Получи документы

Проект «По следам сказок» в младшей группе

Людмила Гусак
Проект «По следам сказок» в младшей группе

ПРОЕКТ в младшей группе

«По следам сказок»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки, авторские сказки, писателей – сказочников.

Публикация «Проект „По следам сказок“ в младшей группе» размещена в разделах

Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Для повышения интереса к русской народной сказке, любви к чтению, для развития речи детей мною был разработан проект «По следам сказок».

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«По следам сказок»

Паспорт проекта

Тема проекта: «По следам сказок»

Авторы: Гусак Л. Ю.

Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы (27 человек, родители.

Срок реализации: с 14.09 по 16.10, месяц.

Тип проекта: среднесрочный.

Вид проекта: коллективный, познавательно – речевой, творческий.

Проблема. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. А ведь участие родителей в речевом развитии ребенка играет большую роль.

Цель проекта:

Формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки.

Задачи проекта:

1. Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.

2. Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.

3. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.

4. Совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

5. Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.

6. Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

7. Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок,

8. Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.

9. Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения.

10. Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

• Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.

• Дети знают, что сказки бывают авторские и русские народные, знают некоторых писателей – сказочников: К. И. Чуковского, Ш. Перро, Х. К. Андерсена, С. Михалкова.

• Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.

• Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.

• Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

• Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.

• Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.

• Родители принимают участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»

• Предметно – развивающая среда пополнилась разными видами театра, сделанных руками родителей.

• Родители сделали подборку раскрасок на тему «Сказки».

Условия реализации проекта:

Ресурсное обеспечение проекта:

• художественные и музыкальные произведения

• уголок театрализованной деятельности

• книжный уголок

• наглядный материал (картинки сказочных персонажей, настольно-печатные игры, дидактические игры, сказочные персонажи – игрушки)

• раскраски по теме «Сказки»

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.

• Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.

• Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра (педагогом).

• Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.

• Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

• Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.

• Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

• Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.

• Анкетирование родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

• Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски.

• Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?»

• Оформление книжного уголка в группе.

• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.

• Информация для родителей «Участвуем в проекте «По следам сказок»».

• Разработка содержания проекта: «По следам сказок»

Основной этап:

• Проведение бесед и НОД по теме проекта.

• Отгадывание загадок о сказках и героях сказок;

• Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»

• Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр.

• Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.

• Игры – драматизации по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».

• Раскрашивание иллюстраций к сказкам.

• Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.

• Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.

• Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).

Обогащение развивающей среды:

В книжный уголок – внесение русских народных сказок, авторских сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения.

В речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, перчаточный, пальчиковый).

В игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.

В уголок изодеятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.

Формы и методы работы с детьми.

Образвательные

области Формы и методы работы

1. Социально – коммуникативное развитие • Дидактические игры:

«Расскажи сказку по серии картинок»

«Составь сказку»

«Назови сказку»

«Узнай сказку по иллюстрации» (учить отгадывать сказку по иллюстрациям)

«Что сначала, что потом»

«Из какой сказки пришёл герой (героиня?» (учить отгадывать сказку по репликам сказочного героя)

«Подбери иллюстрацию к сказке»

«Сложи картинку и узнай сказку» (разрезные картинки, пазлы)

«Узнай по описанию»

«Путаница»

«Доскажи словечко» (загадки о сказках)

«Собери сказку из частей»

• Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин», «Доктор Айболит»

• Пальчиковые игры: «Репка», «Колобок», «Сказки», «Теремок»

• Игры – драматизации по сказкам «Колобок, «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя»

2. Познавательное развитие • НОД по ФЭМП «Гуси – лебеди»

• НОД по ФЭМП «Стоит в поле теремок»

• Познавательно – исследовательская деятельность «Свойства бумаги»

3. Речевое развитие • Интегрированное занятие «Три медведя» (развитие речи и лепка)

• Интегрированное занятие «Сказки дедушки Корнея» (развитие речи и аппликация)

• Интегрированное занятие «Колобок – колобище» (развитие речи и лепка из соленого теста)

• НОД «В гостях у сказки»

• Интегрированное занятие «Путешествие в страну сказок» (развитие речи и лепка)

• Показ сказок с помощью настольного театра, пальчикового театра, фланелеграфа.

• Беседы с детьми «Что такое сказка» «Моя любимая сказка», «Правила обращения с книгой», «Кто пишет сказки?»;

• Литературная викторина «Что мы знаем о сказках»

• Чтение худ. литературы:

«Колобок», обр. К. Ушинского;

«Маша и медведь», обр. М. А. Булатова;

«Три медведя»

«Петушок- золотой гребешок»

«Лисичка –сестричка и серый волк» в обр. М. Булатова

«Пузырь, соломинка и лапоть»

«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;

«Теремок», обр. Е. Чарушина;

«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;

«Гуси-лебеди»,обр. Булатова;

«Бычок —черный бочок, белые копытца»;

«У страха глаза велики», обр. М. Серовой.

«Пых», белорус, обр. Н. Мялика;

«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;

«У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной;

Х. К. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок»

«Три поросенка» пер. С. Михалков

«Красная шапочка» Ш. Перро

«Доктор Айболит», «Федорино горе», «Чудо – дерево», «Путаница», «Муха – цокотуха», «Краденое солнце» К. И. Чуковский

4. Художественно – эстетическое развитие • НОД по рисованию:

«Петушок – золотой гребешок»

«Колобок»

«В гостях у солнышка»

«Избушка для трех медведей»

• НОД по лепке:

«Колобок»

«Встреча зайца и колобка»

«Подарки для колобка» (лепка из соленого теста)

«Мышка – норушка»

«Избушка для зайчика»

• НОД по аппликации

«Репка»

«Сказочный домик – теремок»

«Чудо – дерево»

• Строительные игры «Построим домики для сказочных героев»

• Конструирование «Кроватки для трех медведей»

• Музыкально – ритмические движения «Колобок», «Бабка – Ежка»

5. Физическое развитие • НОД по физкультуре «Колобок»

• НОД по физкультуре «Кто в теремочке живет?»

• Динамические паузы «Буратино», «Колобок», «Мышка», «Бабушка Яга»

• Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки»

• Подвижные игры «Заинька, попляши», «Пузырь», «Гуси – гуси», «У медведя во бору», Бабушка Маланья», «Водяной»

• Подражательные движения, характерные для животных: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса, мышка, петушок и др.)

Работа с родителями:

• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

• Анкетирование для родителей «Роль сказки в воспитании ребенка».

• Папки – передвижки для родителей:

«Как устроить домашний театр для детей?»

«Воспитание сказкой»

• Консультации для родителей:

«Влияние сказки на речевое развитие детей дошкольного возраста».

«Ребёнок и книга».

• Акция «Подари книгу – сказку»

Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра).

• Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»

Аналитический этап:

Уровень сформированности знаний детей по теме проекта можно определить с помощью викторины «Что мы знаем о сказках?» (см. приложение)

Результаты работы по проекту можно определить:

- по сформировавшимся у детей представлениям и знаниям по теме проекта;

- по доле заинтересованности родителей в совместной деятельности в процессе реализации проекта.

Заключительный этап:

• Выставка творческих работ детей: «Что за прелесть эти сказки».

• Выставка поделок «Театр своими руками», «Книги – сказки» сделанных родителями.

• Обновление предметно – развивающей среды.

• Проведение литературной викторины «Что мы знаем о сказках».

• Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка».

• Отчет для родителей на сайте группы, презентация проектной деятельности «По следам сказок»

• Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.

• Подведение итогов проектной деятельности.

Заключение:

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях проектной деятельности.

В процессе своей работы я использовала технологию проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологи. Мы считаем, что основная цель проекта - формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки - была достигнута.

На первом этапе реализации проекта была изучена методическая литература и составлен перспективный план мероприятий для детей, а также план совместных мероприятий с участием родителей. Заранее я ознакомила всех родителей с целью и задачами будущего проекта, заинтересовала и привлекла к сотрудничеству.

Основной этап проектной деятельности длился месяц. На всех занятиях по всем образовательным областям я использовала разнообразные сказочные сюжеты, знакомые детям. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; дети стали называть писателей – сказочников, повысилась речевая активность. Из дома дети приносили свои любимые книги со сказками и рассказывали о них. У детей сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Исполняемая роль, произносимые реплики ставили детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность вызывала у детей особый восторг. Все дети желали надеть маску и костюм и превратиться в того или иного сказочного персонажа. Даже робкие и стеснительные дети стали принимать активное участие в театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогало преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки. Дети стали дружнее, чаще объединялись для обыгрывания той или иной сказки.

Закреплению представлений о сказках способствовали занятия по изодеятельности. В свободной деятельности дети с удовольствием рисовали цветными карандашами, восковыми мелками сказочных героев, раскрашивали раскраски, распечатанные родителями. Регулярно устраивались выставки поделок и рисунков детского творчества. Дети вместе с родителями приняли участие в выставке рисунков «Моя любимая сказка» и с гордостью показывали свои рисунки детям и воспитателям и рассказывали о своей любимой сказке.

На заключительном этапе обобщить полученные знания по теме помогла викторина «Что мы знаем о сказках». Все воспитанники были активными в ответах.

В процессе совместной деятельности над проектом активными участниками были родители. Для родителей были оформлены папки – передвижки о видах театра, о роли сказки в развитии и воспитании ребенка, было проведено анкетирование о том, какие книги родители дома читают детям, есть ли в домашней библиотеке сказки. Чтение сказок стало доброй семейной традицией во многих семьях. Благодаря родителям предметно – развивающая среда группы пополнилась новыми видами театров (пальчиковый, разные виды настольных театров). Работы оказались оригинальными и неповторимыми. Была организована выставка поделок, сделанных руками родителей «Театр своими руками». Дети стали чаще инсценировать сказки, используя новые виды театров.

Внимание малышей удержать очень трудно, но используемые технологии, методы и приемы работы позволили достигнуть хороших результатов. По результатам мониторинга, полученного в ходе викторины «Что мы знаем о сказках?», 60% детей имеют высокий уровень усвоения материала, 15 % детей имеют уровень усвоения материала – выше среднего, 25% детей имеют средний уровень. 80 % родителей приняли активное участие в реализации проекта. В результате работы над проектом я повысила и своё профессиональное мастерство.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

1. Дети познакомились с русскими народными и авторскими сказками;

2. Дети второй младшей группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям; по загадкам, стихотворениям.

3. Дети были участниками игр - драматизаций, кукольных спектаклей;

4. Дети научились отвечать на вопросы по содержанию сказок, мимикой передавать характер и настроение героев;

5. Расширился и обогатился словарный запас детей;

6. Речь воспитанников стала более выразительной;

7. Дети в совместной коллективной деятельности проявляют взаимопомощь.

8. Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, в группе оформили выставку детских творческих работ.

9. Родители принимали участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»

10. Родители воспитанников стали больше времени уделять чтению с детьми.

11. Родители сделали подборку раскрасок на тему «Сказки».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1) Веракса Н. Е. "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" - М. : Мозаика-синтез, 2010.

2) Конспекты интегрированных занятий, А. В. Аджи, Воронеж, 2009г.

3) Ресурсы интернета.

4) Власенко О. П. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Вторая младшая группа» - Волгоград: Учитель, 2013.

5) КочкинаН. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие М. : Мозаика-Синтез, 2012г.

6) И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007

7) Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994.

8) Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 20.

9) Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2001.

10) Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2006.

11) Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.

Публикации по теме:

Конспект итоговой образовательной деятельности в младшей группе «По следам Колобка» МДОУ ВМР «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» Г. Вольска Саратовской области» Конспект Образовательной деятельности В младшей.

Конспект открытого занятия по региональному компоненту во второй младшей группе «Идём по следам диких животных»Конспект открытого занятия по региональному компоненту во второй младшей группе «Идём по следам диких животных» Конспект открытого занятия по региональному компоненту во второй младшей группе "Идём по следам диких животных" с использованием кейс-технологии.

Конспект занятия в подготовительной группе «По следам любимых сказок» Цель – воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности; создание положительного психологического климата среди дошкольников.

Краткосрочный проект «По следам тигра» Введение „Человек в своей свирепости и беспощадности не уступит ни одному тигру и ни одной гиене. Вполне вероятно, что так оно и есть. Когда.

Квест-игра по сказке «По следам любимой сказки» для второй младшей группе Конспект квест-игры для детей 2 младшей группы «По следам любимой сказки» Задачи: закреплять знания детей о сказке «Гуси -лебеди» Развивать.

Квест-игра «По следам сказок» Квест-игра «По следам сказок» Цель: Способствовать развитию воображения дошкольников, используя современные нетрадиционные методы и приемы,.

Музыкально-литературная викторина «По следам сказок» Музыкально -литературная викторина для детей старшей и подготовительной к школе групп музыкальный руководитель МКДОУ № 9 Тагирова Татьяна.

Проект «По дорогам сказок» для детей младшей группы от 3–4 летПроект «По дорогам сказок» для детей младшей группы от 3–4 лет Проект для детей младшей группы"По дорогам сказок" "Через сказку, фантазию, игру – через неповторимое детское творчество – верная дорога.

Проект «По следам сказочной полбы» в старшей группе Проект «Путешествие сказочной полбы» Вид проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации.

Проект «Поляна сказок» в младшей группе Проект «Поляна сказок» театрализованная деятельность в младшей группе Проект - средней продолжительности, групповой, игровой, творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «По следам сказок» в младшей группе
Опубликовано: 27 ноября 2019 в 19:07
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «По следам сказок» в младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Гусак в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД