон, Дз уджыхъ уы та ц уы Терчъыдон, ис ма Фыййагдон, Цраудон, Джыз лдон.
Ныхас: «Н Ирыстоны тырыса»
Нысан: Сыв лл тты базонг к нын н Ирыстоны тырысаим м гербим. Тырысай н й рт хуызы цы амонынц уый сыв лл тт н ныффидарк нын.
Ныхас: Сыв лл тт, алы б ст й н д р ис й хи тырыса м герб. Цав р хуызт уынут н Ирыстоны тырысайыл?
Урс, сырх м бур. У ллаг, урс уадздзаг, у у здандзинады, мбарг дзинады, з рд х лардзинады символ. Б р г к ны, н б ст йы ад мм фыдз рд хъуыдыт к й н й, уый. Сырх уаддзаг у хъ батырдзинады, хсардзинады символ. Уый та ууыл дзур г у, м н ц рджыт й алчид р ц тт у н райгуыр н б ст зн гт й бахъахъхъ нынм. Бинаг, бур хуыз уаддзаг б р г к ны хъ здыгдзинад, хоры н мыг, з ххы куыст.
МДЗ ВГ Т
Х хт й н гор т-б рзондд р,
Ф зт й н гор т-х рзкондд р,
Хур й н гор т рттивы,
Ногм й дар ст ивы.
Ацы хорз б лцц тт чи сты?
Афт к д м к нынц тагъд?
Уыдон хх ст л гт систы,
Не фсадм ц уынц ныр та.
Райгуыр н б ст йы уарзт й
Се взонг з рд т сты дзаг.
Адон л удзысты цырддзаст й,
Н ар нтыл ма ц уа знаг.
Л г н зынаргъ куынн в ййынц
Й бинонт, й мад!
Л г н зынаргъ куынн в ййы
Й р зг бонты цард!
Ф л у дд р, ныййар г з хх,
Д у н мбал к м и?
Д у й з рд й н адджынд р,
З гъ-ма мын, чи у,чи?
Ирыстон-н б ст,
Дз уджыхъ у–н мад,
Н х хты, н ф зты
Мах араз м цард.
У р се-н б ст
Ирыстон-н мад.
Й ад м-ц рг ст,
Й сау з хх-б ркад.
У, н хи чысыл н уынг,
Мах уынгты-иу ар х цу.
Ам ныр ног р вдау ндон ис,
Ам ныр ног х дз ртт ис.
Стыр у ладзыджы –балкъон.
Мид г й с хим -дон.
Хъазынм с к рты-ф з,
Уым дзух ф кафын з.
УЫЛ ФТЫ МИНУТТ
Иу, дыуу, рт, цыппар
Р вдз р у, д бынат ар.
Къ хт иум, къухт -нд гъд,
Г пп ф ст м, г пп ф рсм,
Г пп, г пп, г пп,
К ныс м нм.
Къ хт радгай разм ппар.
Иу, дыуу, рт, цыппар
Къухт -гуырыл.
К н гуыбыр, сымраст к н.
Хъарм, сыгъд г доны ц рынц,
Алырд м цъыввытт к нынц.
Ацъынд в ййыннц, рак сынц,
Куы та змисы амб хсынц.
РИСОВАНИЕ «Орнамент».
Цель: Продолжить учить детей составлять узор по мотивам осетинского орнамента. Правильно располагать узор.. Воспитывать интерес к обычаям и традициям осетинского народа. Воспитывать интерес и любовь к осетинскому орнаментальному искусству.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Разрезные картинки».
Цель: формирование умения составлять целое изображение из частей, формирование умения детей объединять детали по общим признакам в общий элемент, развитие наблюдательности.
РАССМАТРИВАНИЕ «Достопримечательности родного
города».
Цель: Уточнить знания детей о родном городе : название города, основные достопримечательности.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери флаг Осетии»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, города, закрепить основные цвета флага, что они обозначают?
Умение последовательно собирать полоски по цветам.
СЮЖЕТОН ХЪАЗТ
«Фынджы у лхъус хидарыны гъд утт»
Нысан: Сыв лл тты ахуыр к нын, фынгыл бадг й хи куыд дарын хъ уы, ууыл.
гъдау м у здандзинад парахат к нын.
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «Собери улицу города»
Цель: учить детей называть улицы ближайшего окружения, знать в честь кого они названы.
Аппликация из комочков салфеток
«Составь флаг Осетии»
Цель: Учить детей из комочков бумажной салфетки поочередно клеить по цветам флаг Осетии.
Закрепить обозначение цветов.