Ольга Павленко
Краткосрочный проект «По следам тигра»
Введение
„Человек в своей свирепости и беспощадности не уступит ни одному тигру и ни одной гиене. Вполне вероятно, что так оно и есть. Когда заглядываешь в историю и видишь, на что способен человек, теряешь всякую веру в него. Дело может зайти так далеко, что иному, быть может, особенно в минуты ипохондрического настроения, мир покажется с эстетической стороны музеем карикатур, с интеллектуальной — желтым домом, а с моральной — мошенническим притоном. “
Артур Шопенгауэр немецкий философ
Публикация «Краткосрочный проект „По следам тигра“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Тигр, тигрята, амурский тигр
- Тигр. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - Нашим детям просто необходимо знать о редких, находившихся на грани вымирания видах животных, которые живут в родном крае.
Продолжительность проекта : один день.
Участники проекта : Дети младшей группы во главе с воспитателем; родители детей.
Тип проекта : информационный, практико – ориентированный
Интеграция: познавательное развитие, коммуникативная деятельность, художественно-эстетическое развитие.
Средства реализации:
Непрерывная образовательная деятельность.
Беседы;
Игровая деятельность;
Продуктивная деятельность;
Совместная работа с родителями.
Проект включает три этапа : подготовительный; исследовательский; заключительный (обобщающий).
Актуальность проекта.
Актуальность проблемы заключается в том, что особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуры. Нашим детям просто необходимо знать о редких, находящихся на грани вымирания, видах животных, которые живут в Приморском крае. Недостаточной является и работа с родителями по проблеме нравственно – экологического воспитания в семье.
Цель проекта :
Формирование представлений о жизни, повадках тигров, научить понимать, любить и уважать окружающий мир.
Задачи проекта :
Познакомить детей с уникальным представителем семейства кошачьих, амурским тигром;
Развивать у детей познавательно – исследовательский интерес к родному краю, природе животного мира;
Сформировать представление о жизни тигра, повадках, местах обитания;
Углубить знания детей об отношениях человека и амурского тигра;
Познакомить детей с причинами исчезновения этого вида из дикой природы;
Формировать умения делать выводы на основе полученных знаний;
Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы родного края.
План мероприятий
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап
Подборка материала и литературы по данной проблеме: стихи, загадки, рассказы.
Подбор иллюстраций, фотографий, видеоматериалов по теме: «Амурский тигр», «Тигры. Красная книга»
Заучивание стихотворений о тигре.
Работа с родителями: консультация «Что мы знаем о тиграх?»
2 этап - Практический этап
1. Рассказ о тигре.
2. НОД (художественно-эстетическая деятельность,рисование) «Полосы у тигра»
3. Прослушивание песен «Вышел тигр погулять» Г. Гладков, «Маленький тигрёнок»
4. Просмотр документального фильма «В поисках тигра»
5. Игра «Один – много»
6. Игра-пазлы «Собери тигрёнка»
7. Подвижная игра «Тигр и тигрята на охоте»
8. Словесная игра «Да» «Нет»
9. Просмотр мультфильма «Вот так тигр»
3 этап - Обобщающе - результативный этап
В заключение краткосрочного проекта подводится итог работы: выставка продуктивной деятельности, просмотр презентации «Тигры».
Литература и Интернет-ресурсы.
1. Фото. Амурский тигр. Сайт tigromania.ru
2. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет
3. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, Воронеж
4. Жуковская Р. И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста изд. 2 «Просвещение»
5. По страницам «Красной книги Приморья» Владивосток. Альманах «Русский остров» 1999-2001 гг.
6. Сайт Стихи о тиграх.
7. Красная книга России официальное издание, Владивосток: АВК «Апельсин», 2005 г.
8. Красная книга РСФСР Академия наук СССР 1983 г.
Приложение:
Консультация для родителей «Что мы знаем о тигре?»
Тигр – это хищник из семейства кошек, являющийся одним из главных представителей рода Panthera. Значение слова «тигр» дословно переводится с древне-греческого языка как «быстрый, острый». Один из крупнейших хищников, тигр уступает размерами лишь медведям – белому и бурому. Из известных девяти подвидов тигров сохранились лишь шесть: амурский тигр, тигр бенгальский, малайский, суматранский, индокитайский и южнокитайский тигр. Что касается яванского, балийского и каспийского тигров – эти подвиды были полностью истреблены человеком. Большую часть общей численности особей тигров, составляющую от 4000 до 6500 экземпляров, представляют бенгальские тигры – их доля достигает 40% от общей популяции. В прошлом веке тигр был внесен в охранные документы многих стран. Также он внесен в Красную книгу Российской Федерации и в Красную Книгу Международного Союза Охраны Природы. Начиная с 2013 года, был введен запрет на охоту на тигров по всему миру. Исследования мировых ученых доказали, что центром происхождения вида тигров была восточная Азия. Такой вывод был сделан после исследования найденных ископаемых останков животного. Подобные исследования считаются довольно сложными – находки палеонтологов в области изучения тигров были немногочисленны, а их загрязненность и фрагментированность не позволяла установить точную дату происхождения останков. Наиболее древние останки особей тигров были обнаружены на севере Китая и на острове Ява – они позволили сделать вывод, что более двух миллионов лет назад тигры уже были весьма распространены в восточной части Азии, а также на таких островах как Борнео и Палаван. Многочисленные исследования доказали, что вид тигров был отделен от общей линии предков рода Panthera (доказывая при этом прочные родственные связи, соединяющие представителей этого рода) задолго до льва, леопарда, а также ягуара.
Стихи о тиграх
Амурский тигр сильный зверь,
Но очень редок стал теперь.
Вот он идёт сквозь чащу леса,
Холёный зверь - семь долей веса.
Он, как отшельник всё один,
Но здесь в тайге он господин.
Не всяк способен с ним сразиться,
А хищник схваток не боится.
Эдуард Успенский
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре, пять.
Он по улице идёт,
Ни к кому не пристает,
Но от тигра почему-то
Разбегается народ.
Кто на дерево забрался,
Кто укрылся за ларёк,
Кто на крыше оказался,
Кто забился в водосток.
А на ёлке, как игрушки,
Разместились две старушки.
Опустел весь город мигом -
Ведь опасны шутки с тигром.
Видит тигр - город пуст :
"Дай-ка, - думает, - вернусь.
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей!".
Ода Тигру
О, Тигр, ты - чудо из чудес,
Перед тобой дрожит вес лес
И человек, и зверь любой
Всегда трепещут пред тобой
Пусть восхищается весь мир -
Великий Тигр - ты наш кумир!
Тебя в обиду не дадим
И род тигриный сохраним!
Скажи мне, добрый милый Тигр.
Скажи мне, добрый милый Тигр – кому, зачем я нужен?
Пусть всё метёт кругом, весь город бел и вьюжен,
Скажи мне добрый тигр внутри себя : зачем, кому Ты нужен?
Я каждый день смотрю и бьюсь за то, что людям надо,
Но ласковый и нежный зверь, ответь: кому-то есть отрада?
Тигрёнок
Спи спокойно мой тигрёнок,
Спи спокойно мой котёнок,
Положи под щёчку лапку,
И усни, Ты сладко-сладко,
Пусть тайга - бушует, вьюжет,
Но всем бурям не поможет,
Дивный сон, прекрасный мой!
Он прервать, защитник мой!
Тигр
Вот грянул выстрел, боль пронзила под лопаткой,
Я знаю, Ты сейчас уйдёшь от пули безвозвратной,
Но первая, что сидит в плече - последняя в заряде,
Ты сам ведь убивал,
Но смерти не был так оскал и жуток, не приятен!
Ты убивал, что б жить и петь!
Тигрята, что б смогли поесть,
Ты был однажды на войне и вот, не смог ты сладить.
Колыбельная тигрёнку
Спи, мой маленький Тигрёнок,
Баюшки-баю
Промурчу тебе на ушко
Песенку свою.
Утром Солнышко проснётся,
Скажет всем "Привет",
И окрасит твою шёрстку
В ярко-рыжий цвет!
Подвижная игра "Тигр и тигрята на охоте".
Педагог - тигр. За ним встают тигрята. Тигр обучает детей охотиться, Тигрята должны подражать движениям и не выскакивать вперед тигра, иначе получат шлепок. Тигр очень медленно выставляет вперед одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, потом выставляет вторую ногу, вторую лапу, подгибает голову, выгибает спину и медленно и осторожно крадется к добыче. Сделав 5-6 таких скачков, он группируется, поджимает к груди лапу, голову, приседает, готовясь к решающему прыжку, и резко прыгает, издавая громкий клич: "Ха!" Тигрята делают все это с ним одновременно.
Словесная игра «ДА» «НЕТ»
У него большие лапы? (да)
Носит он пальто и шляпу? (нет)
У него огромный хвост? (да)
А большой, скажите, рост? (да)
Пьет какао ест омлет? (нет)
У него мясной обед? (да)
Лижет шерстку понемножку? (да)
Чем-то он похож на кошку? (да)
Понимает нашу речь? (нет)
Мы должны его беречь? (да)