Света Бондарева
Проект в первой младшей группе «Снег-снежок»
Педагогический проект по теме : «Снег – снежок»
Выполнила: Бондарева Светлана Владимировна -
высшая квалификационная категория
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица
Дети младшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в
исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая
и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает
Публикация «Проект в первой младшей группе „Снег-снежок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира.
Исследовательская деятельность помогает детям расширять
свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления.
В процессе экспериментирования результат уточняется, проясняется
и наглядно виден детям. Всякий опыт – это активный процесс, система
определённых действий, при помощи которых ребёнок получает ответы
на стоящие перед ним вопросы. Все дети любят зиму, зимние развлечения
и забавы.
Проблема. На дворе зима, много снега. После бесед с детьми выяснилось, что не все дети обладают знаниями по теме «Зима, снег», затрудняются ответить: Что такое снег, Откуда появляются снежинки, Что такое снеговик, несколько детей, не задумываются о последствиях, едят его. Поэтому нами было принято решение провести проект «Снег – снежок».
Гипотеза: Поддерживая стремления детей к познавательно - исследовательской деятельности, творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки по теме «Зима, снег»
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Цель проекта : Расширить и закрепить знания детей о снеге, его свойствах, узнать что связано со снегом в нашей жизни, дать представление о том, как снег может навредить здоровью человека.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
1. Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений).
2. Укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни;
3. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
4. Развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности.
5. Расширить знания детей, что такое снег и какой он (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый);
6. Обогатить речь детей.
7. Познакомиться со стихотворными и музыкальными произведениями о снеге.
8. Привлечь родителей к активному участию в проекте.
9. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Решая эти задачи, мы строили свою работу в соответствии с местными условиями и ценностями детей, учитывая следующие принципы:
• позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
• поэтапная работа
• непрерывность и преемственность педагогического процесса;
• дифференцированный подход к каждому ребенку;
• максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• рациональное сочетание разных видов деятельности;
• адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• деятельностный подход;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Реализация поставленных задач строилась в соответствии с ФГОС через интеграцию образовательных областей и различные виды детской деятельности:
• игры дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, пальчиковые, игры на прогулке;
• проведение опытно – экспериментальной деятельности со снегом;
• просмотр и обсуждение мультфильмов;
• чтение и обсуждение художественной литературы: рассказов, стихотворений, сказок;
• создание ситуаций педагогических, беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, ситуативные разговоры с детьми;
• рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым произведениям художественной литературы;
• продуктивная деятельность рисование, конструирование.
В работе с детьми используются такие методы, как:
1. Игровые методы.
2. Наглядный метод.
3. Словесные методы.
4. Практические методы.
Объект - снег
Предмет - физические свойства снега
Срок проекта – краткосрочный Дата проведения: январь 2022 года
Участники проекта : дети первой младшей группы, родители, воспитатели.
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : познавательно – исследовательский.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта : групповой
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОО.
Практическая значимость: состоит в том, что методические разработки проекта могут быть использованы в деятельности других педагогов и родителей для взаимодействия с дошкольниками. Творческие рисунки будут использоваться для оформления РППС.
Ожидаемый результат:
для детей - дети будут знать, что такое снег, какой снег, в какие игры со снегом можно играть, почему его нельзя есть.
для педагогов - повысится творческий потенциал, повысится компетентность по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
для родителей - повысятся педагогические знания, родители будут принимать активное участие в проектной деятельности.
Этапы реализации проекта
Первый этап – подготовительный
• Определение уровня знаний детей;
• разработка содержания проекта;
• информирование родителей по организации и проведению проекта (знакомство с проектом, роль родителей);
• создание соответствующей развивающей среды в группе : подобрать материалы, пособия, дидактические игры, иллюстративный материал, презентации, художественную литературу, материал для продуктивной деятельности
• разработка рекомендаций для родителей
Второй этап (основной этап) - практический
Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми и родителями для решения поставленных задач.
1. Беседа «Что бывает зимой?», «Снег какой?», «Если хочешь быть здоров…», «Опасный лед», «Почему нельзя есть снег».
2. Проведение опыта «Как снег становится водой», «Как вода становится льдом», «Определение чистоты снега». Цель: показать, что снег в тепле тает и становится водой, а вода в холоде замерзает и становится льдом.
3. Дидактические игры: Разрезная картинка «Снеговик»
«Разложи снежинки в ряд» «Найди такую же снежинку»
«Одеваем куклу на прогулку»
«Назови, что делают»
4. Речевое упражнение «Снежинки».
Цель: Развитие речевого дыхания.
5. Рисование «На деревья, на лужок тихо падает снежок».
6. Лепка снеговика
7. Подвижные игры:
«Берегись заморожу»
«На дворе мороз и ветер»
«Снежинки»
«Догони меня»
«Зайка беленький сидит»
8. Рассматривание иллюстраций, картин.
9. Наблюдение за снегом во время прогулки.
10. Чтение стихов и потешек, рассказов, сказок о зиме и снеге :
«Снег идёт» Л. Воронкова
Сказки: «Зимовье зверей», «Руковичка», «Лиса и волк», «Снегурочка».
Стихотворения: «Хотел я снежинку домой принести», «На санках» О. Высотская, «Гололедица» В. Берестов, «Почему не лепится снег» Е. Благинина, «Снег сегодня белый – белый» А. Барто, «Снежинки» Н. Мигунова, «Снег идёт» М. Познанская, «Снег» Е. Благинина.
11. Отгадывание загадок на зимнюю тематику.
12. Конструирование горки из деревянного конструктора.
13. Сюжетно – ролевая игра «Больница»
14. Просмотр мультфильмов: «Умка», «Зимняя сказка», «Лунтик и его друзья».
15. Самостоятельная двигательная деятельность под музыкальные композиции: «Снег – снежок», «Танец снежинок».
16. Пальчиковая гимнастика: «Мы скатаем снежный ком …», «Зима», «Снежинка».
17. Рассматривание макета дерева «Времена года».
18. Самостоятельная игровая деятельность на прогулке.
Третий этап - заключительный этап:
Продукт проекта :
• Изготовленные родителями картотеки стихотворений, подвижных игр, загадок на тему «Зима, снег».
• Детские рисунки «На деревья, на лужок тихо падает снежок».
• Пополнение предметно развивающей среды в группе.
• Рекомендации для родителей.
В процессе работы над проектом :
- дети узнали, что такое снег, какой снег, в какие игры со снегом можно играть, почему его нельзя есть.
- у педагогов повысился творческий потенциал, повысилась компетентность по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
- у родителей повысились педагогические знания, родители приняли активное участие в проектной деятельности.
У детей расширились и закрепились знания о снеге, его свойствах, они имеют представление о том, как снег может навредить здоровью человека.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что поставленные цель и задачи успешно решены. Проект поспособствовал обогащению имеющихся знания и навыков детей, через поддержку стремления детей к познавательно - исследовательской деятельности, творчеству. Гипотеза подтверждена.