Марина Нуртинова
Проект в младшей группе «Мы пешеходы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Мы пешеходы»
2 младшая группа[/i]
Аннотация
Мы все являемся участниками в дорожно- транспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов - условие, обеспечивающее ребенку безопасность на дорогах.
Данный проект рекомендован воспитателям ДОУ для работы с воспитанниками младшего дошкольного возраста, который позволит развить у детей умения и навыки безопасного поведения на дорогах, сформировать сознательное отношение к личной безопасности.
Публикация «Проект в младшей группе „Мы пешеходы“» размещена в разделах
Паспорт проекта
Актуальность:
На улицах нашего поселка увеличивается число машин. Статистика показывает, что с каждым годом по России растет количество ДТП с пешеходами. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
Проблема:
Дети 2 младшей группы только познают этот мир, мир пешеходов и пассажиров. В силу возрастных особенностей, не знают элементарных практических навыков безопасного поведения на улицах в качестве пешеходов, не понимают наличия опасностей на улицах.
Обоснование проблемы:
• Родители не достаточно уделяют внимание теме «Правила поведения на дороге», «Правила поведения на улице», «Правила дорожного движения».
• Нет знаний у детей о правилах поведения на дороге в качестве пешехода.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский.
Время реализации проекта: сентябрь – январь.
Участники проекта: воспитатель, дети группы «Звездочка» и их родители, социальные партнеры - ГИБДД.
Исследование: Исследовать, что количество машин на дорогах велико, поэтому дети – пешеходы неукоснительно должны соблюдать дорожную культуру.
Цель: Создание у дошкольников безопасной модели поведения на дорогах. Привитие навыка неукоснительного соблюдения детьми правил дорожного движения, изучение правил дорожного движения, строения улиц.
Задачи:
• Знакомить детей с правилами для пешеходов и понятиями слов «пешеход», «тротуар», «дорога», «светофор», «зебра»;
• Прививать элементарные навыки безопасного поведения на городских улицах в качестве пешеходов;
• Привлечь родителей для повышения компетентности по вопросам касающихся ПДД
Ожидаемые результаты:
• У детей сформированы первоначальные знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге и на улице. Заинтересованность детей темой.
• Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и детальность в работе.
• С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
• Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге.
Основные методы и формы реализации проекта:
• Определение темы, постановка цели и задачи.
• Определение методов и приемов работы.
• Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
• Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
• Дидактические и с/р игры.
• Занятия, беседы, экскурсии.
• Рассматривание иллюстраций, открыток.
• Составление перспективного плана.
Этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительный
Цель: изучить методическую литературу по теме; составить план мероприятий по реализации проекта; привлечь родителей к совместной работе ДОУ по ПДД.
Предметно-пространственная развивающая среда по обучению детей ПДД:
1. Игрушки и игровое оборудование: машины легковые и грузовые, рули, куклы, коляска, светофор, конструктор.
2. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком. К нему маленькие машины, дорожные знаки и светофор.
Наглядно-дидактические пособия:
1. Картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили.
2. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар.
3. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход».
4. Дидактические игры: «Светофор», «Собери светофор», пазлы «Дорога», бизиборд по ПДД, «Собери машину».
2 этап - Основной
Цель: активное участие детей, воспитателей и родителей в мероприятиях проекта, развитие интереса детей к активной познавательной и двигательной деятельности, формирование благоприятного психологического климата в
группе.
Занятие «Знакомство с улицей»
Цель: Уточнить представление детей об улице (на улице есть широкие и узкие дорожки, по широкой дороге, которая называется проезжая часть, ездит транспорт, а по узкой дороге (тротуар) ходят люди; закрепить знания о видах транспорта ; знакомить с правилами поведения на улице, уточнить знания детей о светофоре и значении цветов.
«Наша улица»(экскурсия)
Цель: Уточнять представления о тротуаре (месте, где ходят люди); улице, дороге, легковом, грузовом, пассажирском транспорте. Развивать наблюдательность. Воспитывать устойчивое внимание.
«Улица»(конструирование)
Цель: Учить строить из кирпичиков широкую и узкую дороги (проезжая часть и тротуар, закреплять умение плотно присоединять одну деталь к другой узкой частью; предложить для обыгрывания транспорт и матрешек.
«Мой поселок» (аппликация)
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе формирования представлений о родном городе, закрепить понятия: улица, проезжая часть, тротуар, дома, деревья, кусты.
Занятие «Светофор»
Цель: Познакомить детей с работой светофора, с назначением его сигналов, пешеходным переходом. Закрепить знания цветов: красного, зеленого. Развивать речь, внимание.
«Светофор»(лепка)
Цель: Закрепить основные сигналы светофора. Продолжать учить отделять от целого куска маленькие кусочки одинакового размера и скатывать в круглые формы круговыми движениями ладоней.
Дидактическая игра «Светофор Учить различать сигналы светофора, закреплять правила пешеходов, развивать внимание, быстроту, ориентирование в пространстве.
«Грамотный пешеход»
Дать понятие детям о значении слов пешеход, пешеходный переход; познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»; учить правильно переходить улицу; закрепить представления детей о назначении светофора на дороге; формировать представление об ориентировке на дороге (посмотри налево, посмотри направо).
«Пешеходный переход»(рисование)
Цель: Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого, переходить дорогу по пешеходному переходу). Продолжать учить правильно держать кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с кистью во время рисования. Закреплять знание названий цветов (красный, зеленый, желтый, белый). Закреплять умение рисовать прямые горизонтальные линии непрерывным движением.
«Я – пешеход» (физкультурное)
Цель: Учить различать проезжую часть дороги и место перехода «Зебра»; учить понимать значение зеленого и красного сигналов светофора; развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание, уверенность в своих действиях.
Эксперимент «Помощник ли нам фликер?»
Цель: Доказать методом эксперимента что, светоотражающая способность фликерных элементов помогает пешеходам обозначить себя на дороге в тёмное время суток
«Дорожная школа»
Цель: Продолжать формировать у детей безопасное поведение на улице: называть сигналы светофора, знать, при каком сигнале можно переходить дорогу. Создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации в решении проблемных ситуаций; формирование первичных представлений о свойствах бумаги – намокание, свойства воды - удерживать легкие предметы на поверхности. Учить детей принимать участие в элементарных экспериментах. Формировать первоначальные исследовательские умения, развивать наблюдательность.
Чтение художественной литературы по ПДД:
• Чтение Киселева Наталья Константиновна «Урок светофора»,
• Чтение произведений В. Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»,
• С. Маршак «Мяч»
• «Знакомство Мишки – шалунишки с пешеходной дорожкой»
• «Три сигнала светофора»
• Б. Житков «Светофор»
• В. Клименко «Происшествие с игрушками»
3 этап - Заключительный
1. Оформление выставки для родителей.
2. Оформление макета «Перекресток»
3. Участие в акции «Засветись!»
Вывод:
Реализация данного проекта позволяет малышам усвоить ПДД в интересной и увлекательной форме, повысить компетентность родителей в формировании у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Реализация проекта:
Экскурсия «Наша улица»
Цели: Уточнять представление о тротуаре (месте, где ходят люди); улице, дороге, транспорте. Развивать наблюдательность, воспитывать устойчивое внимание.
Ход экскурсии
Воспитатель: Дети мы сегодня с вами будем гулять по улице. Она широкая, красивая. На ней много домов и машин. Мы пойдем парами друг за другом. (На протяжении экскурсии воспитатель беседует с детьми). Посмотрите какая наша улица?
Дети: Наша улица широкая, красивая.
Воспитатель: На ней много домов. Какие вы дома вы видите на улице?
Дети: Мы видим высокие, большие, маленькие, многоэтажные.
Воспитатель: Что еще есть на улице?
Дети: На улице есть магазины, аптека.
Воспитатель: По дороге едет много машин. Машины разные. Какие машины вы видите? (Дети называют) Какие машины называю грузовыми?
Дети: Машины, которые возят груз, называют грузовыми.
Воспитатель: Какой бывает груз? (Ответы детей) Чем отличаются легковые от грузовых?
Дети: Легковые машины – маленькие, возят людей; грузовые – большие, перевозят грузы.
Воспитатель: Где едут машины?
Дети: Машины едут по дороге.
Воспитатель: А место, где ходят люди, называют тротуаром. Мы с вами идем по тротуару. Где ходят люди?
Дети: Люди ходят по тротуару.
Воспитатель: А играть на дороге можно? (Ответы). Почему? А где можно играть?
Воспитатель: Теперь мы знаем, что машины ездят по дороге, люди ходят по тротуару. Посмотрите вокруг и расскажите, что еще вы видите на улице? На улице есть дома, они разные: высокие и низкие. А еще мы узнали, где можно играть?
Конструирование «Улица»
Цели: Учить строить из кирпичиков широкую и узкую дороги (проезжая часть и тротуар, закреплять умение плотно присоединять одну деталь к другой узкой частью; предложить для обыгрывания транспорт и матрешек. Учить детей коллективно сооружать постройку, объединенную общим игровым замыслом. Продолжать учить строить по образцу воспитателя. Закреплять представления детей об окружающем: улице, проезжающей части дороги, тротуаре. Способствовать возникновению совместной игры. Воспитывать дружеские чувства.
Материал: набор строительного материала, мелкие игрушки: матрешки, машины.
Ход
- Дети, что вы видели по дороге в детский сад (дорогу, по которой едут машины, дома по обеим сторонам дороги, автобусы и. т. д.). Посмотрите, что здесь построено? (улица).
Улицей широкой, гулкой едут дети на прогулку
Впечатлений очень много, будет радостной дорога!
А вокруг дома стоят очень много все подряд.
И квадратными глазами друг на друга все глядят.
- Что находится посередине улицы? (дорога).Из каких деталей она сделана? (из кирпичиков). Что проложен рядом с проезжей частью дороги (тротуар). Для чего нужен тротуар? Из каких деталей построен (из пластин).Что стоит по обеим сторонам дороги? (дома).
- Сейчас каждый из вас построит для своей матрешки домик, а дорогу и тротуары будем строить вместе. У нас получится одна большая улица.
- Вот какая красивая улица получилась, давайте ее назовем - улица Солнечная. Дети обыгрывают постройку. Педагог отмечает разнообразную конструкцию домов.
Занятие «Светофор»
(лепка)
Цели: Закрепить основные сигналы светофора. Продолжать учить отделять от целого куска маленькие кусочки одинакового размера и скатывать в круглые формы круговыми движениями ладоней.
Материал: Пластилин, доски для лепки, картонные полоски.
Методик проведения
Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как выглядит светофор: «Из каких деталей состоит? Какого они цвета? Где его вы видели?» Предлагает слепить светофор. У детей на столах картонные полоски. Каждый ребенок отделяет от целых кусков пластилина красного, желтого и зеленого цветов маленькие кусочки одинакового размера. Скатывает и располагает на картонной полоске три шарика.
По окончании работы воспитатель объясняет, что обозначает каждый цвет светофора.
Физкультурное занятие «Я – пешеход»
Цель: создание условий для снижения детского травматизма на дорогах.
Задачи:
1. Учить и различать проезжую часть дороги и место перехода «Зебра».
2. Учить понимать значение зеленого и красного сигналов светофора.
3. Развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание, уверенность в своих действиях.
Ход занятия
Вводная часть.
Ходьба по «Зебре» в колонне по одному (2 раза).
Воспитатель:
Через дорогу я с мамой иду,
За руку маму, конечно, веду.
Смотрим налево, направо глядим,
Смело идем, если нету машин!
Ходьба на месте.
Основная часть.Комплекс общеразвивающих упражнений без предметов «Ремонтная мастерская»
Упражнение «Чистим стекла»
И. п. : стоя, ноги вместе, руки на поясе. Скрещивание рук над головой на три счета (4 раза).
(Слова: «Мы повыше встанем, стеклышко достанем!»)
Упражнение «Посмотри на капот»
И. п. : стоя, ноги чуть-чуть расставлены, руки на поясе. Наклоны вперед (5 раз).
(Слова: «Мы посмотрим под капот, может, масло там течет»).
Упражнение «Качаем шины»
И. п. : стоя, ноги расставлены широкой дорожкой, руки опущены вниз, кулачки сведены вместе. Наклоны вперед или приседания со звуком «ш» (3 по 3 раза).
(Слова: «Накачаем шины мы своей машине»).
Упражнение «Проверим колеса»
И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередное сгибание и разгибание ног (3 по 4 раза).
(Слова: «Едем лесом, едем полем, все по кочкам, косогорам»).
Основные движения
1. Равновесие (катание по мостику через речку,поточно (3 раза).
2. Отбивание и ловля мяча с ударом об пол по команде воспитателя (чередование красного, желтого, зеленого цветов) по подгруппам (3 раза).
Заключительная часть
Подвижная игра «Найди свое место» (с обручами)
(Игру можно заменить на любую другую: «Бегите ко мне», «Цветные автомобили»).
Ходьба с остановкой на сигнал воспитателя: «Зеленый – идем, крсный – стоим» (5 раз).
Эксперимент «Помощник ли нам фликер?»
Цель исследования: доказать методом эксперимента что, светоотражающая способность фликерных элементов помогает пешеходам обозначить себя на дороге в тёмное время суток.
Ход эксперимента:
- В тёмное время суток каждый водитель обязан ездить с включёнными фарами. Но фары обозначают только автомобиль и ночью машины с включенными фарами хорошо видно.
- А как же обозначить себя пешеходам, чтобы их было видно ночью? (Ответы детей)
- Есть правило, которое требует, что в тёмное время суток пешеход должен обозначить себя светоотражающими элементами», то есть ФЛИКЕРАМИ.
- Кто знает, что такое фликер? Фликеры- это маленькие значки или наклейки, которые можно разместить на рюкзаке, куртке, руке или джинсах, а также на обуви. Они отражают свет от фар в темное время.
- А действительно ли фликеры помогают пешеходу обозначить себя на дороге?
- Мы узнали, что водители автомобилей обнаруживают пешехода, имеющего светоотражатели, с очень большого расстояния. Давайте проверим, так ли это на самом деле – светятся ли светоотражатели в темноте при попадании на них света.
Чтобы проверить эти факты, мы провели эксперимент.
Для этого возьмём 2 солнышка: одно солнышко мы сделали из простой цветной бумаги, а второе - из светоотражательной ленты. Они одинаковые?
Дети: -Да! Солнышки желтые.
Воспитатель: - А что нужно чтобы проверить будут солнышки светиться в темноте или нет?
Дети: - Темнота.
Воспитатель: - Но сейчас в помещении светло. Как можно создать темноту?
Дети: - выключить свет.
Воспитатель: - Вместо фар автомобиля мы используем фонарик. Направим луч света на наши солнышки. На какой из солнышек есть светоотражатели? А обычная цветная бумага светится в темноте?
Дети: - Нет.
Воспитатель:- Засветилось солнышко, сделанное из световозвращательных лент.
ВЫВОД: Итак, с помощью эксперимента мы доказали, что фликеры действительно помогают пешеходам стать заметнее на тёмной дороге. Значит фликер наш помощник и друг.
Акция «Засветись!»
Цель: дать представление детям и родителям о назначении световозвращающих элементов.
Задачи :
1. Сформировать знания о поведении на дороге, о правилах движения в тёмное время суток.
2. Обогащать словарный запас (световозращательный элемент, фликеры).
3. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников.
4. Привлечь родителей к участию в реализации проекта.
5. Воспитывать уважения к водителям и другим пешеходам.
Содержание:
1. Изготовление и распространение буклетов по ПДД «Стань заметней
на дороге».
2. Привлечение родителей к обеспечению детей фликерами.