Получи документы

Проект в младшей группе «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря«

Зорина Анна
Проект в младшей группе «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря«

Тема проекта : «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря детей».

Авторы-составители проекта : Минеева Татьяна Павловна, Барская Ирина Александровна. 2022 год.

Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели групп, родители.

Публикация «Проект в младшей группе „Развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря„» размещена в разделах

Образовательные области: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Вид проекта : краткосрочный, обучающе-игровой.

Продолжительность проекта : с июня 2022 года по август 2022 года

Проблема проекта :

Анализируя общее развитие воспитанников нашего дошкольного учреждения, отмечено, что с каждым годом растет число детей с нарушением речи и поздноговорящих детей. Активный словарь дошкольников крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но никак ни словесным выражением потребностей и просто общением. В большинстве случаев это дети, которые вновь поступают в детский сад. У большинства детей дефекты речи, а это ведет к недоразвитию монологической и диалогической речи, к трудностям в обучении чтению и письму, влечёт за собой низкую успеваемость ребёнка в школе, а также проблемы в общении с окружающими, и как следствие, проявление негативных качеств личности (раздражительность, замкнутость).

Актуальность проблемы:

Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.

Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему - движение.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни.

Движение - это и хороший воспитатель. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем многообразии.

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.

Следовательно, сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути развития речевых и двигательных функций детей.

Таким образом, возникла необходимость создания системы работы, где двигательная деятельность выступала бы как средство развития речи дошкольника.

Цель проекта :

- создание условий для развития речи ребенка на занятиях по физической культуре через использование речевых игр и игровых упражнений на развитие общей и мелкой моторики.

- развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря детей.

Задачи проекта :

- создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника;

- формировать двигательную сферу ребенка и навыки правильного выполнения двигательных действий в сочетании с речевым сопровождением;

- привлечь к совместному сотрудничеству родителей через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.

- вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в логоритмических и подвижных играх по координации речи с движением, а также в игровых упражнениях на развитие мелкой моторики; способствовать развитию выразительности речи и движений

Этапы реализации проекта.

1. Организационно- подготовительный этап:

- подбор и изучение методической литературы по речевому развитию детей;

- подбор и разработка информационно-просветительского материала для родителей по теме;

- подбор и систематизация по образовательным областям игр и игровых упражнений;

- создание предметно-развивающей среды по теме;

2. Практический этап:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижная игра «Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по

кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

Подвижная игра «Карусель»

Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать

эмоциональный тонус.

Описание: Воспитатель предлагает детям покататься на карусели.

Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему

разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель

двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель

говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»

Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту

бега, слаженность коллективных действий.

Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если

воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и

ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице

беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить

их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова

текста; доставить детям радость.

Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает

выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на

середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на

корточки. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями

И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать. ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается,

кто испугал зайку

Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает

игрушку).

Дети убегают на свои места.

Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и

убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с

мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если

его отбивать рукой, сопровождая действия словами :

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом

отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас

догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид,

что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям

выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над

головами детей, как будто отбивает мячи.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на

друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание. Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной

воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти

гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» -

бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель

снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется

Подвижная игра «Лохматый пес»

Один из детей изображает «пса». Остальные тихонько подходят к нему, шепотом проговаривая слова :Вот лежит лохматый пес,В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит,Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудимИ посмотрим, что-то будет. Пес вскакивает, начинает лаять- дети разбегаются. Пес пытается их догнать.

3. Заключительный этап.

Участие в фестивале подвижных игр.

Работа с семьей:

Консультации для родителей - «Роль семьи в речевом развитии ребенка 2-3лет»

Беседа:- «Как развивать связную речь дома»

Вывод:

Проводимая работа по развитию речи, воображения, памяти у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности помогает развивать все стороны устной речи каждого ребёнка, воспитывает интерес. У ребенка развивается умение комбинировать образы, способность к импровизации. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Считаем, что с поставленными задачами справились.

Литература

1. Авилова С. А., Калинина Т. В. Игровые и рифмованные формы физических

упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений,

стихотворения с движениями. – Волгоград: Учитель, 2008. – 111стр.

2. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду»;

3. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания

и обучения в детском саду»;

4. Зуева Т. Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурно-

оздоровительной работе с дошкольниками. Учебно-методическое

пособие. - М., Центр педагогического образования, 2008. -112 стр.

5. Максакова А. И., Чумакова Г. А. «Учите, играя»;

Методическое пособие. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 - 224 с.

6. Тимофеева Е. А. «Подвижные игры»;

7. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

Публикации по теме:

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности» ФОТООТЧЕТ Тема: «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста через театрализованную деятельность» Воспитатель: Пескова.

Консультация для воспитателей «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Консультация для воспитателей: «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Двигательный режим включает в себя.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Проект «Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»Проект «Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений» Проект «Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений» База внедрения.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в младшей группе «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря«
Опубликовано: 10 октября 2024 в 14:47
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект в младшей группе «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря«» (включая файлы) размещена пользователем Зорина Анна (УИ 1880831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 апреля 2025 четверг
Рисуем кофейные рисунки!
Международный день летучих мышей
18 апреля 2025 пятница
Осваиваем пальчиковую живопись!
Александр Невский — защитник земли Русской!
Встречаем теплый ветер, изучаем свойства ветра!
Страстная пятница
День всемирного наследия!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД