Мария Ступникова
Проект «Вместе весело играть» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Темочки:
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Тип проекта : долгосрочный, обучающий, игровой.
Участники: дети, воспитатели.
Автор: воспитатель группы : Чеченева Т. Н., Ступникова М. А.
Проблема: Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Актуальность
В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Гипотеза проекта : Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.
Цель: Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Задачи:
- Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
- Формирование грамматического строя речи.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие связной речи.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- театрализованные игры,
- сюжетно – ролевые игры.
Этапы реализации проекта
1. Предварительный:
- выдвижение гипотезы;
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей.
2. Основной.
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.
3. Заключительный.
Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.
Методы проекта : наглядные, словесные, практические, игровые.
Структура проекта
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Предполагаемый результат
При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Перспективное планирование
1 неделя 2 неделя 3 неделя
Дидактические игры:
1. «Кто - Что делает?»
Цель: учить детей, рассматривая картинку, называть изображенные на ней предметы и их качества, действия; выполнять действия, которые они видят на картинке; развивать игровые навыки.
2. «Назови, одним словом»
Цель: Развитие внимания, мышления, сообразительности, формирование умения классифицировать предметы, воспитание выдержки, чувства товарищества, интереса к игре, расширение кругозора, пополнение словарного запаса
3. «Что лишнее»
Цель: развитие зрительного внимания, логического мышления, умения обобщать.
4. «Скажи по-другому»
Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
5. «Придумай сам»
Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.
6. «Птицы, звери, рыбы»
Цель: упражнять в классификации
7. «Кто подберет больше слов?»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Дидактические игры:
1. «Вершки и корешки».
Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).
2. «Испорченный телефон».
Цель: развитие слухового внимания.
3. «Назови лишнее слово»
Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения.
4. «Грамотейка»
Цель: Упражнять в подборе слов на заданный звук, в различении твёрдых — мягких, звонких — глухих согласных; развивать слуховое и зрительное восприятие; воспитывать внимание, усидчивость.
5. «Саратовское радио»
Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения.
6. «Лови, да бросай, цвета называй»
Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
7. «Стук, да стук, найди слово, милый друг»
Цель: развитие речевого слуха – умение находить в словах слоги.
8. «Назови правильно»
Цель: формирование у детей умения составлять предложения к простым предлогам. (перед, после, между) Дидактические игры:
1. «Нужные знаки»
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.
2. «Кто знает, пусть дальше считает»
Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.
3. «Ритмическое эхо».
Цель игры : развитие чувства ритма, используя ранее приобретенные знания (понятие о долгих, коротких звуках и о динамических оттенках) .
4. «Найди фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
5. «Когда это бывает»
Цель: закрепить знания о частях суток.
6. «Назови, кто за кем стоит»
Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными, упражнять в составлении предложений с пространственными предлогами (до, после, между)
7. «Определи звучание»
Цель: упражнять детей в умении находить слова с твердым и мягким звучанием согласных, формирование предпосылок звукового анализа слова.
Сюжетно – ролевые игры:
«Парикмахерская»
Цель: Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции, в соответствии с выбранной ролью. Обогатить знания детей о труде парикмахера, воспитывать уважение к труду парикмахера.
Сюжетно – ролевые игры:
«Семья»
Цель: обогащение социально - игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья».
«Магазин»
Цель. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепить знания о функционировании магазина. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Сюжетно – ролевые игры:
«Почта»
Цель: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Воспитание чуткого и внимательного отношения к товарищам и близким.
«Ателье»
Цель игры: Научить детей отражать в игре “Ателье” специфику разных профессий: приемщик, закройщик, швея, гладильщик, учить детей отражать в игре знания, полученные в различных видах деятельности, формировать умение различать назначение разных профессий, выполнять действия в соответствии с выбранной ролью, воспитывать интерес к труду взрослых.
Подвижные игры:
1. «Совушка»
Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.
2. «Горелки»
Цель: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры. Подвижные игры:
1. «Баба-Яга»
Цель: Повышать интерес детей к физической культуре; воспитывать доброту и взаимовыручку ; в игровой форме развивать основные физические качества: силу, выносливость, ловкость;
2. «Жмурки»
Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы. Развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость, быстроту действий.
Подвижные игры:
1. «Волшебная скакалка»
Цель: учить детей прыгать на скакалке столько раз, сколько в слове слогов. Закрепить умение делить слова на слоги. Развивать внимание, координацию движений.
2. «Кого назвали, тот ловит мяч»
Цель: учить детей ловить мяч, подброшенный вверх двумя руками, не прижимая к груди, бросать вверх, называя имя ребёнка. Развивать умение действовать быстро. Укреплять моторику рук.
3. «Мышеловка»
Цель: развитие двигательной активность детей, закреплять умение бегать, не мешая друг другу, физические качества (ловкость, быстроту, воспитывать умения слышать словесные указания воспитателя.
Театрализованная игра
Игра –драматизация «Репка»
Цель: Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительность движения со словами. Учить передавать образ пластикой и движением.
Театрализованная игра
Инсценировка сказки «Бабушка Яга» (по стихотворению В. Дробиз «8 Марта»)
Цель: Учить детей участвовать в инсценировке сказки, формировать эмоциональную выразительность речи, развивать умение у ребенка входить в определенный образ, представлять его, выполнять, имитировать движения, активизировать использование в речи слов, встречающихся в сказке.
• Дидактическая игра «Ателье»
Цель: формировать у детей представление о труде работников ателье; учить классифицировать одежду по назначению, сезонному признаку. Активизировать словарь по теме.
• Составление описательного рассказа по плану-схеме «Овощи – фрукты»
Цель: систематизация словаря, активизация словаря по теме «Овощи – фрукты», развитие грамматических навыков и навыков словоизменения, развитие связной речи, развитие навыков умения составлять рассказы, опираясь на план–схему, формирование положительной мотивации на занятии, воспитание контроля за собственной речью.
• Дидактическое упражнение «Расскажи-ка»
• Цель: развитие навыков умения составлять рассказы, опираясь на план–схему, формирование положительной мотивации на занятии, воспитание контроля за собственной речью.
• Дыхательные упражнения