татьяна власова
Проект в младшей-средней группах «Мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель1 квалификационной категории МКДОУ «Терновский детский сад №1»
Власова Татьяна Сергеевна
«Я люблю тебя, мой край родной,
Ты мне дорог, будто мамина улыбка,
Говорят с суровой ты душой,
Да- с душой, суровость же- ошибка».
Н. И. Новиков
Актуальность проекта. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мира, мы зажигаем в их сердцах искорку любви к родному краю, к Родине. Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Актуальность программы определяется стремлением расширить знания детей о природе, истории, культуре нашей малой Родины. Исходя из актуальности темы, мы поставили перед собой следующую цель.
Темочки:
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Средняя группа
- Темочки
Цель: - зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре. В процессе работы над данной темой мы определи следующие задачи. Задачи:
- развивать бережное отношение к селу и его природе, к достопримечательностям и культурным ценностям;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- воспитывать чувство гордости за своих земляков;
- повысить компетентность родителей по воспитанию у детей чувства гордости и любви к родному краю.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта : «Мой край родной» - проект по краеведению
Вид проекта :познавательный, творческий.
Участники:дети младшей -средней группы (3-5 лет, родители воспитанников, педагоги группы, социум.
Сроки реализации:долгосрочный
Педагогические принципы: регионализации, непрерывности, доступности, целостности, системности, преемственности, культурообразности, стимулирование детской деятельности.
Ожидаемые результаты. Проект призван помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь. Реализация данного проекта позволит :
-заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
-приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Отличительная особенность данного проекта состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Основные организационные формы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• в свободной деятельности;
• целевые прогулки по селу;
• экскурсии с различной тематикой по селу;
• развлечения;
• тематические выставки;
• встречи с участниками исторических событий;
Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций.
Работа по данной теме особенно трудна, потому что, требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Работая над этой темой, мной была составлена модель системы работы по краеведению, выделены блоки работы по патриотическому воспитанию, включающие серии конспектов-занятий, консультации для педагогов и родителей.
Индукционная модель системы работы по краеведению:
Семья Родное село Родной край
Блоки работы по воспитанию патриотизма:
1. Семья
Программное содержание:
Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.
2. Родное село
Программное содержание: Закрепить и расширить знания дошкольников о селе, его расположении на карте.
Познакомить с традициями и праздниками, показать его социальную значимость в развитии страны.
3. Родной край
Программное содержание: Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях и памятных местах села Терновка, Терновского района, Воронежской области. Познакомить детей с основными видами полезных ископаемых Воронежской области. Расширить представления детей о растениях и животных нашего края.
Прогнозируемый результат 1 этапа.
Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта.
Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение, составление текстов бесед и электронных презентаций
II этап - основной, включает в себя:
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
2. Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
3. Совместные мероприятия с детьми разного возраста.
4. Экскурсии по селу.
5. Пополнение развивающей среды.
6. Выставки детских работ, семейных коллекций.
Формируется методическая копилка для проведения тематического мониторинга к занятиям, тематических бесед; пеших экскурсий по селу; игр-путешествий; художественно-творческой деятельности и т. д. Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:
• игровой;
• музейной педагогики;
• домашнего кинотеатра;
• информационно-познавательной с использованием ИКТ.
III этап - итоговый, включает в себя:
1. Итоговое диагностирование детей
2. Повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу проекта.
Перспективное планирование.
Сентябрь
-Рисование: «Мой дом».
- игра: «Назови деревья, нашей местности»;
-консультация «Главные условия воспитания детей в семье» - работа с родителями;
- игра - путешествие «Птицы и животные родного края».
Октябрь
- Экскурсия по памятным местам села Терновка;
- оформление уголка в группе «Мой край»;
-«История и особенности русского национального костюма»;
-участие и победа в областном смотре-конкурсе школьных музеев и экспозиций образовательных организаций Воронежской области,посвященном 80-летию наступательной операции «Малый Сатурн» (3 место).
Ноябрь
-Беседы на тему: «Дом, в котором я живу»;
- «Я горжусь своим прапрадедушкой»- рассказ и просмотр семейного альбома (семья Багрянцевых);
- аппликация «День народного единства», тематические беседы «День Герба РФ».
Декабрь
- Тематические экскурсии: «Они сражались за Родину» (памятник ВОВ) ,день Героев Отечества;
-Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?» - работа с родителями;
-день Конституции в России,тематическая беседа;
- Пословицы и поговорки о семье «Вместе дружная семья» (совместные детско-родительские иллюстрации).
Январь
- мероприятие к 80 летию освобождения Воронежа (районный онлайн марафон чтецов, организация фотовыставки «Освобожденный Воронеж)
Февраль
- Фотовыставка «Наше село - Терновка», «Москва-столица нашей Родины»;
- игра «Угадай и назови»;
- конструирование: «Мой город».
- консультация для родителей «Что можно рассказать ребенку о родном крае?».
Март
«Символика родного края»
- Беседы и рассматривание государственной символики родного края (Герб и флаг Терновского района, Воронежской области).
- аппликация «Герб России».
Апрель
«Что за край?»
- Путешествие в сказку Петра Ершова «Конек - Горбунок».
Дидактические игры:
- «Узнай, где я нахожусь?»;
- «Собери картинку»;
- «Что за улица?».
Май
«Мы помним»
- просмотр презентации «Земля Терновская»;
-высадка декоративных деревьев на участке детского сада;
- фотоколлаж на тему: «Мой родной край»;
- мероприятие «Бессмертный полк»;
-посещение мемориала ВОВ.
Ожидаемый результат:
-знают историю родного края, его достопримечательности; -испытывают чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село;
- сформировано понятие «Моя малая Родина»;
- наличие стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края.
Вывод.
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о селе, знаменитых жителях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего села. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём селе, его замечательных земляках, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины. Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. А также удается добиваться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.
Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, 17.10.13 г., № 1155.
3. Герасимова, О. Люби и знай свой край [Текст] / О. Герасимова // Дошкольное воспитание, 2014. - №8. – С. 4-14.
4. Лихачев Д. С. Русская культура [Текст] / Д. С. Лихачев. - М. : Искусство, 2000. - 440 с
5. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? [Текст] : опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л. А. Кондрыкинская. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 192 с.
6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие – М. : ТЦ Сфера,2010 – 96с.
7. Интернет ресурсы «Детский туризм».
8. Юрьев Ю. И. Край Воронежский. Гордость Земли Терновской. - Изд. «Воронеж», 2000.- 570с.
9. Юрьев Ю. И. Сказание о Земле Терновской (Терновский район с древнейших времен до наших дней). – 2-е изд., перераб. И доп. – Борисоглебск: ООО «Кристина и К», 2019.- 607 с.