Папки-передвижки

Проект в младшей группе «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря«

Зорина Анна
Проект в младшей группе «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря«
▼ Скачать + Заказать документы

Тема проекта : «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря детей».

Авторы-составители проекта : Минеева Татьяна Павловна, Барская Ирина Александровна. 2022 год.

Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели групп, родители.

Публикация «Проект в младшей группе „Развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря„» размещена в разделах

Образовательные области: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Вид проекта : краткосрочный, обучающе-игровой.

Продолжительность проекта : с июня 2022 года по август 2022 года

Проблема проекта :

Анализируя общее развитие воспитанников нашего дошкольного учреждения, отмечено, что с каждым годом растет число детей с нарушением речи и поздноговорящих детей. Активный словарь дошкольников крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но никак ни словесным выражением потребностей и просто общением. В большинстве случаев это дети, которые вновь поступают в детский сад. У большинства детей дефекты речи, а это ведет к недоразвитию монологической и диалогической речи, к трудностям в обучении чтению и письму, влечёт за собой низкую успеваемость ребёнка в школе, а также проблемы в общении с окружающими, и как следствие, проявление негативных качеств личности (раздражительность, замкнутость).

Актуальность проблемы:

Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.

Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему - движение.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни.

Движение - это и хороший воспитатель. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем многообразии.

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.

Следовательно, сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути развития речевых и двигательных функций детей.

Таким образом, возникла необходимость создания системы работы, где двигательная деятельность выступала бы как средство развития речи дошкольника.

Цель проекта :

- создание условий для развития речи ребенка на занятиях по физической культуре через использование речевых игр и игровых упражнений на развитие общей и мелкой моторики.

- развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря детей.

Задачи проекта :

- создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника;

- формировать двигательную сферу ребенка и навыки правильного выполнения двигательных действий в сочетании с речевым сопровождением;

- привлечь к совместному сотрудничеству родителей через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.

- вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в логоритмических и подвижных играх по координации речи с движением, а также в игровых упражнениях на развитие мелкой моторики; способствовать развитию выразительности речи и движений

Этапы реализации проекта.

1. Организационно- подготовительный этап:

- подбор и изучение методической литературы по речевому развитию детей;

- подбор и разработка информационно-просветительского материала для родителей по теме;

- подбор и систематизация по образовательным областям игр и игровых упражнений;

- создание предметно-развивающей среды по теме;

2. Практический этап:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижная игра «Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по

кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

Подвижная игра «Карусель»

Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать

эмоциональный тонус.

Описание: Воспитатель предлагает детям покататься на карусели.

Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему

разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель

двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель

говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»

Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту

бега, слаженность коллективных действий.

Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если

воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и

ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице

беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить

их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова

текста; доставить детям радость.

Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает

выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на

середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на

корточки. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями

И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать. ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается,

кто испугал зайку

Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает

игрушку).

Дети убегают на свои места.

Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и

убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с

мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если

его отбивать рукой, сопровождая действия словами :

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом

отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас

догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид,

что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям

выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над

головами детей, как будто отбивает мячи.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на

друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание. Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной

воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти

гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» -

бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель

снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется

Подвижная игра «Лохматый пес»

Один из детей изображает «пса». Остальные тихонько подходят к нему, шепотом проговаривая слова :Вот лежит лохматый пес,В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит,Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудимИ посмотрим, что-то будет. Пес вскакивает, начинает лаять- дети разбегаются. Пес пытается их догнать.

3. Заключительный этап.

Участие в фестивале подвижных игр.

Работа с семьей:

Консультации для родителей - «Роль семьи в речевом развитии ребенка 2-3лет»

Беседа:- «Как развивать связную речь дома»

Вывод:

Проводимая работа по развитию речи, воображения, памяти у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности помогает развивать все стороны устной речи каждого ребёнка, воспитывает интерес. У ребенка развивается умение комбинировать образы, способность к импровизации. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Считаем, что с поставленными задачами справились.

Литература

1. Авилова С. А., Калинина Т. В. Игровые и рифмованные формы физических

упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений,

стихотворения с движениями. – Волгоград: Учитель, 2008. – 111стр.

2. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду»;

3. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания

и обучения в детском саду»;

4. Зуева Т. Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурно-

оздоровительной работе с дошкольниками. Учебно-методическое

пособие. - М., Центр педагогического образования, 2008. -112 стр.

5. Максакова А. И., Чумакова Г. А. «Учите, играя»;

Методическое пособие. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 - 224 с.

6. Тимофеева Е. А. «Подвижные игры»;

7. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

Публикации по теме:

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности» ФОТООТЧЕТ Тема: «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста через театрализованную деятельность» Воспитатель: Пескова.

Консультация для воспитателей «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Консультация для воспитателей: «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Двигательный режим включает в себя.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в младшей группе «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря«
Опубликовано: 10 октября 2024 в 14:47
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект в младшей группе «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря«» (включая файлы) размещена пользователем Зорина Анна (УИ 1880831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД