Ольга Лещева
Проект в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Москва ремесленная»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализовали проект: Лещева О. А, Штогрина В. В.
Тема нашего проекта возникла после посещения музея «Русская изба»
в школе № 1191. Дети стали нам задавать множество вопросов:
- Как делали горшки из глины?
- Из чего делали одежду? Как ее украшали?
Эти вопросы во многом касались быта и ремесел в городе и в деревне. В связи с этим, мы решили реализовать краткосрочный проект,
целью которого стало: Воспитание у детей нравственно – патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом.
Публикация «Проект в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему „Москва ремесленная“» размещена в разделах
- Москва. Проекты для детей
- Московская область, город Москва
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В нашем городе очень много улиц и переулков которые даны по названию находившихся там в древние времена ремесленных слобод: Кузнецкая слобода, Мельницкая слобода, Гончарная слобода и т. д., поэтому мы решили познакомить детей с улицами родного города через старинные ремесла. Таким образом, мы решали реализовать сразу два образовательных направления и ответить на два вопроса – знакомство детей с древним бытом и улицами Москвы.
На первом этапе нам помогали родители наших воспитанников. Для того чтобы привлечь их к работе мы провели беседу и создали консультации по теме проекта: «Как интересно рассказать детям о Москве», «Москва – ремесленная». А знакомство детей с Москвой, мы начали через художественную и познавательную литературу. Вместе с детьми мы рассматривали картины русских художников Поленова В. Д, Васнецова А. М, которые рисовали старую Москву. Также дети играли в дидактические игры: «Жили-были москвичи» и «Ремесла на Руси», которые развивали лексический словарь и знакомили с ремеслами и бытом Москвы.
Но особый интерес у детей вызвал настольный макет «Русская изба в миниатюре». Ребята познакомились с устройством русской избы, печи и различной утварью.
Игра продолжалась длительное время и поддерживала интерес детей к теме проекта.
Для решения поставленных нами задач мы использовали технические средства обучения. Мы показывали ребятам видео презентации по теме проекта «Ремесла в названиях улиц Москвы», «Как выращивали хлеб вчера и сегодня», «Гончарное искусство».
Второй этап нашей работы был практический и длился он неделю. За это время дети смогли попробовать себя в роли ремесленников.
Наше путешествие по старой Москве началось с Гончарного переулка. Дети познакомились с ремеслом гончара. Попробовали на гончарном круге слепить мисочки из глины. Далее дети узнали многое о ремесле мельника и о жителях Мельницкого переулка. Самостоятельно, в экспериментальной деятельности, на ручной мельнице, помололи муку. И сравнили ручной помол с заводским, современным помолом.
Не все ребята знали историю Столешникого переулка. А ведь там жили и работали ткачи, которые славились на всю Русь производством скатертей. Мы показали детям работу прялки и малого ткацкого станка, коллективно создали прекрасную скатерть, расписав ее в технике «батик».
Есть в нашем городе ряд переулков, которые связаны с хлебобулочными изделиями – это Калашный и Хлебный переулок. Чтобы дети лучше запомнили названия этих переулков, мы решили поиграть. Сначала ребята превратились ненадолго в пекарей и большим удовольствием лепили из теста и пекли калачи. Которые потом они смогли унести домой и угостить родителей.
В конце недели было запланировано итоговое интегрированное занятие. Для него дети помогли нам создать такие атрибуты как: волшебное дерево, костюмы для кукол би-ба-бо (пекарь, гончар, ткачиха, повар). Для большего погружения в атмосферу старинного города мы оформили нашу группу в русском народном стиле. В ходе занятия мы закрепляли названия улиц и переулков родного города, а также названия ремёсел наших предков. Дети помогали сестрице Аленушке подготовиться ко дню рождения братца Иванушки. Занятие проходило в форме квеста. Оно было направлено на развитие связной речи, обогащение словаря, диалогической речи и логического мышления, познавательной активности, расширения кругозора. Нами были использованы русские народные игры и народная музыка. Занятие состояло из интеграции разных видов деятельности. Дети отгадывали загадки, собирали головоломки, играли в русские народные подвижные игры, в дидактические речевые игры, лепили из соленого теста.
На заключительном этапе к нашей работе, по изучению детьми родного города, снова подключились родители. Взрослые вместе с детьми путешествовали по уже знакомым улицам Москвы. Во время прогулок было сделано очень много интересных и красивых фотографий, которые легли в основу видеоальбома «Мой любимый город». Родителям очень понравилось гулять со своими детьми и рассказывать друг другу интересные факты и истории о любимом городе. Практически все родители группы сказали нам слова благодарности за то, что мы помогли организовать семейный досуг, познакомили детей с древней историей нашего города, помогли узнать скрытый смысл известных нам слов и названий.
Память о людях, живших и работавших в Москве, оставила свой отпечаток в старых названиях улиц, переулков, набережных – они тоже часть нашей истории и культуры, поэтому к ним нужно относиться очень бережно. И дарить эти знания и любовь к родному городу детям!
Рекомендуемый список художественной литературы для чтения детям старше 6 лет
1. Волкова Н., Волков В. О чем молчат башни Кремля? – М. : Настя и Никита, 2015.
2. Максимова Е. Глина. Путешествие в комнатных тапочках. – М. : Настя и Никита, 2015.
3. Патки Х. Арбат. – М. : Настя и Никита, 2015.
4. Скрыпник Л. Бульварное кольцо. – М. : Настя и Никита, 2015.
5. Скрыпник Л. Кольца Москвы. – М. : Настя и Никита, 2015.
6. Улыбашева М. Русская изба. От печки до лавочки. – М. : Настя и Никита, 2015.
7. Улыбашева М. Тайны собора Василия Блаженного. – М. : Настя и Никита, 2015.