Зорина Анна
Проект в младшей группе «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря«
▼ Скачать +Заказ
Тема проекта : «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря детей».
Авторы-составители проекта : Минеева Татьяна Павловна, Барская Ирина Александровна. 2022 год.
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели групп, родители.
Публикация «Проект в младшей группе „Развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря„» размещена в разделах
Образовательные области: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Вид проекта : краткосрочный, обучающе-игровой.
Продолжительность проекта : с июня 2022 года по август 2022 года
Проблема проекта :
Анализируя общее развитие воспитанников нашего дошкольного учреждения, отмечено, что с каждым годом растет число детей с нарушением речи и поздноговорящих детей. Активный словарь дошкольников крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но никак ни словесным выражением потребностей и просто общением. В большинстве случаев это дети, которые вновь поступают в детский сад. У большинства детей дефекты речи, а это ведет к недоразвитию монологической и диалогической речи, к трудностям в обучении чтению и письму, влечёт за собой низкую успеваемость ребёнка в школе, а также проблемы в общении с окружающими, и как следствие, проявление негативных качеств личности (раздражительность, замкнутость).
Актуальность проблемы:
Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.
Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему - движение.
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни.
Движение - это и хороший воспитатель. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем многообразии.
Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.
Следовательно, сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути развития речевых и двигательных функций детей.
Таким образом, возникла необходимость создания системы работы, где двигательная деятельность выступала бы как средство развития речи дошкольника.
Цель проекта :
- создание условий для развития речи ребенка на занятиях по физической культуре через использование речевых игр и игровых упражнений на развитие общей и мелкой моторики.
- развитие речевой деятельности дошкольников посредством двигательного режима в обогащении словаря детей.
Задачи проекта :
- создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника;
- формировать двигательную сферу ребенка и навыки правильного выполнения двигательных действий в сочетании с речевым сопровождением;
- привлечь к совместному сотрудничеству родителей через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.
- вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в логоритмических и подвижных играх по координации речи с движением, а также в игровых упражнениях на развитие мелкой моторики; способствовать развитию выразительности речи и движений
Этапы реализации проекта.
1. Организационно- подготовительный этап:
- подбор и изучение методической литературы по речевому развитию детей;
- подбор и разработка информационно-просветительского материала для родителей по теме;
- подбор и систематизация по образовательным областям игр и игровых упражнений;
- создание предметно-развивающей среды по теме;
2. Практический этап:
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Подвижная игра «Хоровод»
Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.
Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по
кругу.
Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!
До того мы закружились, что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы выполняют приседания.
Подвижная игра «Карусель»
Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать
эмоциональный тонус.
Описание: Воспитатель предлагает детям покататься на карусели.
Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему
разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель
двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель
говорит:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
Дети останавливаются.
Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту
бега, слаженность коллективных действий.
Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если
воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и
ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице
беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.
Подвижная игра «Зайка беленький сидит»
Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить
их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова
текста; доставить детям радость.
Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает
выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на
середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на
корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями
И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,
Вот так, вот так имитируя заячьи уши.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих
Надо зайке поскакать. ногах на месте.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается,
кто испугал зайку
Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает
игрушку).
Дети убегают на свои места.
Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и
убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с
мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если
его отбивать рукой, сопровождая действия словами :
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом
отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас
догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид,
что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям
выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над
головами детей, как будто отбивает мячи.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на
друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Описание. Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной
воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти
гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» -
бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель
снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется
Подвижная игра «Лохматый пес»
Один из детей изображает «пса». Остальные тихонько подходят к нему, шепотом проговаривая слова :Вот лежит лохматый пес,В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит,Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудимИ посмотрим, что-то будет. Пес вскакивает, начинает лаять- дети разбегаются. Пес пытается их догнать.
3. Заключительный этап.
Участие в фестивале подвижных игр.
Работа с семьей:
Консультации для родителей - «Роль семьи в речевом развитии ребенка 2-3лет»
Беседа:- «Как развивать связную речь дома»
Вывод:
Проводимая работа по развитию речи, воображения, памяти у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности помогает развивать все стороны устной речи каждого ребёнка, воспитывает интерес. У ребенка развивается умение комбинировать образы, способность к импровизации. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Считаем, что с поставленными задачами справились.
Литература
1. Авилова С. А., Калинина Т. В. Игровые и рифмованные формы физических
упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений,
стихотворения с движениями. – Волгоград: Учитель, 2008. – 111стр.
2. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду»;
3. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания
и обучения в детском саду»;
4. Зуева Т. Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурно-
оздоровительной работе с дошкольниками. Учебно-методическое
пособие. - М., Центр педагогического образования, 2008. -112 стр.
5. Максакова А. И., Чумакова Г. А. «Учите, играя»;
Методическое пособие. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 - 224 с.
6. Тимофеева Е. А. «Подвижные игры»;
7. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».